Как делается наука: план по валу или прорыв к новому
Нет худа без добра – закон о национализации РАН заставляет задуматься, как делается наука. Насколько о состоянии науки можно судить по числу публикаций? Или по числу публикаций в солидных (рецензируемых) журналах? Или по индексу цитирования? Или же нужны совсем иные критерии?
Мне приходилось видеть, как большие лаборатории и даже отделы весьма почтенного академического института десятилетиями переливают из пустого в порожнее. При этом они существуют как научные школы, постоянно производящие не только кандидатов наук, но и докторов, и член-корров и даже академиков. Оставаясь при этом «вещью в себе».
Видел я и как талантливый одиночка несколькими статьями создавал мощный прорыв, в который потом устремлялись десятки его учеников и сотни учеников учеников.
В какой из школ было написано больше статей? Где был больше индекс цитирования? Да, одинаковыми они, наверное, были.
Наука – это движение мысли. Всплески цитирования возникают там, где ученый решает задачу, над которой бьются, но не могут решить другие ученые. (Так произошло, например, с Перельманом.) Но когда ученый предлагает новое направление – ставит новые задачи, ему не нужно рассчитывать на быстрое признание. В этих случаях всё бывает очень по-разному. И мы знаем множество великих имен, которые получали признание через десятилетия после их смерти. Взять хотя бы того же Юнга в психологии. Или нашего Выготского, идеи которого только-только начинают пробиваться в западную психологию. Впрочем, список таких имен может быть бесконечен.
Именно из-за такого консерватизма автору в наши дни часто проще опубликовать книгу, чем статью в академическом журнале, особенно когда он не связан с редактором личными связями. Любое научное сообщество – это прежде всего сообщество, «тусовка». Со своими темами, интересами и правилами жизни. А прорывы в науке, естественно, всегда антитусовочны.
Что же нужно для того, чтобы научное производство могло развиваться? Нужно многое. Перечисляю не в порядке значимости, так как многие факторы здесь значимы равно.
Нужно, чтобы ученый не был голоден. Даже у молодых должна быть приличная зарплата.
Нужно, чтобы труд ученого был престижен – как это всегда было в России.
Нужна особая атмосфера в научной среде, когда сообщество заинтересовано прежде всего в качестве продуцируемых коллегами идей. Когда естественная зависть к чужому успеху лишена возможности мешать его развитию. Такой атмосферы на моей памяти в советской науке уже почти не было, хотя воспоминания о ней в мои молодые годы еще были живы.
Нужна максимальная творческая свобода для талантливых ученых. Среди математиков живет полулегенда о словах большого академика «Неважно, что будет делать Колмогоров, важно, что это будет делать Колмогоров» в ответ на чьи-то сомнения, что Колмогоров никогда не занимался тем, на что просит лабораторию.
Нужны научные лидеры, способные оценить качество предлагаемых новых идей и поддерживать молодые таланты. Это, к слову, очень непросто – суметь абстрагироваться от собственных устоявшихся представлений и увидеть ценность нового. Здесь необходим редкий сплав доброжелательности, мудрости и своеобразного альтруизма.
Нужны открытые каналы связи между состоявшимися учеными и научным молодняком, чтобы первые могли учить, а вторые учиться. Здесь большой плюс университетской науки перед академической, если последняя оторвана от ВУЗов.
Были ли все эти «нужно» в советское время? Во всяком случае, в последние советские десятилетия этих «нужно» было много меньше, чем было нужно. Поэтому уже тогда стало все больше обозначаться наше отставание именно в фундаментальных областях.
Как это исправлять? Уж, конечно, не рейдерскими захватами. Возможно, ядовитое замечание Путина о невозможности системы реформировать саму себя и выстрадано в осознании нереформируемости изнутри путинской России, но российскую науку кроме российских ученых реформировать все равно некому.
Ниточка же, за которую здесь необходимо потянуть, видна явно. Необходимо перестроить сложившуюся в науке иерархию таким образом, чтобы место в ней определялось исключительно талантом ученого и научного организатора, качеством работ его самого и его учеников. А не близостью к телу Самого, как повелось у нас издавна и как стало доходить до неприличия в последние годы.
Организационно это означает даже не реформу РАН, а выстраивание учеными рядом новой академии. Что для этого нужно? Прежде всего, понимание самими учеными, что другого пути нет.
Конечно, изолированной реформа науки быть не может. Как и во всех других реформах, здесь работает то же правило: чтобы перестроить науку, нужно перестроить всё общество. Но это не значит, что реформу нужно откладывать до того счастливого времени, когда наше общество станет совершенным. Прямо наоборот – оно будет совершенствоваться по мере прогресса частных реформ: реформы науки, реформы образования и т.д..
Комментарии
1) Для того чтобы что-то реформировать нужно очень чётко определить, что не устраивает.
2) Определившись с первым, нужно чётко представлять, какими методами и средствами и в каком направлении проводить реформу.
3) Кому поручить проведение реформы.
Если этого нет, то будет реформа ради реформы, с нулевым результатом (в лучшем случае).
Кто хочет всерьез заняться наукой, должен выполнить "План по валу или прорыв к новому":
валить отсюда и прорваться в нормальную лабораторию.
