Чечня. Как это было со мной.
<big style="font-weight: bold;"><big>Навеяно фильмом по РенТВ, о 34 оброн </big></big>
В августе 1995 г. наша часть уже третий месяц располагалась в г. Гудермес ЧР. Мы в Гудермесе сменили изрядно потрепанную в боях 22 оброн. Мужики 22-ой честно отвоевали в этом районе и шли домой на доукомплектование в родной Калач. Мы тоже марку старались держать. Панибратство с нохчо было западло. Гудермес второй в Чечне город по величине. Конкретной группировки контролировавшей город не было, да и не могло быть. Так шушера. Были неблагоприятные для появления войск районы например "Старый Берлин" куда периодически наведывались нежданно наши рота спецназа и рота разведки для очередного шухера.
В это время Командующий группировкой федеральных сил генерал Романов, ныне инвалид в результате теракта, ведёт переговоры с командованием боевиков. По обоюдному соглашению воинские части убираются из населённых пунктов в которых они размещены на какое то (не помню) расстояние от них. В населённых пунктах остаются только комендатуры с прикрытием до одного мотострелкового взвода. В это же время началась работа по выкупу оружия у населения. Надо сказать это была не первая попытка скупить у населения оружие. До этого нам присылали листовки которые мы должны распространять среди населения, в которых был призыв сдавать оружие за вознаграждение. Цены были примерно от 100.000 руб. старыми за СВД (самое дорогое оружие) и ниже. В части весь сортир этими листовками забит был. Но вот новые расценки вроде внушали оптимизм командованию группировки и остальным. Остальным, но не нам! Чётко помню поговорку звеневшую в ушах каждого офицера, прапорщика и бойца - "Хороший дух - это мёртвый дух!" Только подумайте - создание отрядов самообороны при населённых пунктах с вооружением за счёт выкупленного у них оружия. Это же выдумать надо!
И вот по гениальному соглашению обеих сторон нашу часть должны были подселить к Богородцам (34 оброн). До этого мы контролировали четыре выезда из города (стояло по одной мотострелковой роте). Господствующую высоту отм. 300.**м (точно не помню) стоял батальон усиленный двумя арт. огневыми взводами. В комендатуре стояла рота. Часть сама стояла на бывшей семенной станции на окраине города. Это - штаб, батальон, дивизион, рота спецназа, рота разведки, рота связи (где служил), инженерно-саперная рота, взвод РХБЗ, авторота, РМТО и комендантская рота. Все пункты наши дислокации были оборудованы в инженерном соображении. Позиции минные поля нейтральная или точнее "мёртвая" зона перед каждой позицией, т.е. появился в ней - Я не виноват. Когда приехали на рекогносцировку в 34 оброн. Мама дорогая!
Стоят в ста метрах от съезда с трассы Москва-Баку севернее Новогрозненского, вплотную к засаженной кукурузе с одной стороны и к зелёнке с другой. Машины связи (как и все остальные) зарыты в укрытия и утонули в грунте по оси! Вообщем мечта боевика. Бей откуда пожелаешь! Мысли скверные. Заезжаю на "горку" (это высота отм. 300.**м) бойцы КШМ Р-142Н: - Тов. лейтенант! Это правда на высоте остаётся только рота, а батальон снимут?
- Правда!
Слёзы на глазах у бойцов:
- Заберите Нас с собой!
Я в ответ
- связь ребята надо будет обеспечить. Вы на гребне хребта стоите по другому ретрансляцию не обеспечить...
Злость от собственного бессилия. Какое же мудо эти "полководцы-миротворцы" повезло. Префект Гудермеса хоть и нохчо, но оказался бывший недобитый оппозиционер. Был ранен в октябре 1994 года при том скандальном штурме с участием несуществующих таманцев - танкистов. Префект поехал к Доку Завгаеву объяснил, что мы уйдём резня начнётся. Нас оставили до особого распоряжения, а потом Романова рванули, и всё забылось как сон.
Так вот по выкупу оружия:
Из фильма, помните НШ части едет на разборки в Новогрозненский по случаю обстрела поста? Он там общается с бандитами пытается рулить.
Представьте реальных духов-отморозков и появляющегося среди ни старшего офицера федералов? Делайте ставки на то сколько он проживёт. Эти ребята были отбросы чеченского сопротивления, навроде подразделений обеспечения. Боеспособность низкая.
У Нас под боком находилось с. Комсомольское. За всё время пребывания мы не разу не пытались установить с ними контакт. Зачем. Днём мы друг друга не трогаем, а ночью !!!. Ночью дивизион правит бал!!! Так сказать профилактическая подготовка или учебные ночные стрельбы, или стрельба зенитчиков по быстродвижущимся автомобилям вообщем, как хотите. Какие уж тут договоры. Денег нам на выкуп оружия не дали, решили у 34 оброн шансов больше, да нам они были и не нужны.
Мы тоже умели выкупать оружие. Вот один из пример (привожу только те случаи которые случились в мое время):
В 1996 г.
