Смерть на пике Ленина
На модерации
Отложенный
Гибель женской команды альпинистов Эльвиры Шатаевой стала самой страшной трагедией в истории советского альпинизма. Шатаева и ее спутницы мечтали доказать, что они ничем не хуже мужчин. Однако сделать это им не удалось. Летом 1974 год женщины погибли.
Москвичка Эльвира Сергеевна Шатаева, родившаяся в 1938 году, к моменту своей гибели была уже опытной альпинисткой. Она всегда увлекалась спортом, поэтому после окончания художественного училища работала инструктором в спортивном обществе «Спартак». Альпинизмом Шатаева увлеклась в начале 1960-х годов в альплагере «Шхельда». В лагере работал инструктором и Владимир Шатаев, супруг Эльвиры Сергеевны. Вскоре Шатаева уже совершила ряд непростых восхождений. Бесстрашной женщине покорились такие пики как: Гвандра, Кичкинекол, Архимеда, МНР, Щуровского, Комсомола. Поэтому неудивительно, что в 1970 году Эльвира Сергеевна удостоилась звания мастера спорта. Впрочем, наиболее значимыми достижениями Эльвиры Шатаевой были восхождения на пики Коммунизма и Корженевской. Стоит отметить, что во время восхождения на пик Евгении Корженевской Шатаева была членом группы, в которую входили одни женщины (Рожальская, Мухамедова, Сон). Эта советская экспедиция оказалась первой женской группой, покорившей семитысячник. Вся четверка тогда была награждена медалями «За выдающиеся спортивные достижения». В 1973 году Шатаева вместе с Клоковой, Белобородовой, Мухамедовой и Морозовой совершила траверс Ушбы, одной из вершин Большого Кавказа.
Так что Эльвира Шатаева и члены женской группы под ее руководством, в которую были включены Ильсияр Мухамедова, Нина Васильева, Валентина Фатеева, Ирина Любимцева, Галина Переходюк, Людмила Монжарова и Татьяна Бордашева, к моменту восхождения на пик Ленина были уже достаточно подготовленными альпинистками. Впрочем, летом того же 1974 года, на который было намечено восхождение, на пике погибли 2 иностранных альпиниста. Но, казалось, Шатаеву и ее подруг это не смутило. Тем более, что в команде Шатаевой, которая собралась в лагере в июле 1974 года, царила идеальная дисциплина. Владимир Шатаев, который тогда тоже находился в лагере, рассказывает, что альпинистки «жили как хорошо вышколенный экипаж корабля». Женщины постоянно тренировались, совершали акклиматизационные выходы. Шатаева и другие альпинистки стремились все сделать идеально для того, чтобы доказать, что даже в таком опасном виде спорта женщины в скидках не нуждаются. К тому же мужчины нередко посмеивались над дамской командой, но альпинистки отвечали, что «мужчине никогда не понять того, что женщина всю жизнь стоит перед необходимостью доказывать свое истинное равноправие».
2 августа 1974 года Эльвира Сергеевна и ее группа выдвинулись на маршрут к пику Ленина. Поначалу погода была благоприятная, но позже пошел снег и поднялся сильный ветер. Впрочем, альпинисткам удалось добраться до вершины, а вот спуск оказался невозможен, в том числе из-за плохой видимости. Женщины планировали переждать непогоду, однако ветер только усиливался. Эльвира Шатаева сообщила на базу о том, что две участницы восхождения плохо себя чувствуют.
К вечеру того же дня ухудшение погоды стало нарастать – снег сменился бураном и ветром, который крепчал с каждым часом. Шатаева принимает решение отложить спуск и переждать непогоду.
Но утром 6 августа стало еще хуже. Ветер и не думал утихать.
Нулевая видимость и бешеный ветер – вот что творилось в то утро на вершине горы. Шатаева впервые обратилась на сеансе радиосвязи с вопросом к руководителю лагеря: “Что нам делать, Виталий Михайлович?”
Виталий Михайлович Абалаков, руководитель лагеря альпинистов был опытным спортсменом, но даже он понимал, что девушки оказались в ловушке. Спускаться вниз в таких условиях было равноценно самоубийству. Но и оставаться на высоте 7000 метров тоже было нельзя – максимум два дня и организм человека начнет умирать от недостатка кислорода.
