Первый в космосе, но не в национальном прокате. Как показывают фильм о Гагарине

На модерации Отложенный

Из воспоминаний очевидцев

…Несколько лет назад Геннадий Петрович Наянов – ветеран дипломатической службы, рассказал мне о своей первой встрече с Юрием Алексеевичем Гагариным и его женой Валентиной Ивановной. Произошла она в декабре 1961 года на Цейлоне, ныне – Шри-Ланка. Туда лётчик-космонавт прибыл с визитом по приглашению премьер-министра г-жи Сиримаво Ротватте Диас Бандаранаике. На остров советская делегация заглянула в ходе 17-ти дневного турне по маршруту «Индия-Цейлон-Афганистан».

После триумфального полёта на «Востоке-1» Юрий Гагарин, поощряемый к тому руководством государства, посетил десятки стран мира, где Колумба Вселенной встречали с оглушительным триумфом. Так произошло и на далёком острове в Индийском океане. На протяжении 12-ти километров от аэропорта Ратмалана до Коломбо – столицы Цейлона, вдоль всей дороги волнами колыхались толпы ликующих ланкийцев. Да и в каждый из пяти дней визита проходили по 10-12, а то 15 встреч с населением, порой, до миллиона человек в течение дня! Переезды, митинги и прочее отнимали по 16-18 часов в сутки. Крайне напряжённый график в условиях тропической жары и высокой влажности, работа на износ. Ничего подобного не наблюдалось, как уверяли старожилы, даже во время визита английской королевы.

Моему рассказчику в те годы было 26 лет, он работал референтом-стажёром (переводчиком) в советском посольстве на Цейлоне. Николай Яковлевич Тараканов – Чрезвычайный и полномочный посол СССР, поручил Геннадию Петровичу курировать пребывание знаменитого соотечественника. Тем более, Наянов и Гагарин оказались одногодками.

На пятый день, в дополнение к уже проведённым встречам, по настоянию цейлонских властей и дипломатического корпуса, принимается решение собрать заключительную пресс-конференцию. Для правительства Цейлона, со статусом «неприсоединившегося государства», а формально – доминиона Британской империи, подобная публичная акция являлась событием историческим. Это сегодня, чуть что, так пресс-конференция, а полвека назад, да тем более в глубинке цивилизации, – эпохальное событие.

Цейлон не напрасно называют райским местом на Земле. Как раз в ту пору на острове снимали документальный фильм известные чешские путешественники Ганзелка и Зикмунд. Они тоже поспешили на встречу с планетарной знаменитостью. Набился полный зал прессы, местной элиты, иностранных дипломатических работников, пришла советская колония с детьми, плюс к ним городская молодежь, монахи, школьники, военные… Калейдоскоп цветовой гаммы лиц – от цвета слоновой кости, до иссиня-чёрных. Шум, гам, яблоку негде упасть. Мало того, к Гагарину каждый старался прильнуть, прикоснуться, сфотографироваться, перемолвиться. От простых людей не отставала местная знать, генералы, ослепительные актрисы, супер-модели и пр. Вся их чопорность и важность враз куда-то испарились.

Супруга космонавта относилась к восторгам публики с одной стороны, с пониманием, спокойно, с другой, эти встречи изрядно утомили. Представляете, каково приходилось даже физически крепкому Гагарину, ежечасно быть обвешанным почитателями, словно новогодняя ёлка игрушками?

Началась пресс-конференция. Владеющий несколькими иностранными языками Наянов, к слову, выпускник МГИМО, бойко переводил потоки вопросов. Космонавт Гагарин толково, зачастую с юмором, на них отвечал. Американцев очень волновала техническая тема: на каком топливе работал ракетоноситель «Восток-1»? Даже после суборбитального полёта Алана Шепарда 5 мая 1961 года (программа «Меркурий-Редстоун-3»), NASA заметно отставало от космического рывка СССР. И тогда, по указанию президента США Джона Кеннеди, озвученного в его речи перед нацией 12 сентября 1961 года, развернулась подготовка к ответному супер-рывку – высадки человека на Луне. Поэтому тайна советского топлива была для североамериканских конструкторов и инженеров актуальной, любопытство проявлялось при каждом удобном случае.

