Женщины в альпинизме

В середине 19 века британские исследователи и геодезисты в том числе знаменитые Монтгомери, Генри Хавершам Годвин-Остен, и сэр Фрэнсис Янгхасбенд (Montgomerie, Henry Haversham Godwin-Austen, Sir Francis Younghusband) изучали долины рек Каракорума, их истоки в ледниках и угловатые, ледяные пики повсеместно окружавшие долины рек. 
И среди этих исследователей, на рубеже веков, была женщина: Фанни Буллок Воркман (Fanny Bullock Workman), родом из Вустера, штат Массачусетс, хотя и проживала все время в Европе.
Она, вместе со своим мужем Уильямом Хантером Воркманом, независимо от тогдашних экспедиций спонсированных богатейшими людьми Европы, организовали семь исследовательских экспедиции в Каракоруме в период с 1899 по 1912 года.

Фанни была чрезвычайно целеустремленной и независимой личностью, ее характер и прекрасная физическая форма позволили подняться на ряд высоких вершин Пакистана в первые годы 20-го века, среди этих восхождений были такие вершины как: 6400 метровый пик Chogo и 6878 метровый пик Lungma в Балтистане.
После Фанни, лишь в 1934 году в Каракорум снова пришла сильная женщина, бросив вызов неприступным вершинам: Хетти Дюренфурт (Hettie Dhyrenfurth) из Швейцарии, она также как и Фанни вместе со своим мужем Гюлем Гюнтером стояли во главе экспедиции, в которую также входили и кинематографисты. 

Эта экспедиция изучала ледник Baltoro и его отроги, на которых возвышались шесть из 14-и восьмитысячников мира, лежащих в очень компактном 25-и километровом диапазоне. 
Хетти, совместно с Альбертом Хочем (Albert Hocht), Хансом Ертлом (Hans Ertl) и их носильщиком Роджи совершили первое покорение западного пика "Queen Mary" (7442 метров), сегодня этот пик известен как Sia Kangri, по его вершине проходит территориальная граница Китая и Пакистана.

Прошло еще 40 лет, прежде чем женщины альпинистки вернулись в Каракорум, и то, это снова были робкие, одиночные экспедиции. Отсутствие женщин-альпинисток в Каракоруме было обусловлено отчасти начавшейся Второй Мировой Войной и последующими за ней политическими и военными конфликтами, горный регион Baltoro был закрыт властями Пакистана и Китая для всех международных экспедиций в период с 1961 по 1974 годы; ну и частично также на женщин-альпинистов оказывали давление мужские команды, и общественное мнение в их странах.
Даже в 1978 году, хоть это и не Каракорумское восхождение, женская экспедиция на Аннапурну в полной мере ощутили на себе пример такого неадекватного отношения.
Когда женская команда подавала заявку в Американский Альпийский Клуб (American Alpine Club (AAC) для обеспечения и получения разрешений на восхождения в Непале (а такая заявка была обязательным документом в то время), ААС очень неохотно и с большими сложностями удовлетворил их запрос. В своей книге «Annapurna: A Woman's Place», Арлен Блюм ( Arlene Blum), одна из участниц и организаторок экспедиции отмечала: «Мы (женщины), должны быть более осторожны в организации на официальном уровне женских экспедиций и всегда быть готовыми к выпадам в свой адрес: про нас будут всегда негативно писать в прессе и распространять неадекватные слухи, если хоть что-либо пойдет не так как планировалось в экспедиции, даже если этот факт и не будет зависеть от действий человека» .
Все же не смотря на такие бюрократические препоны 70-ые года ознаменовали собой первую волну женских экспедиций в Каракорум, экспедиций в который непосредственной участие принимали женщины, и также были их организаторами и руководителями. 
Так, например, после того, как мужской командой была отвергнута кандидатура руководителя экспедиции на восьмитысячник Лхоцзе – женщины Ванды Руткевич (Wanda Rutkiewicz, Польки, без преувеличения можно сказать одной из лучших женщин альпинисток за всю историю альпинизма); она не упала духом и организовала свои собственные успешные экспедиции на вершины Гашербрум II и Гашербрум III в 1975 году.

