О задаче философии в формировании государственной идеи в ноосфере разума у Бога Слова
На модерации
Отложенный
Задачей философии, как отмечал Гегель - постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум. Философия есть также время постигнутое в мысли. То, лежит между разумом как сознающим себя духом и разумом как наличной действительностью, что отделяет первое от второго и не позвояет обрести в нем удовлетворение, представляет собой оковы какой - нибудь абстракции, который конструируют из ложных и несуществующих имен и лиц товарных или денежных предметов, отождествляя с ними все духовное богатство словесного мира книги и превращая все в абстракцию пустого Ничто. Предмет, каков он без мышления, есть пустое название. "Познать разум как розу на кресте современности и возрадоваться ей - это разумное понимание есть примерение с действительностью, которая философия дает тем, кто однажды услышал внутренний голос, требовавший постижения в понятиях и сохранения субъективной свободы не в особенном и случайном, а в том, что есть в себе и для себя.
Это составляет также конкретный смысл тог, то выше было более абстрактно обозначено как единство формы и содержания, ибо форма в ее конкретнейшем значении есть разум как постигающее в понятиях познание, а содержание есть разум как субстанциональная сущность нравственной и природной действительности; осознанное тождество обоих есть философская идея.
Есть какое - то великое упрямство, упрямство, которое делает честь человеку, в решении не признавать никакого нравственного убеждения, пока оно не получит оправдания посредством мысли, и это упрямство представляет характерную черту нового времени. То, что разум впервые воспринял в чувстве и свидетельство духа как веру, это же достигший большой зрелости дух стремится охватить в понятии, осовбодить себя таким образом в настоящем и посредством этого найти себя в немю То, что гласит ставшим знаменитым афоризм -половинчатая философия отделяет тебя от Бога (это та же половинчатость, которая полагает признание в приближении к истине), истинная же философия приводит к Богу, - относится к государству. Подобно тому, как разум не удовлетворяется приближением, которое ни холодно, ни горячо, и поэтому извергается , он не удовлетворяется и холодным отчаянием, допускающим, что во временной жизни все плохо или в лучшем случае, посредственно, но ничего другого в ней нечего ждать и только пэтому следует примириться с действительностью; познание дает нам более тесное примирение с ней.
Что же касается поучения, каким мир должен быть, то к сказанному выше можно добавить, что для этого философия всегда приходит слишком поздно. В качестве мысли о мире она появляется лишь после того, как (мнимая и ложная, иллюзорная) действительность закончила процесс своего формирования и достигла своего завершения. То, чему нас учит понятие, необходимо показывает иэволюционная история развитяи мысли , в форме мысли и в образе мышления государственного разума Бога Слова, -что лишь в пору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальным и строит для себя в образе интеллектуального царства тот же нравственный мир, постигнутый в своей субстанции. Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая (потусторонняя) жизнь стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек, -говорит Гегель.
К тому же условная, абстрактная, пустая истина о "праве", "нравственности", "государстве" столь же стара, сколь открыто дана в публичных законах, публичной морали, религии и общеизвестна. В чем же еще нуждается эта истина, поскольку мыслящий дух не удовлетворяется обладанием ею таким наиболее доступным для него перечисления пустых названий имен существующих предметов, лишенные смысла в понятии и умственном представлении разума человека. Как не в том, чтобы ее постигли и чтобы самому по себе разумному содержанию была придана разумная форма, дабы оно явилось оправданием для свободного мышления, которое не может остановится на данном, независимо от того, основано ли оно на внешнем положительном авторитете государства, на общем согласии людей, на авторитете внутреннего чувства и сердца и непосредственно способность отличат истинные и ложные имена предметов.
Француз Эдуард Шюре, в Х1Х веке отмечал следующее:"Самым большим злом нашего времени следует признать то, что Религия и Наука представляют из себя две враждебные силы, не соединенные между собой. Зло это тем более пагубно, что оно идет сверху т незаметно, но непреодолимо просачивается во все умы, как тонкий яд, который вдыхается вместе с воздухом. А между тем, каждый грех мысли превращается неизбежно в результате своем в душевное зло, а следовательно, в зло общественное.