По-видимому, не случайно возле Гагарина вилась американский посол, женщина лет 50-ти, всё расспрашивала об особенностях космического путешествия. Работники советского посольства ловко оттесняли назойливую даму, то переключая её внимание на чехов-путешественников, то отвлекая от буквально раздираемого на части космонавта другими способами. И вот пресс-конференция – последний шанс вытянуть хоть что-то из «простого» русского парня в заключительный день его нахождения в Коломбо. Посол дождалась очереди задать вопрос и спросила в лоб: «Мистер Гагарин, какая "F" использовалась в полёте?» (На профессиональном языке литера "F" означает тип ракетного топлива.). Аудитория замерла, что ответит русский? Юрий Алексеевич, наделённый природной смекалкой, просит перевести: «Химическая "F"». Геннадий Петрович, – в микрофон: «A chemical "F"!». Зал содрогается от дружного хохота. Американка, смутившись, пытается смеяться вместе со всеми…

Чета Гагариных от пребывания на Цейлоне, несмотря на страшную усталость, оказалась в полном восторге. «Энергичнее, чем в Индии! И живописнее!» – сошлись дружные супруги в обоюдном мнении.

Мой рассказчик провёл за беседой с Гагариным всю ночь перед утренним отлётом советской делегации в Кабул; разговаривали на самые разные темы, даже о кактусах, к которым именитый гость проявлял неподдельный ботанический интерес. Нашли друг у друга родство характеров и мировоззрения. Как водится, не обошлось без рюмки выдержанного коньяка. Благо генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин – зубр в политике «холодной войны», строго надзиравший за Гагариным, далёком от международных интриг, крепко спал, утомлённый возрастом, непрерывными поездками и банкетами.

Встречи между молодыми дипломатом и космонавтом имели продолжение и позднее, на родной земле.

 

Быстро сказка сказывается…

Это лишь один пример из множества о крайне интенсивной общественной деятельности Гагарина, его жизни «для всех». И о той колоссальной прямой политической и косвенной экономической пользе, что он приносил государству, пропагандируя достижения отечественной науки и техники среди населения собственной страны и в зарубежных командировках. Какое долгоиграющее наследие оставил Юрий Алексеевич для отечественной и мировой космонавтики!

Как только стало известно об одобрении семьёй Гагариных начать работу над проектом полнометражного биографического художественного фильма, я непременно решил его посмотреть. Кто не знает, после трагической гибели мужа 27 марта 1968 года, Валентина Ивановна Гагарина десятилетиями уклонялась от любых контактов с представителями масс-медиа. А тут и она, и дочери, выразили согласие на съёмки.

Вскоре кинокартина «Гагарин. Первый в космосе» получила статус национального фильма (УНФ № 16775 от 14.09.2009). Тогда ещё Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин поддержал включение этой ленты в План основных мероприятий 2011 года о праздновании 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина. В апреле 2011 года был объявлен кастинг актёров на главную роль. Чести сыграть Гагарина удостоился Ярослав Жалнин. Его внешность, обаяние, темперамент и возраст органично совпадали с аналогичными характеристиками Юрия Гагарина. Удачный выбор, ничего не скажешь. Стать режиссером выпал жребий профессионалу Павлу Пархоменко, он трудится в кино с 1986 года.

Начались съёмки, выбор натуры, монтаж декораций, компьютерное моделирование отдельных фрагментов, кропотливое и тактичное согласование текста сценария, и даже некоторых кандидатов на роли с семьёй легендарного космонавта. Результат совместных усилий – максимальное приближение сюжета картины к реальным событиям, а это немаловажно.

Так что быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается. От замысла до реализации проекта пробежало пять лет.

12 апреля 2013 года, в День космонавтики, премьера фильма в кинотеатре «Октябрь» полный зал зрителей не набрала. Сказалась непродуманная рекламная кампания. Мне, к сожалению, побывать на премьере не удалось. И в широкий прокат картина с этой даты не стартовала, как планировалось. Продюсер и соавтор сценария Олег Капанец приоткрыл тайну: «Хотели выходить в День космонавтики, но так случилось, – забыли про нас и прокатный бюджет не выделили вовремя…».