Послать помощь навстречу девушкам не представлялось возможным – при такой видимости любое восхождение наверх окончилось бы стопроцентной смертью спасателей. Переговоры по рации продолжались весь день. К вечеру Шатаева приняла решение спускаться.
Но около двух ночи 7 августа на пике Ленина сильный ветер превратился в настоящий ураган, опасный и уничтожающий все живое.
Внизу на базе стало окончательно ясно – над группой нависла смертельная опасность. Сразу несколько групп альпинистов без всякого принуждения в страшнейший ураган вышли на поиски девушек. Это были не только советские группы, наверх отправились также французские, английские и японские альпинисты. Но они уже не смогли ничего предпринять – японцы, поднявшиеся выше всех, были вынуждены вернуться, получив обморожение трех своих альпинистов.
В 14:00 Эльвира Шатаева сообщила: «У нас умерли двое — Васильева и Фатеева… Унесло вещи… На пятерых три спальных мешка… Мы очень сильно мёрзнем, нам очень холодно. У четверых сильно обморожены руки…»
База отвечала: «Двигаться вниз. Не падать духом. Если не можете идти, то шевелитесь, находитесь всё время в движении. Просим выходить на связь каждый час, если будет возможность». Эти советы были единственным, чем в тот момент лагерь мог помочь девушкам.
Радио от женской команды в 15:15: «Нам очень холодно… Вырыть пещеру не можем… Копать нечем. Двигаться не можем… Рюкзаки унесло ветром…»
Последнее сообщение от группы пришло 7 августа в 21:12. Передачу вела уже не Эльвира Шатаева, а Галина Переходюк. С трудом произносимые слова перебивались плачем.
Наконец Галина с огромным трудом произнесла: «Нас осталось двое… Сил больше нет… Через пятнадцать – двадцать минут нас не будет в живых…»
После этого на базе ещё дважды слышали в эфире нажатие кнопки — кто-то пытался выйти в эфир, но сказать уже ничего не смог. Всё было кончено.
Когда ураган стих, до места трагедии первыми добрались японские и американские альпинисты. Они составили карту местонахождения тел, отметили их места расположения.
Именно холод и стал причиной смерти членов группы Шатаевой. Погибли все восемь участниц восхождения (Бардашева Т., Васильева Н., Любимцева И., Манжарова Л., Мухамедова И., Переходюк Г., Фатеева В. и Шатаева Э.).
Одной из причин гибели спортсменок стало то, что процесс высотного истощения пришел на смену физиологической акклиматизации. Перерождение акклиматизации усугубилось влиянием непогоды. Низкое атмосферное давление в этих условия снизилось еще больше. Благодаря этому «потолок» искусственно повысился до 8 тысяч метров. А при повышении «потолка» устойчивость к холоду резко снижается. После этого инцидента женский альпинизм был запрещен в СССР. Только спустя время удалось добиться некоторых послаблений: женщинам разрешили совершать восхождения исключительно в составе мужских групп.
Комментарии
Печальная история... Но горы не дают скидок на "слабый пол".
Не понимаю. Должен же быть прогоноз погоды на несколько дней будущей экспедиции? Должны были быть изучены сезонные колебания погоды на пике?
В тот день при восхождении рядом были мужские группы, которые могли их подстраховать, НО девушки, в свою очередь, полагали, что такая опека нивелирует значимость их восхождения, поэтому медлили со штурмом вершины, взяв день отдыха.
И этим подписали себе приговор. Именно этого дня им не хватило для удачного спуска, и стало причиной гибели группы.
«Осталось около часа до выхода на гребень. Всё хорошо, погода хорошая, ветерок несильный. Путь простой. Самочувствие у всех хорошее. Пока всё настолько хорошо, что даже разочаровываемся в маршруте…» -с
Восхождение было спланировано идеально. Но группа разрушила все планы и погубила себя. Они поступили так как хотели , невзирая ни на что, а потом плакали и умирали.
Нет слов....
Умный в гору не пойдёт - умный гору обойдёт!