Провокация в Турции… Вопрос: чья?

На модерации Отложенный

Провокация в Турции… Вопрос: чья?

Рустам Мансуров,
журналист,
Душанбе


Турцию лихорадит. И лихорадит очень серьёзно.

Нарастающая волна массового протеста уже не ограничивается локальными столкновениями полиции с протестантами в стамбульском парке Таксим-Гези (площадь Таксим): тысячи людей, собравшиеся на этом относительно небольшом «пятачке» (скандирование лозунгов, песни, танцы) в какой-то момент по команде практически незаметных в толпе лидеров направляются в сторону офиса правящей «Партии справедливости и развития» в соседнем районе Бешикташ. Там протестующих встречает полиция.

А дальше – по классике жанра: камни и арматура, с одной стороны, водометы и слезоточивый газ – с другой. При этом в крупных городах (Стамбул, Анкра) начинают появляться районы, которые контролируют скорее митингующие, чем полиция.
В итоге, на сегодняшний день из 81 турецкой провинции бастует
уже шестьдесят семь…

Со страниц официальных СМИ не сходит гневное заявление премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что «продолжающиеся беспорядки – масштабная провокация со стороны оппозиции», которая «всегда была солидарна с экстремистами».


ed


При этом политический лидер ТР добавляет: «К проблеме парка Гези это уже не имеет никакого отношения. Те, кто не смог победить нас у избирательных урн, прибегает к таким мерам. Они выступают с призывами через социальные сети и, к сожалению, люди присоединяются к ним…».

А, может, Эрдоган в чём-то прав? Можно ли пытаться объяснить всё более охватывающий Турецкую Республику народный протест одним только вполне благовидным (со стороны) намерением городских стамбульских властей «эстетически реконструировать» площадь Таксим?

Нет ли здесь аналогии с поиском причин I Мировой войны в небезызвестном «Сараевском убийстве», когда 28 июня 1914 года членом организации «Млада Босна» Гаврилой Принципом был застрелен наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд (прибывший в город наблюдать за военными манёврами)?

Боюсь, что истинные причины происходящих событий куда как глубже, серьёзней и противоречивей.

Возможно, прав со своей стороны авторитетный турецкий оппозиционер, последовательный оппонент Эрдогана профессор Университета экономики и технологий торговых палат и бирж Турции Торгул Исмаил, заявляющий об «отсутствии единого конкретного центра, координирующего действия протестующих».

Однако, как уже успели подметить некоторые эксперты-политологи (в частности, Анатолий Вассерман), в Турецкой Республике сейчас выступает на улицах – как ни странно! – НЕ оппозиция. Поскольку оппозиционеры – «это как раз те, кто в данный момент является правящей партией»…

Подобное утверждение (при всей его внешней эпатажности) несёт в себе немалый заряд здравого смысла, а именно:

Стратегический курс Турции еще со времен Мустафы Кемаля Ататюрка был курсом на светскую жизнь и постепенную европеизацию.
Именно легендарный Ататюрк, возглавив после поражения Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и войну за независимость в Анатолии, добился ликвидации марионеточного правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на суверенитете нации республиканское государство.


418924


В рамках этого государства им были проведены такие принципиально важные политические, социальные и культурные реформы как ликвидация султаната и всевластия халифов, провозглашение республики, введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу и многое другое, что позволило Турции трансформироваться из ультраисламского халифата в СВЕТСКУЮ РЕСПУБЛИКУ.

Однако, по многим признакам, нынешнего премьер-министра Эрдогана подобное положение дел (в том числе – упомянутая «светскость») перестало устраивать… И тому есть причины:

Когда Европейский союз в начале «нулевых» годов практически открыто дал понять Анкаре (как раз накануне парламентских выборов!), что заключительный этап начатой ещё Ататюрком европеизации – вступление Турции в ЕС – недостижим, турецкая общественность крайне разочаровалась. Поскольку на глазах рушились надежды, говоря словами турецкого президента Абдуллы Гюля, «органично влиться в семью равноправных просвещённых европейских народов».

И на почве этого разочарования турки в 2002 году проголосовали… за исламистов! То есть как раз за тех, кто представлял собой оппозицию правящей в то время «Республиканской народной партии» и курсу Ататюрка в целом.