Из комментариев в Интернете стало ясно: на показе ленты в «Октябре» высокопоставленных особ, даже из Минкультуры, не присутствовало. Не догадались и зарубежных ветеранов-космонавтов пригласить. Из Роскосмоса вроде бы тоже никто не удосужился родственную им историю посмотреть. Наверное, были заняты коммерческими запусками. Что ж, для российского и ведомственного бюджетов дело нужное. Интереса ради, на сайте Федерального космического агентства набрал поисковые слова: «Гагарин. Первый в космосе», получил ответ: «Найдено страниц – 0». Выходит, специального сеанса для сотрудников этого ведомства не организовывалось. Явное упущение, равнодушие какое-то, чёрствость, как выражались прежде, «политическая близорукость».

И всё же на апрельской премьере зрители одного представителя Кремля увидели – Елену Юрьевну Гагарину – старшую дочь героя биографического фильма, она же директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».

Затем прошёл ажиотажный, но закрытый показ картины 13 мая в Вене, в небольшом кинозале Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. В него все, кто того хотел, вместиться не сумели, вежливо уступив места VIP-персонам – сотрудникам ООН, разработчикам глобальной космической стратегии. А 19 мая премьера состоялась в Санкт-Петербурге на XXI фестивале «Виват кино России!»: зал переполнен, кресел и стульев не хватает, фильм смотрят стоя. Наконец, 6 июня открылся его широкий прокат в Москве. Причём параллельно российской картине началась демонстрация другой ленты, посвященной апокалипсическому будущему, производства США – «После нашей эры».

И я засобирался в ближайший от меня кинотеатр в центре Москвы, где почему-то имелся только один сеанс – 10:45 утра.

Ура! Советский человек - первый! 

Ещё одна удача российского кино

Фильм смотрел в будний день, следующий после его запуска в прокат, так достовернее определить людской интерес. В зал на 60 зрителей купили билеты девять человек. Из них семь женщин и двое, включая меня, взрослых мужчин. Из зрителей слабого пола – четыре пенсионерки и три студентки.

Сеанс отличился досадными техническими неполадками. Сначала огорошило очевидное отставание звука от мимики губ актёров. Минут через пятнадцать звук вовсе пропал, а затем и экран погас. Кассирша стала названивать механику, тот, наконец, объявился и возился с аппаратурой минут десять, а то и дольше. Я прямо-таки в своё детство окунулся, когда поломки кинопроектора были обычным явлением, и недовольная публика свистела, топала ногами и выкрикивала: «Механика на мыло!» К счастью, на этот раз обошлось без громких возмущений, компьютер, в конце концов, наладили, и дальнейший просмотр раздражения больше не вызывал.

Меня фильм о Гагарине потряс. Шёл он, не принимая в расчёт время, сожранное технической неисправностью, ровно 108 минут. Столько длился полёт космонавта. Дополнительно картина понравилась потому ещё, что первое образование я получил техническое, в среднем специальном учебном заведении, созданном для квалифицированной подготовки техников-технологов, занятых на предприятиях космической промышленности. Спутники, ракетоносители, их сборку и т.п. наблюдал собственными глазами, сам в этом процессе принимал, пусть и скромное, но участие.

Узнал для себя о Юрии Гагарине – этом Человеке с большой буквы, новое, пусть и читал вроде бы разные варианты биографии. Вообще фильм информационно насыщен, в нём одна удачная сцена сменяет другую. Взять хотя бы малоизвестное военное детство братьев Гагариных, чуть не закончившееся трагедией знакомство его младшего брата Бориса с «добрым» нацистом.

Да и подбор актёров – в целом удачный, например, на роль уравновешенной жены будущего космонавта Валентины (Ольга Иванова), надёжной спутницы, хорошей матери, умелой хозяйки, то есть крепкого тыла для человека военной профессии.

