Российские ВВС выдвигаются к границам НАТО

Первая российская авиабаза в Белоруссии будет находиться на аэродроме в городе Лида

Первая база российских ВВС в Белоруссии будет находиться на аэродроме в городе Лида близ границ с Литвой и Польшей и начнет функционировать уже в этом году. Об этом сообщил главком ВВС России Виктор Бондарев. Поначалу там будут базироваться модифицированные истребители Су-27СМ3, «а там посмотрим, что из этого получится, и примем окончательное решение»», сказал он на пресс-конференции в Москве.

«Авиабаза станет важным элементом первого стратегического эшелона обороны Союзного государства, обеспечивая прикрытие воздушного пространства Белоруссии», – так обозначил главком российских ВВС предназначение объекта. «Создание российской авиабазы в Белоруссии – это результат выполнения межправительственного соглашения об укреплении военной составляющей Союзного государства. Как участница Союзного государства Россия обязана сформировать и иметь там свою авиабазу», – заявил генерал.

Главком также сообщил, что на аэродроме Лида не потребуется возводить какие-либо новые объекты для обеспечения функционирования авиабазы: «Строить там ничего не надо, там все есть». В советские времена в Лиде располагался крупный аэродром стратегической авиации. Но главное, оказывается, в том, что благодаря столь нелюбимому российским олигархатом «белорусскому пути» к рыночной экономике там ничего за эти годы не было разворовано! Два десятка лет бывшую советскую авиабазу хорошо охраняли, необходимое оборудование было тщательно заморожено и поддерживалось все эти годы в работоспособном состоянии. Вот «клондайк»-то нашли российские военспецы, выезжавшие в Белоруссию для выбора местоположения будущей базы! И при этом, как сообщил Виктор Баранов, обустраивать базу будет белорусская сторона, а Россия будет ей «помогать». Какие страны имеют базы на подобных условиях?

А вот с официальным статусом базы формально пока не все ясно. Отвечая на вопрос, будет ли она чисто российской или совместной российско-белорусской, Бондарев уклончиво сказал, что сначала она будет российской, «а потом посмотрим». По мере развития базы, добавил он, она может приобрести и совместный статус, то есть будет использоваться военно-воздушными силами как России, так и Белоруссии.

Вопрос принадлежности базы («приватизации», говоря терминами российских олигархов), кстати, наделал немало шума пару месяцев назад, когда Москва и Минск еще только объявили о принципиальной договоренности ее создать. KM.RU уже рассказывал, как 23 апреля министр обороны РФ Сергей Шойгу после прошедшей в Минске совместной коллегии военных ведомств двух стран и последовавшей аудиенции у Александра Лукашенко объявил прессе: «Мы приступаем к рассмотрению плана по созданию здесь российской авиационной базы с самолетами-истребителями. Надеемся, что в 2015 году здесь появится авиационный полк. В 2013 году мы создадим здесь авиационную комендатуру и поставим первое дежурное звено боевых истребителей».

Лукашенко тогда ничего не возразил. Да и как мог министр обороны РФ нести отсебятину, тем более по такому вопросу? Но проходит всего несколько дней, и Александр Лукашенко, выступая 30 апреля перед журналистами в Гомельской области, опровергает договоренность о создании в Белоруссии чисто российской базы: «Что касается авиационной базы – может, это прозвучало как «база».

Нет. Речь идет о поставке в наши вооруженные силы, в какой форме – мы будем договариваться. База это будет или мы в существующей части поставим российские самолеты-истребители – этот вопрос обсуждается». «Даже те люди, которые говорят, что мы сдаем суверенитет, – добавил Лукашенко, – сами в это не верят. Вы знаете мой характер, и только исходя из этого вы понимаете, что этого никогда не будет. Я – не тот президент, который кому-то отдаст что-то свое, не говоря уже о самом высоком – суверенитете. Ведь это моя конституционная обязанность – суверенитет и независимость нашего государства».

Неразбериха со статусом базы дала широкий простор для «творчества» либеральных СМИ России, Белоруссии, да и всего Запада. «Лукашенко продал суверенитет страны!» – вопили они поначалу, когда 23 апреля была объявлена договоренность между Москвой и Минском. «Лукашенко обманул Москву!» – завопили российские либералы после заявления Лукашенко 30 апреля.

На самом-то деле ни «продажи суверенитета», ни «обмана Москвы» не было в помине. Ведь того же 30 апреля, выступая перед журналистами в Гомельской области, Лукашенко добавил: «Какой здесь суверенитет? Здесь защита суверенитета и независимости нашей страны. А те, кто сегодня ноет и кричит, что здесь потеря суверенитета... Вот если бы пригласил сюда натовские базы, то они молчали бы».

К сожалению, большинство даже российских СМИ предпочли не воспроизводить эти уточнения Лукашенко. Между тем, ознакомившись с его заявлением полностью, становится ясно, что ни о каком обмане Москвы, ни о каком отказе от базирования российских боевых самолетов президент Белоруссии речи не вел. Более того, сказал Лукашенко, «мне сегодня надо пару десятков самолетов (а покупаем мы российские самолеты Су-27, МиГ-29 или более современные), чтобы обеспечить неприкосновенность границ нашего государства. Мне как главнокомандующему сегодня не хватает два десятка современных самолетов».

Другой вопрос – как оформить базирование этих самолетов на территории Белоруссии. Кому они формально будут принадлежать – ВВС России, ВВС Белоруссии, или же стороны найдут какую-нибудь совместную формулу? Кстати, по конституции Белоруссия является нейтральной страной, и одно это не дает Лукашенко права просто так позволить иностранной военной базе присутствовать на белорусской территории.

К тому же купить у России 20 современных самолетов, о которых мечтает Лукашенко, Минск сейчас не сможет даже по их «остаточной стоимости»: белорусская казна пуста. Да Минск вправе и спросить Москву: а с какой такой стати он должен закупать самолеты, которые в конечном итоге будут защищать не только Белоруссию, но и Россию? Так что вырвавшуюся вчера у главкома ВВС России формулу – «сначала она (база) будет российской, а потом посмотрим» – вполне можно считать прообразом будущего объединения вооруженных сил двух стран – членов Союзного государства. Главное, чтобы цели у армий Белоруссии и России были общие, что пока вроде бы никакому сомнению не подвергается.