Массовый каннибализм в эпоху неолита
На модерации
Отложенный
Человеческие ребра и позвонки, разделанные, как у вола или овцы, скошенные черепа: нет никакого сомнения, жители деревни Херксхайм ели человеческую плоть 6000 лет назад. И не один раз!
В какое время наши предки начали вести войну? Существование вооруженного конфликта, и, в более общем смысле, коллективного насилия в доисторические времена, горячо обсуждается, и часто бывает трудно обеспечить археологические доказательства. Однако некоторые из раскопок, проведенных в течение последних тридцати лет в Германии и Австрии, предоставили убедительные доказательства того, что неолитические стоянки, соответствующие началу распространения в этом регионе сельского хозяйства, были ареной очень бурных событий напоминающих массовые убийства. Сочетание этих событий на коротком промежутке времени в конце 6 тыс. до н. э., привело некоторых археологов к мысли, что конец культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК) был отмечен общей атмосферой коллективного насилия.
Археологическая площадка Херксхайм на юге земли Рейнланд-Пфальц, Германия, предоставила одно из удивительнейших свидетельств такого насилия. Обнаружение с самого начала раскопок, проводившихся с 1996 по 1999 год, сотен сводов черепов во рвах было весьма впечатляюще и навело на мысль о резне или «охоте за головами». Однако первое исследование человеческих останков привело к отказу от этой теории: казалось, дело, скорее в довольно специфическом случае погребального обычая. Но новые, более подробные, антропологические исследования недавно вновь открыли дискуссию, опровергая «могильную» теорию и говоря об обычае, гораздо более сложном, чем простая резня.
Два этапа раскопок
Участок Херксхайм расположен на плато очень богатом неолитическими стоянками на небольшом выступе в месте слияния двух небольших речушек. Обнаруженный в результате разведки поверхности в 1980-х годах, он затем стал объектом двух этапов раскопок. На первом этапе состоялись превентивные раскопки, мотивированные развитием торгово-промышленной зоны. Второй, запланированный на 2005-2008 гг., был предназначен для того, чтобы дополнить и уточнить данные, собранные ранее.
Обнаруженные строения принадлежат деревне, которая существовала здесь между 5300 и 4950 г. до н.э. Главным среди них является трапециевидное ограждение, которое охватывает площадь около 5 га. На первый взгляд оно выглядит состоящий из двух концентрических канав. На самом деле, этих двух канав никогда не существовало: они являются результатом множественных пересечений между большим количеством ям, продолговатых по длине, по форме и различающихся по глубине, до 4 м. ниже поверхности неолита, созданных в течение нескольких столетий по заранее определенному контуру. Новые ямы перекрывают другие, уже частично заполненные.
Обе цепи котлованов предположительно использовали в качестве символического разграничения жилого пространства, которое, вероятно, также имело церемониальное назначение. Лишь несколько деревень обладали таким типом ограждений в раннем неолите, что придавало им центральную роль на региональном уровне. Деревня Херксхайм, обладавшая таким ограждением на протяжении всей культуры линейно-ленточной керамики, несомненно, имела большое значение.
Тысячи жертв
В конце культуры линейно-ленточной керамики, в начале 5 тысячелетия, ограждение, похоже, поменяло свою функцию. В уже существующих канавах, а также в некоторых ямах вырытых по этому случаю, мы нашли залежи, которые состоят в основном из человеческих останков. Мы насчитали около 500 человек в пятидесяти залежах, которые мы раскопали. Поскольку это составляет менее половины всего ограждения, то, вероятно, следует вести речь о явлении, в котором участвует около тысячи человек.
В подавляющем большинстве залежей эти человеческие останки представлены в виде массы костных фрагментов, количество которых может превышать двух тысяч. Особое внимание, кажется, уделялось черепам, которые иногда встречаются целиком, но чаще всего в виде сводов, вырезанных по периметру черепа, и в целом, собранные намеренно. В другие ямы, меньшей численности, поместили целые кости, принадлежащие частично расчлененным телам с кое-где сохранившимися анатомическими связями.