Впечатлил виртуозно переданный Владимиром Стекловым в чём-то зловещий характер упоминавшегося уже генерала Каманина. Запомнились образ проницательной врача Котовской (Инга Оболдина-Стрелкова), рельефно переданная воля к достижению поставленной цели и тактичность в общении с молодёжью Сергея Павловича Королёва (Михаил Филиппов). А чего стоит усыпанное бородавками лицо Никиты Хрущёва (Владимир Чуприков), который и прозорливо, и политически корыстно эксплуатировал живую легенду. Или тонко скрываемая, а то и вырывающаяся наружу конкуренция между кандидатами в первый полёт в отряде космонавтов (Герман Титов – Вадим Мичман; Валерий Быковский – Сергей Локтюнькин; Андриян Николаев – Анатолий Отрадной, другие молодые актёры).

В образе отца героя фильма – Алексее Ивановиче Гагарине, которого кристально чисто воплотил в жизнь художник человеческих душ Виктор Проскурин, прослеживается библейская канва. Отец Юрия, как и земной отец Христа – плотник. И хотя и второй и первый обучились плотницкому делу у родителя, каждый, повзрослев, последовал своей дорогой. Проповедник христианства Иисус Христос умер, воскрес, вознёсся и покинул Землю, но незримо присутствует среди людей, они почитают и веруют в него. Так и проповедник космоса Юрий Гагарин, трагически погиб, дух его покинул Земную обитель, но нетленный образ живёт в памяти и сердцах миллиардов, причём разного вероисповедания. Гагарин для них – человек универсальный, всеобщий, может быть, даже богоподобный…

Сравнил просмотренную кинокартину с «Легендой № 17». Нашёл минус и плюс. Минус следующий. В ленте о Гагарине явно не хватает врезок не смоделированной под старину, а реальной кинохроники той поры времени. Допустим, как тепло встречали Юрия Алексеевича в городах и весях нашей страны, за рубежом, где он чуть ли не в каждом ботаническом саду высаживал памятные деревца. Сегодня им свыше 20 лет, их вместе на целую рощу наберётся. Неужели за пять лет не нашлось времени покопаться в государственных киноархивах?

К плюсу отношу повышенную эпичность кинокартины: полёт человека именно из нашей страны в Космос первым в мире – это раз и навсегда. Хоккейный матч можно в одном сезоне выиграть, а в другом проиграть, затем собраться, сконцентрироваться и в следующем сезоне – снова выиграть. В случае с Гагариным иначе, тут только победа нужна, причём только одна. Сколько не переигрывай в случае поражения, всё равно уже не лидер. В Космос кто первым полетел? Юрий Гагарин. Он гражданин чьей страны? СССР. А на Луну, кто первым ступил? Нил Армстронг. Он гражданин чьей страны? США. Вот и весь хоккей. Понятное дело, чем больше в государстве эпических героев вроде Гагарина или Харламова, тем нация сильнее, надёжнее защищена от внутренних и внешних угроз. И грустно, что в СССР как Гагарин, так и Харламов нелепо погибли в катастрофах. А астронавт Армстронг, окружённый любовью ближних и почётом сограждан, провёл долгую жизнь и Сергея Павловича Королёва в этом обогнал лет на двадцать…

Когда на экране поплыли титры, и особо торопливые зрители выпорхнули из кресел, устремившись к табличке с надписью «Exit», посчитал в уме. Если в кинотеатре из 22-х кинозалов, в которых демонстрируется ежедневно до 40 лент, на действительно замечательный фильм о Гагарине предусмотрен только один утренний сеанс в одном зале, и на него будет приходить ежедневно человек по девять-десять, то… в течение месяца эту картину увидят всего-то на всего 300 зрителей. Билет стоит 150 рублей, следовательно, кассовое поступление не превысит 45-50 тысяч. Негусто. Даже если в выходные народу подтянется больше, чем в будни.

