«Волосы встали дыбом» /дополнение к посту «Речь Уинстона Черчилля»/
Послевоенные планы США организовать восстание против Сталина встретили возражение Британии, рассказал недавно еженедельный общественно-политический журнал «Times» со ссылкой на рассекреченные документы британского Форин-офиса.
Эти материалы показывают, насколько глубоки были разногласия между Вашингтоном и Лондоном по вопросу о противодействии СССР в установлении контроля над Восточной Европой, отмечает издание.
Правительство лейбористов серьезно опасалось, что США намереваются спонсировать восстание против советского режима и вторгнуться в Восточную Европу. В Лондоне были уверены, что если Вашингтон начнет активно действовать внутри «железного занавеса», то дело может зайти слишком далеко. «Мы не хотели начинать новую войну, – вспоминает 95-летний лорд Хейли, один из влиятельных функционеров лейбористской партии. – США, очевидно, обсуждали такой вариант, но, слава богу, этого не случилось».
Лорд Хейли
Согласно архивным материалам, Хейли сумел убедить британский МИД, что лучший способ умиротворить американскую администрацию – убедить ее, что совместные действия по подрыву экономики восточноевропейских стран окажутся эффективнее, чем финансирование и вооружение повстанческих группировок.
Стратегия Лондона состояла в том, чтобы создать на контролируемых СССР территориях обстановку всеобщего подозрения и нервозности – с тем, чтобы вынудить Москву сосредоточиться на внутренних проблемах, а не развивать экспансию в Европе.
В документах приводится и свидетельство британского дипломата в Вашингтоне Джона Балфура, лично беседовавшего с Джорджом Кеннаном – человеком, которого часто называют архитектором политики сдерживания в отношении Совесткого Союза. Балфур признается, что когда он узнал о планах, которые вынашивает Белый дом, «у него волосы встали дыбом». Британский МИД серьезно отнесся к сообщению своего дипломата.
Не исключено, пишет Times, что часть этой информации стала известна Москве. Личный секретарь министра иностранных дел Гай Берджесс был советским шпионом и, как он сам потом признался, передавал своим покровителям копии секретных документов МИДа. Встревожили ли Кремль сообщения о замыслах Вашингтона – до сих пор неясно, пишет Times.
Комментарии