Немаловажное обстоятельство:


«Партия справедливости и развития» («ПСР», тур. Adalet ve Kalkınma Partisi), ныне возглавляемая Р.Т.Эрдоганом и А.Гюлем, была основана бывшими членами умеренного консервативного крыла запрещённой (!!!) на тот момент в Турецкой Республике исламистской «Партии Добродетели».
«ПСР» с середины 2000-х годов практически открыто взяла курс на усиление исламизации республики и отход от заложенных Ататюрком принципов светского государства.
В частности, в 2007 году был принят закон, разрешающий ношение хиджаба в университетах. После этого Генеральный прокурор Турции Абдуррахман Ялчинкая подал в Конституционный суд ТР иск на предмет запрета «ПСР». И хотя в июле 2008 года иск был отклонён, на партию был наложен крупный денежный штраф.

И сейчас эти исламисты продолжают вести курс на слом наследия Ататюрка, на превращение Турции из светского и практически мононационального государства в исламское. Причем вновь рассматриваемое как «центр бывшей и будущей Великой Османской Империи»… (Отсюда, кстати, и растут ноги агрессивно-наступательного пантюркизма внешней политики Эрдогана!)

В конечном же счете, когда народ убедился, что новый политический и – крайне важно! – религиозный курс «ПСР» не даст ничего хорошего по сравнению со старым, он восстал. Причем последней каплей для восстания (тем самым «поводом») послужило намерение команды Эрдогана уничтожить руками городским стамбульских властей мемориальный комплекс Ататюрка и даже снести его мавзолей.

То есть не просто благообразно «реконструировать по эстетическим канонам» площадь Таксим, а стереть из памяти народа огромный кусок его собственной истории, обозначившей превращение их Родины в сильное демократичное государство.


Taksim-Meydanı-800x600


Справка:


«Эстетической реконструкции» (в рамках которой – «разбор строений для реставрационных работ», а точнее – СНОС) подлежат:


- находящийся в центре площади 12-метровый монумент «Республика» (Cumhuriyet Anıtı), воздвигнутый в 1928 г. по проекту итальянского архитектора П.Каноника, символизирующий армию-освободительницу и установление республики;
- скульптуры народных героев – маршалов Мустафы Кемаля Ататюрка, Мустафы Исмета Инёню и Февзи Чакмака;
- скульптуры Климента Ворошилова и Михаила Фрунзе (установлены на площади Таксим ещё по указанию Ататюрка в благодарность за военную помощь Советской России в войне 1920 г.);
- сам Культурный центр им.Ататюрка (Atatürk Kültür Merkezi).

Вот это уже ВЫЗОВ! А если ещё точнее – ПРОВОКАЦИЯ…
Поэтому всё ныне происходящее в Турции, как верно отметил Вассерман, «не борьба оппозиции против законной власти, а борьба исторически законной власти, освещенной давней исторический традицией, против прорвавшейся по политическому недоразумению во власть оппозиции в лице Эрдогана и его исламистской партии…».

В качестве эпилога:

2 июня 2013 года протестующие заняли здание Культурного центра им.Ататюрка и заявили: «Мы не откажемся от нашего культурного наследия! Мы будем бороться за центр Ататюрка, несмотря на решение правительства о его сносе!».
o_1324158304ataturk-kultur-merkezi-istanbul-2


В этом здании некогда располагался стамбульский Театр оперы и балета. Оно всегда было предметом особой гордости турецкого народа, воплощением культурного и политического наследия эпохи Кемаля Ататюрка.

Однако нынешний премьер-министр Эрдоган заявил: «Балет – не то искусство, которое заслуживает внимания турок! Это не то, на что они должны ориентироваться и чем должны вдохновляться!…». И принял решение… о сносе упомянутого здания.

Многие воспринимают эту выходку (иначе не назовёшь!) лидера «ПСР» как шаг назад и отказ от идей и принципов, заложенных в основу турецкого государства Ататюрком, попытку их замены идеями собственными.

Поэтому одно из самых важных обвинений протестующих в Турции в адрес правительства – навязывание консервативных мусульманских взглядов государству, которое почти 100 лет было сугубо светским.