Исследование, которое еще продолжается, дает одинаковые результаты для различных изученных залежей: человеческие кости несут на себе обильные деформации антропогенного происхождения, которые можно классифицировать на две категории. Первая включает в себя такие, которые соответствуют разделке трупов, то есть, следы разрезания и выскабливания, оставленные кремневыми орудиями в ходе операции по отсечению мягких тканей, связок и сухожилий в целях расчленения, снятия кожи, в том числе на черепах, или удаления плоти. Ко второй категории относятся деформации, связанные с трещинообразованием в костях, например в результате вскрытия черепа и диафиза (средней части трубчатой кости) основных длинных костей, дробление костей, богатых губчатой тканью, или разделения позвонков и ребер.
Добыча пищи
Детальное изучение этих деформаций, с одной стороны, и анализ дефицита или избытка различных костей или части костей скелета, с другой, позволяет наглядно продемонстрировать существование каннибализма. Эти факты, на самом деле, показывают, что обращение с человеческим телом во многом схоже с работой мясника над тушами современных животных, и указывает на функциональную операцию, соответствующую добыче пищи.
Эта аналогия, например, иллюстрируется систематическим разрушением суставов между позвонками и ребрами, которая полностью отвечает технике, называемой «снятие позвоночника». Что касается использования трупов для извлечения пищевых продуктов, то это выражается, в частности, почти систематическим разрушением частей скелета богатого губчатой тканью или раздроблением диафиза основных длинных костей, что еще более важно, поскольку, будучи большими, они содержат больше костного мозга.
Кроме того, мы обнаружили следы обгладывания, в особенности на концах маленьких длинных костей рук и ног, которые морфологически вполне совместимы с деятельностью человека. Прежде всего, особое распределение следов убедительно указывает на избирательность человека и позволяет исключить деятельность хищников, которая обязательно будет более случайной.
Залежи также содержат животных, керамику, каменные и костяные орудия и редкие предметы украшения в различных пропорциях. Элементы фауны были тщательно отобраны и существенно отличаются от бытовых отходов из строений мест обитания. Кости, как правило, это конечности ног, черепа. Нужно отметить частую встречаемость костей собак. Несколько залежей содержали кости лодыжек крупного рогатого скота.
Обустройство, связанное с человеческими останками, в общем, тоже сильно фрагментировано. Оно состоит в основном из фрагментов каменных жерновов и орудий из полированного камня, но особенно керамики: речь идет о самой большой коллекции керамики во всем раннем европейском неолите, состоящей из сотен ваз.
Керамика имеет две основные характеристики. Ее хронологическая однородность позволяет оценить продолжительность эпизода с захоронением людей меньше, чем в полвека. А разнообразие стилей свидетельствует о существовании контактов с несколькими регионами, некоторые из которых были удалены на 450 км. К этому добавляется и то, что эти вазы, являются одними из самых замечательных экземпляров различных традиций керамики, представленной в одном месте.
Кодифицированные обычаи
Около тысячи человек были съедены своими одноплеменниками за период, не превышающий 50 лет, а может быть гораздо короче. Их останки были помещены в ямы в таких условиях, что наводят на мысль о кодифицированных обычаях, до крайности ритуализированных. Их сопровождает исключительная керамика, а районы ее происхождения сформировали, как-то соединившись, «площадь питания» в 200-300 кв.км.. Таковы три основные особенности, все уникальные для участка Херксхайм. Каким может быть всему этому объяснение?
Во-первых, качество керамических изделий и разнообразие их происхождения отражает особый статус места, который выглядит как политический и культурный центр «международного» значения, не имеющий аналогов в остальной Европе раннего неолита. Во-вторых, среди классических объяснений: два типа каннибализма – вынужденный и ритуальный – мало правдоподобны, поскольку они кажутся несовместимыми с количеством людей, пострадавших от быстротечных событий и не отражают характеристик изделий из керамики.