Не все, т.к. выполнение первого этапа не гарантирует выполнение второго.
Но большинство самых лучших и известных современных русских ученых работают за рубежом.
Почему в России низкий рейтинг ВУЗом и, при этом, почему ведущие кафедры ВУЗов не объединены с институтами РАН и отраслевыми НИИ?
Во-вторых, могут быть подключены и крупные предприятия, как в свое время – Завод- ВТУЗ, при заводе им.Лихачева.
Чтобы в обычном вузе могла существовать какая-то наука, надо или радикально снижать нагрузку (то есть или увеличивать штаты преподавателей, или уменьшать поголовье студентов), или радикально перестраивать учебный процесс. Плюс радикально, на порядок, увеличивать финансирование, для закупки или создания серьезного оборудования. Плюс создавать штат инженерного персонала, способного это оборудование обслуживать. И подождать лет 20, пока это все начнет работать не для обеспечения "плана по валу", а по делу.
Наука, она сродни разведке, - послали две группы спецназа туда, где никто еще не был, одна принес назад схему укрепрайона, а другая - гербарий, и полный сачок бабочек. Цапнули, что под руку попалось. Одной свезло, второй нет. Завтра бкдет иначе. Хотя как сказать... Интерпретировать результаты это совсем другая песня. Гербарий может оказаться важнее чем оперативные карты(которые могут оказаться кстати дезой) По косвенным данным с того гербария и насекомым, можно многое сказать об обстановке. Цениться должно все, обрабатывать надо уметь.
1. Крайне низкая оплата преподавателей: доцент имеет ставку 10 тыс. руб./мес., незащищённый старший преподаватель - 5.5 тыс.руб./мес. Недавно вышло постановление, довести з/п до 20 тыс. руб./мес., но при этом фонд з/п не увеличили (Как это делается обычно). Поэтому, в ВУЗах прошли большие сокращения.
2. Преподаватели полностью погружены в учебный процесс и в отчётность по учебному процессу. В свободное от работы время (или вместо этого времени) они предпочитают заниматься репетиторством, которое и является их основным доходом - на порядок больше денег. Заниматься наукой преподаватели не видят смысла, они отвыкли от этого, в университетах нет оборудования и условий для этого.
3. Соответственно, в ВУЗах не пишутся статьи и нет выступлений на конференциях - не о чём выступать. В ВУЗах работают совместители из РАН - это 0.25-0.1 ставки за читаемые лекции раз в неделю или руководство курсовиками и дипломниками. На этом основании кафедры отчитываются статьями, публикациями и выступлениями учёных РАН, которые обязаны публиковаться по роду своей деятельности.
Получается иллюзия: ВУЗ учит и ведёт науч. работу на уровне РАН!
Проще поставить "3" закрыв на всё глаза. Может быть за "удовл." даже получить подарок от студента-неуча - что тоже добавка к крайне низкому заработку преподавателя.
Сейчас учёные сами идут в ВУЗы, чтобы отобрать там наиболее способных ребят и обучать их по индивидуальной программе при написании их курсовых и дипломных в стенах института РАН.
Исчезнет РАН - исчезнет последнее связующее звено науки и качественного образования. ВУЗы не способны потянуть это. Никогда в России ВУЗы не были центрами науки - так сложилось исторически. Для этого нужно, чтобы сотрудник ВУЗа читал по одной лекции в неделю или вовсе занимался исключительно научной работой в стенах ВУЗа. Российские ВУЗы на это никогда не были ориентированы.
Академия сама занялась этим, поскольку из-за возрастного провала в Академии привлечь молодых стало большой проблемой: з/п маленькие, умных очень мало - смены нет.
Нужно работать, засучив рукава, как это сейчас работают учёные в Перми и делают то, что нужно и что они могут за символические деньги. Мы сами своими руками создаём позитивный опыт, если нас завтра не разгонят. Ну, если разгонят - такова участь страны. В коммерции мы хоть получать станем больше.
Мне кажется, что начинающаяся реформа уничтожит науку, потому что потеснит не академиков, а работающий костяк. Надо давать промышленности меченые деньги на науку, чтобы был заказ как в СССР.
Чтобы стать академиком, нужно наклепать пару десятков докторов.
Это называется "научная школа", хотя это иллюзия школы.
Вот и боремся с химерами - новыми идеями. Для этой борьбы Президиум РАН создал Комиссию по борьбе.
Экономические реформы РАН - паллиатив. Без реформ идеологии науки (МИРОВОЗЗРЕНИЯ) это будет бег на месте.
Всегда подход в естественных науках к диссертации был одинаков. Правда в отраслевой науке часто зав. лабу диссертацию писала вся лаборатория... Но что сейчас о грустном - отраслевая наука перестала существовать лет 15 назад. Вузовской науки сейчас также не существует. ВУЗы сражаются со студентами после ЕГЭ - на студентов они не тянут, а выгнать нельзя - сократят преподавателей. Вот и обучают их целый год тому, что должны были дать в школе.
Постановили - в ВУЗах сделать з/п 20 тыс/мес. Но, денег на повышение не дали. Поэтому сейчас в ВУЗах идёт крупное сокращение.
Комментарий удален модератором