Наши разведчики взяли двух духов в зелёнке. Один за 30 лет на АК на цевье 13 зарубок, второй сопляк лет 18 с АК. Обоих допросили в пределах норм которые считали допустимыми по личному усмотрению. Старшего бандита понятно, обработали как положено. Молодого чуть-чуть пожалели. Молодой как раз из нашей любимой деревеньки Комсомольское оказался. Как быть, у обоих в кармане листовки с фамилиями вписанными (листовка для решивших стать на честный путь строителя будущего Чечни - вписываешь фамилию и носишь в кармане, тебя берут с АК, а ты: А Я что сдаваться иду. Всё - амнистия!) Не зацепить. Но не нам. Командир говорит: "представителям нохчо, за молодого два АК, взрослый на фильтр уходит..." Нохчо на выкуп приносят то, что раньше возможно и было АК и ржавый прержавый АКСУ
Командир - "Вы ёбнутые!? Теперь четыре АК несите, а то и молодой на фильтр пойдёт!" Притащили. Млять! Я такого не видел. Вороньё! Приклады лаком пахнут!
Отпустили молодого. За старшим вертуха прибыла с конвоем из спецов. Ребята узнали про зарубки на цевье. "Сбежал бандит", не долетел, "пошел покурить" на высоте 1000 м. на "крыло вертолёта". Зарубки то на цевье не улика для суда. Тоже бы амнистировали.
13 ноября 2007г.
<big style="font-weight: bold;"><big>"Испанец" </big></big>
В августе 95 г. нам сообщили, что в нашу часть направляется военный представитель миссии ОБСЕ в Чечне. Его задача - контроль выполнения всех международных соглашений по вопросам прав человека в районе ведения боевых действий. Прибыл он в во второй половине августа. И пробыл до сентября т.е. дней десять. Не знаю, кто дал ему клику "испанец", но по моему испанцем он не был. Это нам зам по тылу говорил, "испанца" к нему в хибарку подселили. Знаю был полиглот знал четыре языка. И в своей стране представитель фамилии какой-то голубой крови.
День первый.
Увидел его первый раз в день приезда. Комуфляж по натовскому образцу. Брезентовый зелёный ремень с матированной пряжкой. Здоровенные ботинки на толстой подошве. Жёлтый берет на левой стороне буквы на синем фоне OSCE. Солнцезащитные очки. Не смотря на жару, градусов так 30 в тени, старается держаться "молодцом". Пуговки застёгнуты, рукава не закатаны, ботинки туго зашнурованы. Мы же, не смотря на просьбы и угрозы командира ходили по форме №8 (т.е. что с-3,14-здим то и носим). Особенно бойцы. Тот гений, кто придумал карманы по бокам брюк. Положить туда ни чего нельзя - ходить не удобно. Зато когда у бойцов от жары, пота и просто невыносимых условий носки формы на заднице образуются дыры, эти боковые карманы отлично идут на прикрытие солдатского сраму. Причём наши воины толи специально толи нечаянно но пришивают заплаты не выгоревшей стороной наружу. И вот ходит такой защитник конституции перед "испанцем", светит заплатками. А "испанец" стоит "петушком" сам собой в очках любуется.
День второй.
Видать прибыл наш «атташе» недавно и столкнулся с таким неприятным явлением как акклиматизация. Я думаю кто на Кавказ по первой ездил тот с этим сталкивался. Особенно на этот процесс влияет использование местной воды т.к. она сильно отличается по своему составу от воды в европейской и др. части России (это мне когда то наш док объяснил). Короче на следующий день "испанец" появился на людях не надолго, с закатанными рукавами, без очков и ремня. Видно было по нему, что нездоровится. А потом дня на три пропал. Не выходит из хибары и всё. И не жрёт ни чего.
Зам по тылу наш, от него съехал. Уступил так сказать место на время. Мы к нему с каверзным вопросом (думали закирял). Тот говорит - не бухает совсем,. Короче, странное дело.
... День пятый
Заступил дежурить по части. Стою возле ПХД. Вижу - открывается дверь временного жилища нашего "испанца" и выходит от туда такой сгорбленный, в маечке, штаны полурастёгнуты, ботинки расшнурованы, в руке пол рулона туалетной бумаги. До сортира было шагов полста. Идёт бедолага, кашлянуть боится. Но добрался. Посидел минут 10, идёт назад. Дошёл до хибары. Взялся за ручку дверную, постоял минуту, подумал о чём-то, развернулся снова к сортиру заковылял.
Не помню сам он очухался или наши медики его спасали, оклемавшимся. Я его только на седьмой или восьмой день увидел. Тогда он впервые в столовую палатку с командиром пришёл на завтрак. Подали пшённую кашу. Он правда сначала попросил чтобы ему принесли и показали, из чего она делается. Видимо в своей "испании" такую кашу едать не доводилось. Принесли, показали - поел. Правильно говорят что немцу - смерть (в данном случае "испанцу") то русскому во здравие.
Посветился этот военпред пару суток и в один прекрасный день собрался и свалил. А вот оказалось в 34 оброн перебрался. Да ещё, что то там по вынюхивал. Точно, млять, вылитый испанец!
14 ноября 2007г.
Комментарии