Почему России следует выйти из Большой восьмерки

На модерации Отложенный


Сегодня  открывается саммит Большой восьмерки в Белфасте.  
Почему наши руководители ездят на эти саммиты? Может быть, они получают удовольствие от прессинга, оказываемого на них остальными участниками?
В этот раз такой прессинг, несомненно, будет в связи с обстановкой в Сирии.
В честь начинающегося саммита я практически повторяю (в сокращенном виде) свою статью ««Шестерка» в восьмерке», опубликованную ранее.

     «Большой восьмёркой» называют группу восьми наиболее  развитых стран мира, к которым относят: США, Великобританию, Францию, Японию, Германию, Канаду, Италию, Россию.
     Термин «большая восьмёрка» возник в русской публицистике из-за ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как ”Great Seven“ («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как ”Group of Seven“ («группа семи»). С присоединением России в 1992 году группу стали называть «большая восьмёрка».
    Ошибкой является и само вхождение России в эту группу влиятельных и благополучных стран. Россия, безусловно, является самой большой по территории страной мира и обходит все страны по величине природных  ресурсов, приходящихся на душу населения. Но по реализации своих возможностей в интересах населения она находится далеко позади коллег по «восьмерке». Что касается внутреннего валового продукта в абсолютном выражении, то в Китае он в три раза больше, чем в России. По этому показателю Россию обходят также Испания и Бразилия. Так что ошибочным является отнесение России к числу восьми самых промышленно развитых стран мира, а по величине ВВП, приходящегося на душу населения она вообще находится на 65-м месте. По уровню жизни населения Россия резко выбивается из числа остальных стран восьмерки в худшую сторону и выглядит в этом собрании чужеродным элементом.

Страна

 

Население

ВВП

Млн

Mлрд $

На душу населения, тыс. $

США

302,5

13244,6

43,78

Япония

127,7

4367,5

34,20

Германия

82,4

2897,0

35,15

Великобритания

60,2

2373,7

39,43

Франция

64,1

2231,6

34,81

Италия

59,1

1852,7

31,34

Канада

32,9

1269,1

38,57

Россия

142,5

979,0

6,87

 

   «Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата.

Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.
    Появление «Большой восьмерки» было вызвано кризисными явлениями в мировой экономике в начале 1970-х.  Тогда возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада.
    С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д'Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт предложили главам других ведущих государств Запада собраться в узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз.
   История присоединения России у «семерке» такова.
  
В 1991 году в Лондоне впервые в саммите семи ведущих государств мира принял участие президент СССР Михаил Горбачев. Глава советского государства предпринял попытку предложить «семерке» СССР в качестве партнера, но согласия со стороны членов семерки не получил.
    После распада СССР первыми шагами в постепенном присоединении России к «семерке» стали состоявшиеся в Мюнхене (1992) и в Токио (1993) встречи президента России Б. Ельцина с лидерами ведущих индустриальных держав в рамках ежегодных саммитов «Группы семи». 
  Начало оформлению «восьмерки» было положено в 1994 году на саммите 8-9 июля в Неаполе.
   Очередными  этапами становления «восьмерки» стали саммиты: 15-17 июня 1995 года в Галифаксе, 19-20 апреля 1996 года в Москве, 27-29 июня 1996 года в Лионе
   20 июня 1997 г. на встрече в Денвере «Большая семерка» (G-7) стала «восьмеркой» (G-8). Западные партнеры признали, что Россия «завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой».
    В последнее время все громче звучит публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой мировой общественности. Ее обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме.  «Большой восьмерке» предъявляются требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром.
    Спрашивается, почему Россия должна разделять ответственность за грехи других стран?
   Представляется, что верным и уважительным по отношению к своему народу было бы решение президента выйти из состава «большой восьмерки». Это положило бы конец двусмысленному положению России в мировом сообществе и послужило бы возрастанию ее международного авторитета.
  Тем более, что сейчас уже существует «Двадцатка», где Россия чувствует себя полноправным и равноправным участником.