Дед Вовк
<dl> ДЕД ВОВК.</dl>
Фамилия сторожа на колхозных огородах была Волков. В нашем кубанском говоре сочетание «лк» не прижилось. История помнит, что слово «тарелка» в русском языке появилось позже, а вначале оно звучало как «талерка». Непривычное «л» перед «к» заменялось «в» - товкнуть, замовчАть, вот откуда появилась украинская фамилия Мовчан.
Соответственно старуха Волкова и все его четыре дочери именовались Вовчихами.
Так вот, усердный Вовк на огородах, которые располагались вдоль речки, прижился давно и считался эдаким царьком на селе: тут тебе и овощ на выбор, и трава в низинах растёт сочная, высокая, значит, покосы искать по сухим буграм не надо – всё под боком. Копёшки сена, небольшие, аккуратно сложенные, догоняли одна другую, их на зиму хватило бы с запасом даже на двух коров. Вовк – дед суровый, несговорчивый, разжиться чем-нибудь у него и не пытались.
В конце огородов, за прудом, рос фруктовый сад с небольшой лесополосой из шелковицы. Ягоды на молодых невысоких деревьях были крупные, разные по цвету – чёрные, белые и розоватые, а какие сладкие – не передать. Летом в саду паслось много детворы, но дальше тутовой посадки ходить не разрешалось: фрукты собирали и отправляли на овощебазу в Овечку. Со временем сад постарел и уже никем не охранялся, хотя вроде бы собирать там фрукты негласно запрещалось. Люди украдкой ходили туда с утра пораньше, чтоб меньше кто видел, несли домой наполненные сумки, вёдра, корзины. Вовку такая вольность не понравилась, и он, никем не назначенный, стал рыскать по саду, вылавливая воров.
Росли в саду две старые черешни – мечта всех колхозных ребятишек. В своих садах люди тогда сажали абрикосы, яблони, вишни, сливы, редко - груши. Черешня и майка (ранняя вишня) водились только в двух дворах – у зажиточных Смоленских да у Гришки Козуба. Кто-то прознал, что колхозная черешня уже порозовела, ждать, пока она поспеет, - напрасная затея, обнесут до ягодки зеленцом.
На Первомайском в маленькой хатке жила Тоня Яценко, высокая худая молодайка, засидевшаяся в девках. Работала на ферме, около неё часто вертелись детишки, видно, была какая-то незримая ниточка между ними; может, не имея своих детей, тянулась она к чужим, с добротой и лаской.
- Если хотите черешни, вставайте пораньше, когда я на дойку иду, чуть подождёте – сейчас у меня мало коров , - и пойдём в сад.
Пришли, когда уже начинало сереть, нашли дерево, дети стали карабкаться наверх, Тоня, высокая ростом, доставала ветки с земли. И вдруг, как привидение, - откуда он взялся – рядом возник Вовк. Он орал на Тоню, обзывал её курганинской воровкой (она родом была с хутора Курганинского), мало, что сама залезла в колхозный сад, так ещё и детей за собой приволокла. И когда та попыталась что-то сказать, он отвесил ей увесистую оплеуху. Пока выясняли отношения, дети, как груши, посыпались с дерева и кинулись врассыпную. Варя с перепугу осталась на ветке, и сидеть бы ей там, пока пройдёт сыр-бор, нет же она плюхнулась на землю прямо рядом с самозваным сторожем. Недолго думая, Вовк залепил и ей в ухо своей квадратной пятернёй. Не устояв на месте, Варька шлёпнулась на колючую скошенную траву, завыла тонко и пронзительно. И тогда тихую, спокойную Тоню как прорвало:
- Зверь ты, а не человек, и фамилия у тебя зверская, детей бьёшь, за что? За зелёную черешню? Удавился б ты ею, вовчара проклятый!
Запыхавшись, Варька наткнулась во дворе на мать, уже обеспокоенную и растерянную: куда с утра подевалась диИвчина? Щека и ухо горели жаром, поцарапанные ладони рук саднило и покалывало.
- Да что случилось, где ты была? – допытывалась мать.
- Мы с Тонькой Яценчихой пошли в сад за черешней, а дед Вовк поймал нас и побил.
