Каллиграфия и Графология, идеальное в реальном: порознь или вместе?
На модерации
Отложенный
Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии - развивают мозг человека с детства: сотни иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство экибана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей и, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов - несущая в себе и философский и медитативный смысл. Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента. Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами - это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.
Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка - нездорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им (где главное - сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности.
Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка - отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.
Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.
Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, - это может быть своего рода медитацией.
Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию в качестве терапии - особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.
Если говорить о японцах или китайцах - а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность "маленького человека", "одного из тысяч"...
С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией не может, например:
- быть лекарством от многих различных психологических комплексов,
- способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,
- развить активность натуры, внутреннюю мотивацию,
- содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,
- научить доверять своей интуиции,
- расположить к объективному восприятию жизни,
- привить личностную самостоятельность,
- способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,
- уменьшить проявления эгоизма, нарцисстичности,
- понизить влияние имиджевости в своей жизни,
- придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты, - научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д.
Более того, эти и многие другие, не перечисленные здесь качества характера или затруднения могут только усилиться или развиться в процессе каллиграфического воздействия.
Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:
- усиления глубины внимания,
- улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),
- развития волевого усилия при его нехватке,
- дисциплинированности,
- образного мышления, художественного воображения,
- для развития формальной социальной расположенности,
- повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),
- тщательности и исполнительности,
- стремления к ясным и нормативным взаимоотношениям с окружающим миром,
- импульсивных людей (коррекция самообладанием),
- тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,
- тех, чей эстетический вкус страдает,
- кому не хватает внутренней критичности,
- развития терпения, последовательности, предсказуемости,
- коррекции отвлекаемости и возбудимости,
- развития самоорганизованности,
- исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,
- коррекции антисоциальности и так далее.
Каллиграфия - это эстетика, искусство, красота, заслуживающая признания, сродни любому другому художественному направлению. Как профессиональный графолог, считаю, что оно и должно оставаться таковым - не нужно вводить его в повседневную жизнь или школьные прописи: их цель - научить детей ясно писать на основе общепринятого стандарта букв, после чего каждая индивидуальность развивается, проявляет себя (или нет) в соответствии со своим душевным, интеллектуальным и психофизическим состоянием.
В чем же тогда философия и медитативный аспект каллиграфии? В том, что касается, в основном, только японской и китайской техники каллиграфии: к нашему общепринятому представлению о каллиграфии (красивые или сложные шрифты или украшения) добавляются очень важные нюансы. Во-первых, это философия, стоящая за происхождением, истоками каждого иероглифа (такого нет в русском и европейских языках). Во-вторых, в иероглифах акцентируется простота, а не сложные витиеватые украшения, и что самое главное - спонтанное, быстрое выполнение штрихов или мазков, скованное движение напряженного человека портит красоту исполнения. Быстрое восприятие и острый ум стоят (развиваются) только при сочетании утонченной простоты и уравновешенной доли критичности, спонтанности.
Инесса Гольдберг
Руководитель Института Графоанализа
Комментарии
Возможно, мой ответ покажется Вам неожиданным.
Ваш "безобразный" почерк (такого понятия не существует в графологии) обусловлен не посторонними факторами, как это часто кажется, а личностными особенностями. Почерк "исправится" сам, после изменений, которые произойдут в личности, если они произойдут.
По-хорошему, Вам пригодилась бы консультация специалиста, который проанализировал бы Ваш почерк. По Вашему описанию пока, Вы должны быть очень чувствительным, ранимым, доверчивым и даже сентиментальным человеком, со своими затруднениями (не публично).
Если же Вы хотите сразу улучшить почерк, то существует направление - графотерапия, где работают над специальными графическими упражнениями, улучшающими почерк. Одновременно они терапевтичны - работает биологическая обратная связь, принцип биофидбека. В Санкт-Петербурге таких специалистов нет, но это также проводится и дистанционно.
Спасибо Вам за профессиональную консультацию - почерк мой сейчас действительно меняется, он становится более детским, что ли:-) Буду иметь ввиду, что мне следует ориентироваться на графотерапию, а не на каллиграфию, это важное для меня замечание:-) А характеристика Ваша недалеко от Истины, Вам ещё раз спасибо:-)