До тех пор, пока христианство утверждало христианскую веру в среде европейских народов еще полуварварских, какими они были в средние века, оно было величайшей из нравственных сил, оно фолрмировало душу современного человека. До тех пор, пока экспериментальная наука стремилась восстановить законные права разума и ограждала его безграничную свободу, до тех пор, она оставалсь величайшей из интеллектуальных сил; она обновила мир, осовбодила человека от вековых цепей и дала его разуму нерушимые основы.
Но с тех пор как церковь, неспособная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них словно в жилище без окон, противопоставляя разуму веру, как неоспоримую абсолютную заповедь; с тех пор как наука, опьяненная своими открытиями в мире физическом, превратившая мир души и ума в абстракцию, сделалась агностической в своих методах и материалистической в своих принципах и в своих целях; в тех пор как философия, сбитая с толку и бессильно застрявшая между религией и наукой, готова отречься от своих прав в пользу скептицизма - глубоки разлад появился в душе общества и в душе отдельных людей.
Вначале конфликт этот был необходим и полезен, так как он служил к восстановлению прав разума и науки, но не остановившись во-время, он же сделался под конец причиной бессилия и очерствления. Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука - на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга.
Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другу. Отсюда глубокая раздвоенность и скрытая вражда не только между государством и церковью, но и внутри самой науки, в лоне всех церквей, а также и в глубине совести всех мыслящих людей. Ибо каковы бы мы ни были, к какой бы философской, эстетической или социальной школе мы не принадлежали, мы несем в своей душе эти два враждебные мира, с виду непримиримые, хотя оба они возникли из одинако присущих человеку, никогда неумирающих потребностей: потребности его разума и потребности его сердца.
Нельзя не признать, что такое положение, длящееся более ста лет, не мало способствовало развитию человеческих способностей, энергия которых не переставала напрягаться в этой взаимной борьбе. Она внушила поэзии и музыке черты неслыханного пафоса и величия. Но слишком долго длившееся и черезчур обостирвшееся напряжение вызвало под конец противоположное действие. Как за лихорадочным жаром больного следует упадок сил, так и это напряжение перешло в больное бессилие и в глубокое недовольство.
Наука занимается только одним физическим миром; нравственная философия потеряла всякое влияние над умами; религия еще владеет до некоторой степени сознанием масс, но уже потеряла всю свою силу над интеллигентскими слоями европейских обществ. Все еще великая милосердием, она уже более не светит верой. Умственные вожди нашего времени все - либо неверующие, либо скептики. И хотя бы они были безукоризненно честны и искренни, все же они сомневаются в своем собственном деле и оттого смотрят друг на друга улыбаясь, как древние авгуры. И в общественной жизни и в частной, они, или предсказывают катастрофы, для которых у них нет лекарства, или же стараются замаскировать свои мрачные предвидения благоразумными смягчениями. При таких знаменьях литература и искусство потеряли свой божественный смысл.
Отучившаяся смотреть в вечность, большая часть моледежи предалась тому, что ее новые учителя называют натурализмом, унижая этим названием прекрасное имя природы разума рода человеческого. Ибо то, что подразумевается под этим названием, есть не более как защита низких инстинктов, тина порока или предупредительное покрывание наших общественных пошлостей, иными слолвами: систематическое отрицание души и высшего разума.
Благодаря материализму, позитивизму и скептицизму, конец 19 -го века утерял верное понимание истины и прогресса.Наши ученые, прилагавшие экспериментальный метод Бэкона к изучению видимого мира с такими поразительными результатами, сделали из истины идею вполне внешнюю и материальную. Они думают, что можно приблизиться к ней, накопляя все боьше и больше количества фактов. В области изучения форм они прав. Но что печально, это что наши философы и моралисты стали думать под конец совершенно так же.