Жертвенные обряды
Две гипотезы являются предпочтительными. Первая - это воинский каннибализм, который предусматривает возможность вылазок на расстояние до нескольких сотен километров. Вторая наоборот, предполагает, что люди, иногда издалека, приходили добровольно в Херксхайм для участия в церемониях, в которых каннибализм, возможно имевший жертвенную природу, играл важную роль.
На данном этапе исследования археологической площадки, невозможно сделать выбор между этими двумя гипотезами: одна – более классическая, но вторая, более смелая и лучше описывает собранные факты. Во всяком случае, последние работы в Херксхайме определенно принесут новый весомый аргумент в пользу идеи о глубоком кризисе, который в итоге перешел в агрессивное поведение, иногда экстремально ритуальное, потрясшее Центральную Европу конца культуры линейно-ленточной керамики. Потому что, если другие немецкие находки могут интерпретироваться как факты регионального значения, то события в Херксхайме имеют масштаб всей культуры линейно-ленточной керамики, в которой эти события предшествуют ее исчезновению.
Авторы: Bruno Boulestin, Christian Jeunesse, Andrea Zeeb-Lanz
Журнал La Recherche. L'actualité des science (Поиск. Новости науки), 01.09.2009
Перевод: Логунов А.В.
Комментарии
У костра сидели мы с тобой,
Ты мою разодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.
Я сидел, небритый и немытый,
Нечленораздельно промычал.
В этот день топор из теолита
Я на хобот мамонта сменял.
Есть захочешь - придёшь
И пещеру найдёшь
Хобот мамонта вместе сжуем.
Наши зубы остры,
Не погаснут костры,
Эту ночь мы с тобой проведём.
В дымном полусумраке пещеры,
Где со стенок капала вода,
Анекдот времен архейской эры
Я тебе рассказывал тогда.
Ты иглой орудовала рьяно,
Не подняв своих косматых век:
Ты была уже не обезьяна,
Но, увы, еще не человек.
Есть захочешь - придёшь
И пещеру найдёшь
Хобот мамонта вместе сжуем.
Наши зубы остры,
Не погаснут костры,
Эту ночь мы вдвоём проведём.
Помнишь наше первое свиданье
Над лесной извилистой рекой?
Слышалось урчанье и ворчанье -
Мы с тобою шли на водопой.
Ты сказала: "Вся в твоей я власти,
От любви, как от огня, горю!" -
И в порыве нежной, тихой страсти
Откусила, падла, мне ноздрю.
Есть захочешь - придёшь
И пещеру найдёшь
Хобот мамонта вместе сжуем.
Наши зубы остры,
Не погаснут костры,
Эту ночь мы вдвоём проведём.
Как тебя он у меня отбил
Даже ежедневно для обеда
Хвостик динозавра приносил
Ты любила есть сырое мясо
И лакать бизонье молоко
Ты меня ругала, лоботряса
Если не принёс я ничего
Есть захочешь - придёшь
И пещеру найдёшь
Хобот мамонта вместе сжуем.
Наши зубы остры,
Не погаснут костры,
Эту ночь мы вдвоём проведём.
До сих пор я часто вспоминаю
Темный вечер высоко в горах,
Я тебя сырую доедая,
Плакал я, от ревности горя.
И ночами снится мне недаром
Холодок базальтовой скалы,
Тронутые ласковым загаром
Руки волосатые твои.
В веке нынешнем, двадцатом,
Не похожем так на мезозой,
Бритым, аккуратным, неизмятым
На свиданье я приду с тобой.
И теперь скажу я без оглядок,
Что тебя без памяти люблю -
Человека с головы до пяток,
Обезьянку милую мою.
Жрать захочешь - придёшь
И пещеру найдёшь
Хобот мамонта вместе сжуем.
Наши зубы остры,
Не погаснут костры,
Эту ночь мы вдвоём проведём.
Комментарий удален модератором
и птицы давно улетели..
но каждую пятницу,
лишь солнце закатится..
кого то жуют иудеи..