Китайский блицкриг в американский задний дворик.

На модерации Отложенный

Китайский блицкриг в американский задний дворик.

Александр Самойлов, Манагуа, Никарагуа

30 июня 2013 года 

Наконец-то свершилась многовековая мечта никарагуанцев. Они начинают строить свой долгожданный Великий Канал (Gran Canal). И при этом знаменитая Доктрина Монро о том, что Латинская Америка является «задним двориком США» уходит в прошлое, а начинается вторжение растущей империи КНР.

Следует отметить, что еще в начале месяца в Никарагуа никто не подозревал о предстоящем мегапроекте. Когда 7 июня в прессу о нем в просочилась информация, то даже у депутатов парламента возникла масса вопросов, что это за проект и с кем. Поражает скорость принятия решений на всех уровнях. Например, аналогичный процесс утверждения проекта строительства медного горно-рудного комплекса стоимостью 6.5 миллиардов долларов в Панаме занял около 2-х лет.  

Поскольку я живу в Никарагуа и слежу за событиями в стране, то хочу дать краткое описание этого судьбоносного для Центральной Америке проекта с краткой ссылкой на историю.

 

Июнь 2013 года

 

 

 

Вечером 14 июня Президент Республики Никарагуа Даниель Ортега и владелец частной китайской компании «HK Nicaragua Canal Development Investment Co.» (HKND) Ванг Дзинг подписали договор о строительстве Никарагуанского Межокеанского Канала.

Стоимость проекта оценивается в сумму 40 миллиардов долларов США, протяженность канала 286 километров с пропускной способностью грузовых судов до 400 000 тонн. Глубина канала составит 27.8 метров, при ширине 520 метров.

Днем раньше, 13 июня, Парламент Никарагуа большинством голосов принял два закона, которые дают китайской стороне право на подписание концессионного договора сроком на 100 лет для строительства водных и сухопутных путей (ж.д. и шоссе), двух глубоководных портов, двух международных аэропортов, нефтепровода и свободной экономической зоны.

Концессионеру дается полное право администрации и он по своему усмотрению может устанавливать тарифы за пользование этой инфраструктурой. 

Под этот проект Центральный Банк Никарагуа представил государственную гарантию включающую все внутренние и зарубежные активы страны. Валовой национальный продукт Никарагуа сегодня составляет 1 миллиард 200 миллионов долларов США.

С другой стороны, концессионер обязуется ежегодно выплачивать Республике Никарагуа сумму 100 миллионов долларов США. При этом следует упомянуть, что в 2012 году прибыль от эксплуатации Панамского Канала составила 1 миллиард 200 миллионов долларов США.

Договаривающиеся стороны также отметили, что при реализации договора некоторые трудности может создать отсутствие дипломатических отношений между КНР и Республикой Никарагуа. Ванг Дзинг подчеркнул, что он является частным предпринимателем и к правительству КНР никакого отношения не имеет. Правительство КНР в свою очередь подтвердило, что этот договор носит частный характер и государство к нему отношения не имеет.

Разработка технико-экономического обоснования начнется в июле сего года, а уже в конце 2014 года ожидается начало строительных работ. Планируемый срок завершения проекта - 6 лет.

Генеральным подрядчиком выступает крупнейшая государственная железнодорожная строительная компания China Railway Construction Corp. (КНР), а консультантом американская компания McKinsey & Co.

 

Если раньше в качестве основного и наиболее экономичного рассматривался маршрут канала проходящий с Карибского Побережья через реку Сан Хуан и затем через Озеро Никарагуа в Тихий Океан, то сейчас принят более дорогой северный маршрут. Дело в том, что некоторые участки этой пограничной реки являются предметом территориального спора с Коста-Рикой.

 

По предварительной оценке для реализации проекта потребуется свыше 12 тысяч инженерно-технических специалистов, большие объемы строительных материалов, которых в Никарагуа просто нет.

 

«Мы не хотим стать международным посмешищем и превратиться с образец провала китайских инвестиций» - заявил Ванг Дзинг на пресс-конференции в Пекине.

О самом Ванг Дзинг имеется скудная информация. Известно, что он родился в 1973 году в Пекине в обыкновенной китайской семье и до прихода в бизнес изучал традиционную китайскую медицину. Затем принял участие в инвестициях в ряд промышленных проектов, включая телекоммуникационную и горную промышленность. В 2010 году Ванг инвестировал в китайскую телекоммуникационную компанию XinweiTelecomEnterpriseGroup, которая в ноябре 2012 года выиграла в Никарагуа государственный тендер на расширение сети сотовой связи стоимостью 700 миллионов долларов.

 

Краткая история канала

 

Идея соединить Атлантический с Тихим Океаном зародилась еще в 1543 году у Испанского короля. Однако придворные убедили его, что в этом случае воды Тихого Океана хлынут в Атлантику и затопят саму Испанию.