Ловлю себя на мысли, а с американской фантастикой, как с ней прокат организован, просмотр тоже раз в день? Спрашиваю у билетёрши о фильме «После нашей эры». Отвечает, на него 14 сеансов, первый в 09:20 утра, последний в 22:20 вечера. Приходите посмотреть, не пожалеете, очень энергичный и красочный блокбастер.

Решаю на следующее утро побывать на американской фантастике.

 

Национальный, но не российский

И вот я в том же кинотеатре и в таком же кинозале на 60 зрителей, в 9:20 утра. На просмотр фильма с участием в главных ролях популярного американского актёра Уилла Смита и его сына Джейдена Смита, используя лексику Голливуда, притащили свои задницы ровно девять человек! Правда, людей взрослого возраста было трое, остальные – не старше 30 лет. Во время просмотра никаких технических сбоев с аппаратурой не случилось.

О потраченном времени не пожалел, фантастику люблю и читать и смотреть с детства. Однако биографическая лента о Гагарине мне оказалась куда ближе к сердцу. В тот же день провёл сравнительную характеристику обоих фильмов. И вот какие результаты получил. Вкратце о них сообщаю.

Российской картине в широком прокате предоставлено 500 экранов. Американскому блокбастеру – 1 300 экранов.

В Москве расписание демонстраций фильма о Гагарине варьируется минимум от одного, максимум до семи сеансов ежедневно в 52 кинотеатрах. «После нашей эры» – минимум два сеанса лишь в одном кинотеатре из 104, где намечен прокат этой ленты, максимум – 10, 15, 20 и даже 29 сеансов ежедневно в каждом из 103 кинотеатров!

Американская фантастика, чей бюджет составил $130 млн., в США не принесла ожидаемого финансового успеха, подверглась резкой критике. В России прокатчики намерены «отбить» $32,2 млн. Отечественный биографический фильм обошёлся в $9,5 млн. Из них окупить в родной стране рассчитывают хотя бы $0,9 млн. Однако при том хилом расписании, которое составлено прокатчиками в городе-герое, где в апреле 1961 года миллионы ликующих москвичей и гостей столицы торжественно встречали майора Гагарина, возникает сомнение в сборе прогнозируемой суммы денег. Если только зарубежный прокат не выручит. Вроде бы заявка на фильм поступила из Лондона, королева проявила благосклонность, а вместе с ней профсоюзы Великобритании. Так же пришли запросы из тех стран мира, в которых побывал Юрий Алексеевич, и где до сих пор его помнят и чтят.

Вот и думайте теперь, исходя из приведённых выше примеров: статус национального фильма присвоен кинокартине российской или американской? Если исходить из прокатного предпочтения.

 

Добавим критики

 

Кино о Гагарине на самом деле великолепное, не дрянь низкого пошиба, поставленная в последние десятилетия на поток. Как устоявшийся приём отмывания грязных денег сановным криминалом. Это лента новой творческой волны и мастерства, равно как «Легенда № 17» или «Метро». Им всем обеспечен успех не только в нашей стране, но и за рубежом. Они – культурная и товарная марка современной России.

Отчего же национальный прокат так пинает удачный фильм о первом в мире лётчике-космонавте в собственной стране, где его финансовый успех гарантирован в случае правильно построенной стратегии и тактики кинопоказа? Откуда такая узколобость, предпочтение импортной киноиндустрии отечественной? Подобный подход в данном случае абсолютно не к месту.

И ведь, сколько слышно от доморощенных китов кинематографа трескотни о патриотизме, чувстве долга, отстаивании правых дел, поднятии национального престижа и культуры. А прочитаешь названия иных студий, помимо прочего получивших приоритетное государственное финансирование, оторопь берёт: «Арт-Пикчерс», «Реал-Дакота», «Нон-стоп Продакшн», «Рекун-Синема», «Централ Партнершип», «Энджой муви»… Откуда это комичное подражание, уничижение самих себя. Русским языком что ли нельзя выразить наименования производителей отечественной кинопродукции? Наша история богата колоритными именами и географией, взять хотя бы героев старинных сказок и былин, уникального эпоса многочисленных народов России. Вот так и с прокатом гагаринского фильма происходит, в угоду забугорным финансовым потребностям, но в ущерб национальным интересам.