С материалистической точки зрения причина и цель жизни останутся навсегда непроницаемы для человеческого ума. Ибо если представить себе, что мы знаем в точности все, что происходит на всех планетах нашей солнечной системы, что, говоря, мимоходом, было бы великой основной индукции; если представить себе сто нам известно даже то, какие жители обитают на спутниках Сириуса и на некоторых звездах млечного пути, -разве мы получили бы вследствие этого более ясное представление о цели мироздания? С точки зрения нашей современной науки нельзя смотреть на развитие человечества иначе, как на вечное дивижение к истине неизвестной, не подлежащее определению и навеки недоступной. Таково понимание позитивной философии, имевшей преобладающее влияние на сознание нашего времени.. Но истина являлась совсем иною для мудрецов Востока и Греции. Они также знали, что нельзя установить без общего понятия о физическом мире, но в то же время они сознавали, что истина пребывает прежде всего в нас самих, в началах нашего разума и во внутренней жизни нашей души. Для них душа была единая божественная реальность и ключ, отмукающий вселенную. Сосредотачивая свою волю в своем собственном духовном центре, развивая свои скрытые способности, они приближались к тому великому очагу жизни, который называли Богом; свет же исходящий из Него, освещал их сознание, приводил их к самопознанию и помога проникать во все живые существа. Для них то, что мы называем историческим и мировым прогрессом, было не что иное, как эволюция во времени и пространстве этой центральной Причины и этого последнего Конца.Мир не знает более великих деятелей, говоря в наиболее широком и наиболее благом смысле этого слов. Они сияют как звезды первой величины на духовном небосколне. Имена их: Кришна,Будда, Зороастр, Гермес, Моисей,Пифагор, Иисус, Платон, Аристотель, Гегель и многие другие. Это были могучие формовщики умов, энергичные будители душ, благие организаторы общества. Они жили только для своих идей; всегда готовые на всякое испытание и сознавая, что умереть за Истину есть величайший и наиболее действительный из подвигов, они создавали науки и религии, литературу и искусство, и их живая сила до сих пор питает и живет в нас, давая толчок к осознанию эволюционно - исторического развития мысли разума человека и коллективного разума всего рода человеческого. И если поставить на ряду с такой могучей действительностью стремление позитивизма и скептицизма нашего времени, что они могут принести человечеству? Создать сухое поколение без идеала, без высшего света и без веры, не признающие ни души, ни Бога, ни вечности, не верящие в будущность человечества, без энергии и без воли, сомневающиеся в самом себе и в свободе человеческой души... "По плодам их узнаете их", сказал Иисус. Это слово Учителя всех учителей приложимо как к доктринам, так и к людям. Невольно возникает мысль: или истина навсегда недоступна человеку, или же ею владели в широкой степени Мудрецы и первые Посвященные земли. если последнее верно, истина должна находиться в основе всех великих религий и священных книгах народов. Нужно только уметь разыскать и выделить ее. И в самом деле, если на историю религий посмотреть глазами, раскрывающимися под влиянием единой истины, которая дается только внутренним посвящнием, приходишь одновременно и в изумление и в восторг. То, что развертывается перед духовным взором, совсем не похоже на учения, которые дает церковь, ограничивающая Божественное откровение одним лишь христианством, ибо слова Иисуса Христа находятся во всех религиозных книгах, их надо только осознать и понять единой мыслью разума человека у Бога Слова.Ибо Он есть мир ваш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирит обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.. Ибо мы -Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.(Ефес.2,14-16;10).
Комментарии
Мне трудно себе представить добросовестного философа и гностика, который, погрузившись в христианскую мысль и христианскую мистику мог бы сказать, что христианство его ограничивает. Скорее так мог бы сказать тот, кто прошкандыбал по верхам, невежа..
Христианство и христианская мысль является неисчерпаемым и благодатным источником, вода из которого истинно живая и оторваться от нее для вкусившего ее в истине и послушании невозможно, не в силу человеческой привязанности, а потому что восторг и радость от постижения Господа делает человека крылатым (святым).
"53. Итак, мы видим, что Ты сделал, ибо мир существует, но существует он потому, что Ты его видишь. Глядя на внешний мир, мы видим, что он существует; думая о нем, понимаем, что он хорош; Ты тогда видел его уже созданным, когда увидел, что нужно его создать.
И мы теперь испытываем побуждение делать добро, после того, как сердце наше зачало от Духа Твоего мысль об этом; раньше нас, покинувших Тебя, подвигало на злое; Ты же, Господи, Единый, Благой, не прекращал творить добро. И у нас есть, по милости Твоей, некие добрые дела, но они не вечны...
Кто из людей поможет человеку понять это? Какой ангел ангелу? Какой ангел человеку? У Тебя надо просить, в Тебе искать, к Тебе стучаться: так, только так ты получишь, найдешь, и тебе откроют." Бл.Августин. Исповедь
Надо подочертить сферы приложения науки, религии, искусства и философии:
Есть эмбрион идеи - это триединство "субъект-отношение-объект". Именно по этим трем направлениям в средние века произошел раздел отраслей, сепарация, не закончившаяся до сих пор:
- искусство стало заниматься СУБЪЕКТИВНЫМИ очевидностями;
- наука стала заниматься ОБЪЕКТИВНЫМИ очевидностями, свойствами и законами;
- религия стала заниматься очевидностями, свойствами и законами невидимого мира ОТНОШЕНИЙ.
