Чечня как будущее всей России
Происходящее в Чечне отличается от ситуации во всей остальной России только откровенным цинизмом. Все менее диким кажется предположение, что Рамзан Кадыров готовится на повышение, а Чечня – это будущее всей России. В Грозном при покровительстве Кадырова прошел форум правозащитников.
"Поганая башня"
Проезжая по вечернему Грозному, я на ходу делаю фото, которое лучше всего иллюстрирует обстановку в современной Чечне: в многоквартирном доме мало окон, где горит свет. Вернее, их почти нет. Зато ярко освещен портрет ушедшего лидера Ахмат-хаджи Кадырова на фасаде.
Напрашивается аналогия с известной фотографией из Пхеньяна 2012 года "Портрет покойного лидера Северной Кореи Ким Ир Сена освещается прожектором".
Так же безжизненно вечером выглядят и небоскребы "Грозный-Сити".
Во время недавнего пожара в одной из высоток жертв не было. Да и как они могли быть, если небоскребы почти пустые?
"Когда я узнал, что горит поганая башня, я закупил попкорна, занял место, чтобы смотреть это в HD и наслаждался видом", – рассказывает студент в Грозном. Чтобы понять его отношение к пожару, нужно проникнуться реалиями Чечни. Квадратный метр жилой квартиры в высотке стоит 60 тысяч долларов. Немногие чеченцы могут себе это позволить. При этом высотки демонстрируют направо и налево в качестве выдающихся достижений на пути налаживания мирной жизни в Чечне.
В третьем по величине городе Чечни Аргуне планируется постройка высоток "Аргун-Сити" ("Гудермес-Сити" уже построен). Они должны вырасти неподалеку от строящейся уже не первый год мечети, которую за необычный дизайн чеченцы прозвали "НЛО" или "летающая тарелка".
Строящаяся мечеть в Аргуне
Ради "Аргун-Сити" будут сносить окрестные дома. Местные жители переживают за компенсации. Они боятся, что их будут выдавать только при условии "отката", достигающего 60%.
Чемодан – вокзал – Германия
Чемоданные настроения в Чечне (не чуждые всей России, хотя и в меньшей степени) – печальная реальность. Не так давно целая улица в селе Бачи-Юрт Курчалоевского района Чечни, около трехсот человек, выехали в эмиграцию в Европу. За то, что не уследил, был снят с должности местный глава администрации. Сегодня в Чечне из уст в уста передаются обнадеживающие слухи о том, что "квоту" на прием 20 000 беженцев из Чечни выделила Германия.
Сегодня причины эмиграции скорее экономические: работы нет в селах, можно устроиться куда-то только в Грозном. "Даже чтобы устроиться санитаром в больницу, надо заплатить тысячу долларов. Работы мало, конкуренция за места", – сообщает мне местный житель. Условно местный, потому что из Чечни он уже уехал и теперь приезжает сюда только в отпуск.
Перевезти семью в Подмосковье собирается одна пожилая чеченка: "Дали мне квартиру как бывшей военной. Долго судиться пришлось, чтобы выделили площадь на семейных дочерей и сына. Там хоть школы, детские сады, больницы хорошие. О больницах в Чечне только болтают. Не хотели нас отпустить, теперь терпите".
Чечня и патриотизм
Справедливости ради надо отметить, что чеченцы-патриоты, гордящиеся достижениями современного руководства республики, тоже многочисленны.
"Приезжайте на горнолыжный курорт Ведучи", – на полном серьезе агитируют меня случайные знакомые в Грозном. Я молча киваю. Сами агитаторы в Ведучи, наверняка, не были: туда же иначе как на военных "Уралах" не доехать.
А, как мне удалось убедиться собственными глазами в прошлый приезд в Чечню, на месте курорта Ведучи, показанного по НТВ, ничего нет. Для презентации вместо снега горы накрывались белой материей. Сегодня среди думающего местного населения распространилась версия, что оборудование для горнолыжного курорта будет "привезено после Олимпиады из Сочи".
"Потемкинские деревни" в селе Ведучи Итум-Калинского района, да еще в то время, когда снега там уже не было, понадобились, возможно, для того, чтобы выбить еще один кредит от государственного банка России – ВЭБа, пока первый осваивается, а второй "завис" на этапе одобрения. Во всяком случае, в этом предположении есть хоть какая-то логика.
Но во время визита в Грозный я и не пытаюсь разубедить официальных экскурсоводов, славящих достижения героя России, главы правительства Чеченской республики Рамзана Ахматовича Кадырова (обязательно цитируется его полный титул). Одна из экскурсоводов между делом хвастается, что получила квартиру непосредственно от президента. "А сейчас мы пойдем на проспект Путина", – говорит гид. Это был единственный раз, когда я услышала это название. Ведь новые названия улиц в Чечне не прижились. Проспект Путина, называют либо просто "проспект", либо "проспект Победы", а улицу Ахмата Кадырова – "улицей Ленина". В объявлениях о продаже квартир, расклеенных на столбах, указываются оба адреса.
Хиджабы против чухту
В Чечне все больше распространяется исламский дресс-код для женщин. Последняя мода – шлепанцы поверх черных колготок из-под длинных черных одежд, а-ля ОАЭ или Иран, где голые щиколотки или чулки телесного света запрещены законом. И, конечно, хиджаб, состоящий из двух косынок, крепящихся к голове шпильками. "Посмотрите, как она себя разукрасила", – недовольно толкает меня под локоть пожилая чеченка, показывая на девушку в хиджабе.
На пожилой чеченке только традиционная легкая традиционная косынка – чухту. "Раньше вообще девушек с коротким рукавом обливали краской. А потом вроде Путин повлиял на Кадырова, и этого не стало", – уверяет моя собеседница, представившаяся Зурой. Несколько случаев "расстрела" девушек в мини-юбках из пейнтбольных ружей действительно имели место. "Но сейчас каждый ходит как хочет. Косынка вам нужна, если только вы соберетесь к президенту. Собираетесь? Знаете, какой у нас президент?" – Зура хохочет. Она не решается развивать мысль и только в интонации позволяет себе насмешку.
Человек приспосабливается ко всему" – абсолютно справедливая формулировка для Чечни. "Полреспублики выезжает во Владикавказ за водкой из-за сухого закона", – говорит местный преподаватель. Местный полицейский – оперуполномоченный хвастается, что недавно изъял килограмм "спайса" и теперь ему есть что покурить… "А чему вы удивляетесь? У нас полно и лирики, и баклосана (медикаменты-галюциногены, специальным указом запрещенные к продаже Кадыровым. – РС) – из Москвы везут", – настаивает он.
Справедливости ради нужно отметить, что отношение к исламу у чеченцев в основном уважительное. Никто не чокается рюмками с алкоголем под слова "Аллах Акбар" (так делают оппозиционеры в Иране "назло" режиму). Но и сухому закону, введенному Кадыровым, население сопротивляется как может.
Комментарии
Комментарий удален модератором
==========================================================
Москва плачет от зависти))).Бред,я свою "двушку",правда не в высотке,за "лимон"деревянных не могу продать.
Отчего же не позволить?.. Продал пару рабов - вот и новая квартира. Или в Россию выехал на недельку, пограбил... Что, навык потеряли?
А еще смешнее: Германия выделил квоту для чеченцев. Зачем ей чеченцы? Своих уголовников уже не хватает? Тюрьмы пустуют? Полиция разленилась?