Кстати, фирменное звучание производителя обсуждаемой картины тоже оставляет желать лучшего – кинокомпания «Кремлин Филмз»! Историческую реликвию, Кремль, его то к чему на иностранный манер корёжить?

То же и о музыкальном сопровождении фильма. Неужели собственными композиторами оскудела земля российская? Была бы лента совместного российско-кипрского производства, куда бы ещё не шло. Но фильм-то посвящён национальному герою, вот и пусть звуковую дорожку – саундтреки – сочиняет для данного случая именно российский музыкант.

Не спорю, привлечённый в этих целях киприот Джордж Коллис написал замечательную лирическую музыку, ненавязчивую, она гармонично перетекает от сцены к сцене. Её как бы и не замечаешь во время просмотра фильма, хотя она присутствует постоянно. Коллис, несомненно, талантливый композитор. Но не для этой картины. И ссылка Джорджа, что его дядя вёл телерепортаж о визите Юрия Гагарина на Кипр в 1962 году, и в этой связи он якобы незримо связан с Россией, наивна. Гагарин посетил свыше 40 иностранных государств, и если все соприкасавшиеся с ним люди выстроятся в одну линию, взявшись за руки, то вполне могут обогнуть Земной шар.

Для биографического фильма о Гагарине, повторюсь, требовался иной, российский гений, допустим, тот же Алексей Рыбников с его колоссальным творческим опытом в области кинематографа. Хотя тактическая задумка создателей картины понятна, иностранный композитор теплее воспримется в зарубежном прокате, он там свой, родной. Хорошо хоть музыку киприота исполнил Российский государственной симфонический оркестр кинематографии Минкультуры России (главный дирижёр и художественный руководитель – Сергей Скрипка). Да что теперь причитать, дело сделано. А вот в титрах американского фильма «После нашей эры» почему-то нет указания на русского музыканта, сочинившего к нему саундреки. В них обозначен выдающийся американский же композитор – Джеймс Ньютон Ховард. И точка.

***

Когда я намеревался выйти из кинозала после просмотра фильма о Гагарине, дорогу перегородили два вихрастых мальчишки, лет пяти или шести. Вернее всего, братья. Облизывая мороженое и глядя на меня снизу вверх, тот, который повыше, спросил: «Дяденька, как кино, крутое? Про что?». Вопрос застал врасплох. Я на секунды задумался и, глядя на них сверху вниз, ответил: «О таких же, как и вы, мальчиках, которые выросли и стали космонавтами». Предполагаемые братья развернулись и убежали. Когда я вслед за ними проследовал в фойе, увидел, как оба любителя мороженого докладывают молодой женщине: «Мама, а в этом зале сейчас фильм закончился про детей, как мы. Они потом стали космонавтами!» – и смотрят на меня. Шествуя мимо, я промолвил серьёзным тоном: «Эти мальчики-космонавты хорошо учились в школе». Женщина в ответ мило улыбнулась.

Сходите на фильм о герое Гагарине, даже в том случае, если сеанс на него только один, и только утром. Не пожалеете.

А впереди, 12 апреля 2014 года, в очередной День космонавтики, готовится премьера другой киноленты из истории освоения Вселенной нашей державой. Фильм Юрия Кары о Сергее Королёве «Главный конструктор».

Жду с нетерпением. Рекомендую создателям этого проекта обязательно пригласить на премьеру генеральных конструкторов – и молодых и ветеранов ракетостроения, из ведущих государств мира. Разумеется, вместе с космонавтами, астронавтами, тайконавтами и т.д. Тогда, глядишь, и Роскосмос подтянется, а за ним и Минкультуры. Хотя некоторые остряки в Интернете ёрничают – следующим будет фильм: «ГЛОНАСС – последний в Космосе».

Но я твёрдо верю, такого не случится. Потому что из вихрастых российских мальчишек вырастут новые Гагарины. Для разминки они освоят планеты Солнечной системы, а затем рванут в Дальний Космос!

Борис Калачев,

член Российского философского общества, кандидат юридических наук, заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