Межотраслевым "эсперанто" является философия - бульон, связывающий искусство, науку и религию...
И насчет Иисуса не стоит закатывать глаза к небу. Гений - да. Новация его учения более-менее понятна - http://ideo.ru/axio.html
позвольте пригласить к беседе на эту тему?
Я считаю философию методологической наукой, которая работает в любой из отраслей жизни людей и прочего мира.
Но смею заметить я работаю в ключе русской философии триединства, всеединства, гармонии.
Я не очень понимаю что есть "русская философия" Есть нечто уникальное, что встретит какой француз в книге и скажет - ба, да это русская философия? Что именно?
Почему считаете философию наукой? У нее есть свой предмет, есть свой метод?
Чем "философия триединства" отличается от механистической трихотомии?
Есть три триединых метода организации систем -
это монистическое или элементарное триединство, которое основано на принципе господства одного из качеств системы и строительство системы на правилах его работы;
вторая система методологий это с основой на противоречии двух и более противоположностей или это диалектическая форма триединства. Потому что противоположностей три.
третья система правил это полная или сложная структура где работают три триединых совокупности компонентов организованных в конкретную систему. Предположим это человек.
Теперь пару слов о философии.
Философия это наука о предметно-методологических основаниях и качественных переходах в ходе работы всякой всячены.
Предметностей три триединых - это материальная, экзистенциальная, идеалистическая.
методологий три триединых метода - это монистический. диалектический, триединый.
тенденций качественных связей, переходов тоже три триединых - это эволюция, революция, скачок.
Есть триединство элементарное, простое, сложное.
И предмет этой науки - всякая всячина?
А потому в нем ест множество всяких всячен о которых вы говорите как о лжи и т.д.
Нету в мире одной какой либо предметности, метода ее организации и тенденции качественных преобразований. которая может диктовать условия жизни.
Всякая всячена организована одновременно от трех триединых совокупности компонентов:
Это три триединых предметности (материальная,экзистенциальная, идеалистическая).
Это три триединых метода их организации (монистический, диалектический триединый).
Это три триединых тенденции качественных преобразований (эволюция, революция, скачок).
Теперь о духовности, о ее месте и роли в системе процесса жизни людей.
У человека есть три совокупности компонентов - это тело, перисприт, душа. Или иначе в современной светской терминологии это тело, нервная система, интеллектуальная.
Поэтому понятие душа это обыденное понятие в которое закладывается высшая интеллектуальная деятельность. В силу этого интеллектуальную функцию человека можно толковать в трех аспектах - это понятие правил работы материальной сущности его жизни; это понятие правил его коммуникативных функций; это понятие его духовных функций.
Причем сами духовные функции имеют так же триединую сущность это - обыденное понятие правил жизни человека; это эмпирическое понятие этих правил жизни; это теоретическое понимание.
Причем эти правила и работают и познаются и отражаются в виде знаний в сознании человека в трех формах проявления в реальной действительности - в виде свернутой формы проявления, в виде потенциально возможной к проявлению; в виде раскрытой формы.
Поэтому присутствует всякий раз тайное знание которое всякий раз должно быть постигнуто, познано и т.д.
Ну а я вижу иную реальность мира чем вы и она более сложная по своему строению. Во и вся ваша беда непоняток моих мыслей.
Теперь о существе логики.
Логических построений в реальной практике бывает три триединых системы:
первая это элементарная форма правил (это и есть логика) которые проявляются в ходе господства в работе материалистических процессов.
вторая совокупность правил которая проявляет свою сущность в работе экзистенциальных или можно рассмотреть при работе социальных или коммуникативных процессов.
треть совокупность правил(логики) которая проявляется при работе духовных процессов.
Причем вы видите мир через его внешнюю стороны проявления, а я даю правила трех триединых совокупностей - это реальность самого процесса, это его моделирование через человеческие чувства, способности ощущения и т.д.; это его отражение в сознании людей в виде знаний.