Два других члена команды: Anna Okopinka и Halina Kruger-Syrokomska 12 августа 1975 года поднялись по австрийскому маршруту на вершину Гашербрум II (8035 м), что стало первым в истории женским восхождением на восьмитысячник.

С 1900 по 1985 годы, около 100 женщин-альпинисток приняли участие в различных экспедициях в горы Каракорума, а вот уже в период с 1985 по 1990 годы, всего за 5 лет в Каракоруме побывало более 100 женщин, и при этом половина из них благополучно покорили свои вершины.
Наиболее значимыми в эту пятилетку было то, что все женщины участвовавшие в экспедициях доказали что они способны благополучно покорять высочайшие пики мира и практически без мужской поддержки.
В 1983 году польские альпинисты Кристина Палмовска и Анна Червинска (Krystyna Palmowska и Anna Czerwinsk)  получили грант от ААС на восхождение на восьмитысячник Броуд Пик (Broad Peak 8051 м). В этом своем восхождении ни впервые среди женщин полностью отказались от услуг носильщиков и горных гидов. Дуэт совершил две попытки покорения вершины, однако они были остановлены сильным штормом, в ходе которых два высотных лагеря были уничтожены и прежде чем сделать окончательный штурм, Кристина и Анна должны были восстановить лагеря.

 За день до своей третьей попытки покорения вершины, они совершили быстрый рывок из базового лагеря в высотный лагерь Camp3 на высоте 7000 метров, этот маршрут в последствии использовали швейцарские и британские мужские экспедиции.
В день штурма вершины Анна вынуждена была повернуть вниз, а Кристина продолжала бороться, завершив тем самым первое в истории чисто женское восхождение на восьмитысячник без использования посторонней помощи. 
В 1986 году Ванда Руткевич присоединилась к небольшой французской команде под руководством Михаила Парментье (Michael Parmentier), Мориса и Лилианы Баррад (Maurice and Liliane Barrard) в их попытке покорения хребта Абруцци (Abruzzi Ridge ) на К2. 
В их команде- четверке в этом восхождении никто не пользовался кислородными баллонами, и тем не менее успешно вышли на вершину 23 июня с Вандой впереди группы, что-бы она стала первой в мире женщиной покорившей К2. Проведя на вершине некоторое время, команда спустилась в свой высотный лагерь на отметке 8300 метров и провела там ночь, и лишь на следующий день они спустились в Camp3 на 7900 метров. В этом спуске они шли двумя связками, и когда Ванда и Михаил дошли до лагеря, они оглянулись на склон и увидели что Морис и Лилиана исчезли в внезапно поднявшейся снеговой буре. В последствии тело Лилиан было найдено 19 июля на несколько тысяч метров ниже, а Мориса не нашли и по сей день.
4 августа, всего через месяц-полтора после восхождения Ванды на К2, Жюли Таллис (Julie Tullis)из Великобритании стала третьей женщиной покорившей восьмитысячник K2, без кислорода. Но, к сожалению, она умерла спустя три дня от истощения и переохлаждения на отметке в 7900 метров, где пережидала непогоду.
Среди всеобщего внимания к вершине К2, когда освещение экспедиций велось на высоком уровне, потеря двух женщин, покорительниц восьмитысячника, воспринималась общественностью очень остро.
Также на склоне К2 в том-же году побывала Кэтрин Фреер (Catherine Freer – в то время лучшая альпинистка в США), в составе элитной команды альпинистов из США в состав которой входили: Alex Lowe, George Lowe, Dave Cheesemond, Steve Swenson.

Они решили покорить трудный и редковосходимый Северный хребет, но в конечном счете их попытка оказалась неудачной. Кэтрин на равне со всеми несла на себе экспедиционный груз и вышла на отметку 8050 метров., выше которой команда подняться не смогла. В следующем году Кэтрин погибла в падении с хребта горы Logan ( 5959 метров,Аляска ).
После этого, до 1992 года не было больше женских восхождений на К2, когда на ее вершину поднялась еще одна женщина: француженка Чанталь Маудит (Chantal Mauduit).