О приоритете ответственности над "правами и свободами".
Приветствую сообщество Византия.
Это первая моя публикация в Вашем сообществе, надеюсь, что правильно понял требования Ваших правил. Так уж сложилось, что у меня постоянно возникают споры с носителями западной морали, западной мысли. Мне нравится такое положение вещей, так как в дебатах сила идеи и её логическая обоснованность гораздо важнее, чем количество её сторонников и эмоциональное сопровождение. Поэтому для меня легче было бы противостоять в споре сотне либералов и демократов, чем находиться в этой толпе и пытаться залатать эмоциями все уязвимые места их мировоззрения.
Я хотел найти интересных оппонентов и критиков в сообществе "Альтернативная лента", и сначала планировал данную публикацию сделать там. Но так как вчера ночью меня оттуда исключили без объяснения причин, то подумал, почему бы не попробовать провести дискуссию здесь и посмотреть, что из этого получится.
Концепция "прав и свобод" как ядро интеллектуальной жизни демократии.
Мне довелось провести множество дебатов с различными либералами и демократами. Подобные дебаты либо обрываются в самом начале другой стороной, либо сводятся к апелляции правам и свободам. Соответственно, если я критически отношусь к приоритету прав человека над его обязанностями, это уже достаточная причина со мной больше не вести какие-либо дискуссии.
Таким образом, в контексте прав и свобод человека нет никакой возможности вести продуктивное интеллектуальное взаимодействие. Это самое ядро условно говоря "Западной" интеллектуальной жизни, которое само себе разрешает слишком многое. И которое мы все якобы обязаны поддерживать.
Поэтому все дебаты с "западной" либерально-демократической мыслью, так или иначе сводятся в конечном итоге к фундаментальному спору, существует ли приоритет прав и свобод человека над его ответственностью и обязанностями, или наоборот. Но этот вопрос на самом деле очень прост, ведь практика показывает, что права начинают работать только после того, как кто-то взял на себя обязанности. Следовательно, дееспособная правовая система может опираться только на приоритет персональной ответственности человека над его правами.
Значит, нужна альтернатива для существующей сегодня "Декларации прав и свобод".
Так возникли основные очертания альтернативного текста, который прямо противоположен по смыслу. Я назвал его "Декларация о персональной ответственности". И это именно то, чего остро не хватает современному миру, где все только пытаются "снять сливки" прав и свобод, но никто не хочет ни за что отвечать персонально.
Этот текст уже публиковался в сообществе "Клуб интеллектуалов".
http://maxpark.com/community/88/content/2067156
Так как мне поступили более конкретные вопросы о том, как эти правовые механизмы могли бы действовать на практике, то сегодня я хотел бы продолжить разработку этой темы более глубоко. Ниже я продолжу дальнейшие рассуждения и построения.
Момент начала действия прав.
"Декларацию о персональной ответственности" можно во многом считать альтернативой и даже зеркальным отражением действующей сегодня во всём мире "Всеобщей декларации прав человека". Одним из их принципиальных различий является определение момента наступления прав.
Если права человека наступают в момент его рождения, значит права привязываются к его телу, но не к личности.
Привязка прав к личности возможна только тогда, когда права наступают после личностных проявлений человека. Проявления личности человека отличаются от животного в способности нести ответственность и выполнять взятые на себя обязательства. С другой стороны, любые попытки уйти от ответственности и нарушить свои обязательства являются скорее проявлениями животного и рудиментами животной природы в человеке.
Следовательно, права у человека, привязанные к его личности, должны возникать в тот момент, когда он проявляет ответственность за что-либо. И заканчиваться тогда, когда он полностью перестаёт за что-то отвечать.
Чем более развита личность, тем более ответственной она может быть. И тем больших прав и полномочий заслуживает. Поэтому ответственность - это единственный путь к социальному росту и карьерному росту человека, которые взаимосвязаны друг с другом. Один человек может отвечать за миллиард, и за триллион, а другому нежелательно и сто рублей в руки давать. Таковы различия личностных проявлений.
О праве человека на жизнь.
Давайте называть вещи своими именами. Декларация прав и свобод как инструмент правового регулирования совершенно не применима в случае военных действий. То есть, в этих ситуациях западные правозащитники и юристы как бы "закрывают глаза" и делают вид, что не видят происходящего. Вступают в действие "законы военного времени".
Правовые инструменты должны быть универсальными и всеобъемлющими, они должны быть применимы к самым разным ситуациям жизни общества. И регулировать их таким образом, чтобы система, применяющая эти правовые инструменты, выжила (иначе не было смысла их применять). Если есть законы военного времени, то они так же должны быть официальными и так же должны быть частью целостной правовой системы.
Порассуждаем, как можно применить принципы приоритета персональной ответственности над правами к определению права человека на жизнь?
Право на жизнь должно возникать в тот момент, когда человек впервые осознал и принял свою ответственность за жизнь. Свою и окружающих его людей. Это должно происходить в раннем детстве, как только от действий человека начинает хоть немного зависеть защита жизни - своей и окружающих.
Как только человек задаётся целью кого-то убить, он снимает с себя ответственность за жизнь и таким образом, и связанного с ней права на жизнь. Другими словами, он переходит в касту, чьё право на жизнь не гарантируется и не защищается правосудием.
В случае военных действий, когда у каждой стороны своё правосудие, солдаты противоположной стороны лишаются права на жизнь. Но после заключения мирного договора, правосудие должно быть объединено и выяснено прежде всего то, кто нарушил право на жизнь первым и тем самым его лишился. Должно вступать в действие "правило первого приказа", то есть в судебном порядке выясняется, на какой стороне был отдан первый приказ о боевых действиях. Осознавая это, все командиры с обеих сторон будут осознавать барьер своей персональной ответственности за подобный приказ. Но вместе с тем, ответные действия на агрессию будут оправданы.
Можно и дальше разворачивать подобные построения и исследовать возможности приоритета персональной ответственности человека над его правами. Но это оставим для будущих статей.
А пока я жду отзывов и критики.
Заранее спасибо.
Комментарии
Если Вам не интересно, убедительная просьба свалить из моей темы.
Скажите, вот например Буратино, посадивший на Поле чудес свои золотые монеты - имеет ли он неотъемлемое право на золотое дерево?
Уважаемый Вадим! Вся концепция "прав человека" изначально является кабинетной разработкой масонов 18 века, преимущественно французских, и ничего общего с реальной жизнью никогда не имела. Она просто привлекательная ширма и эффективная приманка, позволяющая под таким прикрытием проводить любую политику.
Ваша система с первичностью прав мне нравится больше, хотя, не будучи привязана к сердцевине человека, по сути столь же умозрительна.
На чем будет основана та самая ответственность? Если на принуждении, то она формальна и не работает. А значит, она должна вытекать из человеческой сердцевины, быть основана на совести, а та - на вере, и в конечном итоге - на Божией воле.
Справедливости ради надо сказать, что имея такого верующего, совестливого, ответственного человека, будут работать любые социальные системы, даже пресловутые права человека.
Невозможно извне сделать человека более ответственным, пока он не готов к этому. Но можно найти тех, кто готов, и дать им более высокий правовой статус. Тогда от них будет больше зависеть в жизни общества.
Уже нашли. Тех кто готов. И дали. Называю в случайном порядке: Миллер, Набиуллина, Чубайс, Сечин, Кириенко, Голикова, Собянин, ...
Но искомого соответствия в нем таки нет. Как нет такого соответствия и ни в каком реальном государстве. Теория, однако.