Скорее всего вы используете терминологию немецкой классической философии, диалектику, Здесь понятие абстрактного толкуется как вымышленно или существующее только в сознании в виде абстракции?
Я же используя метод русской философии триединства, всеединства, гармонии, в современном толковании, а здесь реальность мировых процессов и экономики в первую очередь (я экономист) я вижу через более сложную форму организации:
это три триединых предметности реального процесса жизни людей (материальный, экзистенциальный, идеалистический);
это три триединых метода их организации - монистический, диалектический, триединый.
это три триединых тенденции качественных переходов этих и предметностей и методов их организации - это эволюция, революция, скачок.
И причем работают они одновременно в параллельно-последовательно-взаимоувязанной форме связей.
Так что если вы использует точку зрения диалектики, то и видите совершенно иную структуру нежели дает русская философия.
Прошу понять меня.
Структура духовного процесса
Первый уровень духовности это господство материальной культуры. Это совокупность физических, химических, биологический правил жизни на основе которых формируется материальное мировоззрение человека.
Второй уровень духовности людей это противоречие материальной и коммуникативной духовности или культуры. Это совокупность социальных или коммуникативных способностей человека, которых три - это совокупность его отношений с природой, с другими людьми, с сознанием.
Третий уровень духовности это работа интеллектуальных, умственных способностей человека. Это совокупность духовных способностей в виде обыденного мышление, в виде эмпирического (или опыта накопленного поколениями), в виде теоретического (или построенного на основе знаний общества).
1. Поведенческий, бихевиоральный - это инстинкты-рефлексы, то, что Вы видите "от материи"
2. Рациональный - ну да, там дискретный уровень, парадоксы и противоречия
3. Эмоциональный - ну да, там аналоговый уровень, чувственный, там не логика, а эмпирика.
В идеоанализе, который я разрабатываю, предмет другой, чем у психологии, поэтому там эти уровни называются иначе - субъективный, объективный и относительный.
А вот ваше мнение о новизне мне интересно потому что вы даете по крайней мере троичность.
Я характеризую в технологии русской философии с позиций это строение систем как метод триединства от идеалистического начала.
Это три триединых сущности мотивации организации процесса жизни людей - это объективная мотивации или мотивация среды жизни; это мотивация субъективная или влияние человека на свою жизнь; это мотивация предмета коммуникации или предмета общения, социума и т.д.
Я не могу понять и расшифровать такую линейку. Почему надо считать процесс жизни людей организованным? Куда делась дезорганизация? Откуда взялась мотивация организовывать? Знаю такую у фашистов с их орднунгом, а у остальных? Три триединых сущности - это уже девять?
Мне кажется, что лазейка - считать философию наукой - дает возможность вот так перемешивать всё - и науку, и философию, и религию. Надо на чем-нибудь остановиться и оттуда раскручивать, не делая заступов в смежные отрасли.
Я сумел выйти из методологических противоречий только признав идеологию как науку об идеях, их свойствах и законах; с предметом - идеей, как выражением отношений; и методом - идеоанализом.
Вот там и обнаруживается системный идейный эмбрион - "субъект-отношение-объект", который будучи привит к чему угодно, тут же начинает наращиваться как система и возникают различные триединства, в частности, упоминаемое мною в психологии. Суть Вашего триединства я пока не уловил, похоже то же самое, но изложенное витиевато.
Человек это три триединых совокупности компонентов - это тело, перисприт (это коммуникативная система человека), душа.
Всякая каждая из этих трех триединых совокупностей имеет опять же три триединых совокупности компонентов.
Принимаем к исследованию тело.
Это три триединых совокупности компонентов - это система физических процессов, это система химических процессов, это система биологических процессов.
теперь раскроем какую либо из этих трех триединых совокупностей компонентов.
Предположим элементарное свойство - это физическое. Оно имеет три триединых элементарный начала - это положительную совокупность компонентов, это нейтральную, отрицательную.
Теперь возьмите одну из этих трех триединых совокупностей и попытайтесь разбить на более элементарную совокупность. Ну там какие то частицы. Я далее просто не силен потому что экономист, а не физик.
Так немного более понятно?
А о вашем толковании троичности бубъект-отношение-объект, если вы не против то вернемся чуть позже?
У меня троичность не причина, а следствие, которое может наступить впоследствии, может и не быть, пока не произошло "инфицирования" идейным системным эмбрионом.