- От старый карагач (наверное, у матери это слово роднилось с каргой), никак не нажрётся колхозного добра.
Хоть Венька и был непутёвым мужем, но Варьку, неродную дочь, любил, не рассыпаясь в словесах. Он внешне спокойно воспринял рассказ возмущённой Катерины, но скрепя сердце намотал услышанное на ус. Опрокинув вечером стакан самогону, пошёл громить усердного колхозного сторожа. И как? Крадучись вдоль речки, поджёг все волковские копны сена. Такой фейерверк стоял, залюбуешься. Бдительного стража ночью на месте не оказалось, видно, что-то домой потащил тишком-нишком.
Утром весь хутор судачил о сгоревшем сене Вовка, но сожаления ни у кого не было. Кто насолил садово-огородному церберу, так и осталось тайной. Да кто угодно, только о Веньке, маленьком хромом мужичонке, и подумать не могли.
Октябрь, 2011 г.
Комментарии
Пишите, радуйте людей своим талантом и своими воспоминаниями.
Кто, кроме нас, оставит потомкам память о былом?
Господь не зря наделил Вас даром повествовательности. Не противьтесь Его замыслу и не ленитесь творить без оглядки на отзывы - зачтётся!!
Респект полный!
Спасибо за отзыв!
Да и риск прослыть графоманом не на последнем месте. Да к тому-же я лодырь несусветный!
Я лучше из кастрюльки запью. чем тратить время на переливание из пустого в порожнее.:)
Да и Провидение постукивает во всякие части тела, намекая, что время - ресурс невосполнимый. Где уж там заниматься повествованием. кады попартизанить гораздо интереснее, чем бубукать о прошлом не обязательно вимательной публике. :)
Хоша, как скрутит какая-нить болячка, раззорюсь виршами складными... :)))
А что значит "попартизанить"? Вы имеете в виду перепалку? Ну, это у Вас классно получается! Я успешно применила одно Ваше выражение, так у моего деда чуть челюсть не выпала - так он рот раскрыл от удивления...
Удивительно как трансформировалась родительская любовь, приняв просто гротескные формы - могли бы и срок ныне дать и немалый за одну затрещину.
Спасибо за отзыв!
Стиль, язык, образы - хороши. Пишите!
И еще - не забывайте ставить плюсы гостям - здесь так принято. Успехов, Александра, очень понравилось.
Спасибо!
И стилем написания, и конкретным действием: нагадил - получи.
А то суды-обсуждения всякие, на выходе - с гулькин нос...
И Вовка этого совсем не жаль - впредь наука будет: живёшь среди людей - будь человеком.
А уж на чужого ребёнка руку поднимать - вообще не моги!
Спасибо за прочтение и отзыв!
Такой яркий кусочек жизни с таким замечательным концом- справедливость восторжествовала!
А Тоня замуж потом вышла? Жалко её!))))))
Никого не любила. Всё кого-то ждала. Сердце медленно стыло Без любви и тепла.
Соловьиные ночи Отзвенели, прошли. Твои синие очи Потускнели в тиши.
По какому ненастью, По причине какой Твоё женское счастье Разминулось с тобой?
Ведь в селении нашем Средь подружек своих Пусть была ты не краше,
Но не хуже других.
Недотрогой-осою Меж парней не слыла, Да назваться женою Без любви не смогла.
И теперь не старуха, И теперь молода, Невозвратно и глухо Вдаль уходят года...
На каком повороте Заплутал твой жених?
И зовут тебя тётей Дети сверстниц твоих.
А суд Линча порой очень хорошая наука на будущее... Надеюсь, в дальнейшем он стал остерегаться подобных вольностей...
И еще меня заинтересовал один момент: почему в селении было всего две черешни, и те у зажиточных? Всегда думала. что для Кубани это наираспространеннейшее дерево... Даже в сравнении с тутовицей.
Кстати, а какое вкусное варенье из тутовицы получается (у меня муж из Ставрополья, свекровь частенько высылает...), просто пища богов! ))
Спасибо за прочтение и отзыв!
Варенье из тутовника делаем, добавляем лимон для вкуса и запаха.
Интересно, сейчас от этого сада колхозного осталось хоть что-то...