В конце 19 века правительство Колумбии (Панама тогда была ее провинцией) выдало разрешение французской компании и в 1882 году началось строительство канала в Панаме. Однако французы встретили большие трудности при работе в тропиках и через несколько лет компания обанкротилась.

США одновременно с французами проявила большой интерес к строительству канала и американская компания MaritimeCanalCompany начала работы в Никарагуа, однако в 1893 году она тоже обанкротилась.

В 1894 году обанкротившаяся французская компания предложила на продажу свой проект вместе с оборудованием за 100 миллионов долларов, а затем снизили цену до 40 миллионов. В конгрессе США началась активная борьба между сторонниками Панамы и Никарагуа.

Сторонники Панамы, крупные бизнесмены CromwellandBunan-Varilla, накануне голосования разослали каждому сенатору никарагуанскую почтовую марку с изображением находящегося в 20 милях от маршрута канала дымящегося вулкана Консепсьон и убедили их в высоком риске никарагуанского варианта. Конгрессмены проголосовали за Панаму.

После этого США предложило Колумбии заключить концессионный договор сроком на 100 лет, однако встретило сопротивление.

Узнав об этом президент Рузвельт вскипел: «Мы ведем переговоры с правительством безответственных бандитов. Но мы все равно любой ценой займем этот перешеек и построим канал. Я думаю что в Панаме скоро произойдет революция.»

И в Панаме действительно произошла революция провозгласившая независимую республику. США быстро признали Республику Панама и для защиты американских граждан послали туда линкор Nashville, который предотвратил вторжение колумбийских войск.

С Панамой срочно были установлены дипломатические отношения и в 1904 году подписан и ратифицирован договор о передаче в управление США зоны Панамского Канала шириной 5 миль с обеих сторон с присутствием там американских войск. В 1914 году строительство Панамского Канала было завершено. 

Получив во владение Панамский Канал правительство США решило обезопасить себя от конкуренции, в первую очередь со стороны Германии и Японии. Поэтому в 1912 году произошло вторжение американских войск в Никарагуа, а в 1914 году был заключен договор Bryan-Chamorro Treaty сроком на 100 лет.

Этот договор давал исключительное право США течение всего срока действия, по своему смотрению и в любой момент, реализовать проект канала. Он также практически легализовал создание военных баз и присутствие в Никарагуа американских оккупационных войск для поддержания стабильности в стране. Оккупация продолжалась до 1933 года, когда американцы вывели свои войска и заменили их диктатурой Сомосы с национальной гвардией.

«Сомоса конечно сукин сын, но он наш сукин сын» - отзывался Рузвельт о диктаторе. В 1970 году, когда опасность конкуренции миновала, Сомоса (с согласия хозяев) аннулировал этот договор, чем понял свой авторитет у патриотически-настроенного населения. 

Для нескольких поколений никарагуанцев строительство канала долгие годы было неосуществимой светлой мечтой. Составлялись различные варианты технико-экономических обоснований, велись активные поиски международных инвесторов.

И наконец мечта сбывается.

 

Китайский блицкриг, второй шаг

 

Помимо Никарагуа на днях выявилось еще одно направление китайского экономического вторжения в Центральную Америку.

24 июня было опубликовано официальное сообщение правительства Республики Гондурас о том, что 8 июля 2013 года президент Порфирио Лобо подписывает протокол намерений с китайской государственной компанией ChinaHarbourEngineeringCompanyLtda. (CHEC) о строительстве «Сухого Канала».

Помимо 10 линий электрифицированных железных дорог протяженностью 600 километров между атлантическим портом PuertoCastilla и тихоокеанским портом Amapala в Заливе Фонсека, этот проект предусматривает строительство трехкилометрового моста, контейнерного терминала на 240 тысяч мест, нефтеперегонного завода в PuertoCastilla, нефтепровода, судостроительных верфей и станции фиброоптического морского кабеля.

Проект рассчитан сроком на 15 лет и создаст около 300 тысяч рабочих мест. Китайская сторона обязуется полностью финансировать и реализовать этот проект.

 

А что дальше?

 

Выражаясь военным языком можно предположить, что эти два направления экономического вторжения в традиционную зону интересов США являются частью более серьезного долговременного стратегического плана КНР.

Понятно, что американцам такое положение дел сильно не понравится и должна последовать какая-то реакция, которой пока нет.

Слабым звеном никарагуанского проекта является фактор защиты окружающей среды. Маршрут канала проходит через одно из крупнейших пресноводных водоемов мира Озеро Никарагуа с его уникальной флорой, фауной и несколькими природными заповедниками внесенных в реестр ЮНЕСКО. Уже раздаются голоса природоохранных организаций о том, что никарагуанский канал уничтожит не только окружающую природу, но и ценнейший источник чистой пресной воды, которая скоро станет дороже нефти.

Удастся ли китайцам замять это дело подачками, или они встретятся с более серьезным сопротивлением инициированным северным соседом Никарагуа, вот в чем вопрос.