Там, где таится душа Страдивари

На модерации Отложенный

«Бездушный... У него нет сердца… Не любит никого и ничего, только свои скрипки» – так говорили о нём   окружающие. Действительно, читая воспоминания современников об Антонио Страдивари, перед глазами возникает тощий старик в белом колпаке, молчаливый и угрюмый, если не сказать злой. Его не любили за отчуждённость и   скупость, славу и богатство. Для небольшого городка Кремона, в котором жил Страдивари, его состояние было огромно,   среди горожан даже ходила поговорка: «Богат, как Страдивари», а когда, после смерти супруги Страдивари женился во второй раз, над ним потешались и злословили за спиной. Его побаивались, ибо преданность мастера своему делу напоминала одержимость. С первыми лучами нежного итальянского солнца, Страдивари развешивал заготовки будущих инструментов на крыше своего дома, а вечером, когда расходились ученики и на город опускалась ночь, в окнах   мастерской Страдивари ещё долго горел свет, и   мелькала  его тощая фигура.

О чём размышлял старый мастер, оставшись наедине с верстаками?  Едва ли   кто может знать.  

Восемьдесят лет не прекращающегося ни на минуту напряжённого труда.

В тринадцать лет, Антонио Страдивари, будучи учеником выдающегося мастера того времени Николо Амати, склеил свой первый инструмент. Прошло десять лет. Страдивари открыл собственную мастерскую и перестал на своих инструментах   указывать себя как ученика   Амати.   Прошло ещё   двадцать лет, пока Страдивари не создал инструмент, отличающийся от тех, что делали до него.

Что изменил Страдивари?    Он сделал инструмент чуть длиннее и Уже. При этом голос скрипки стал чуточку ниже. Затем изменил деки. Эксперименты, вычисления и снова эксперименты: где-то чуть тоньше, где-то чуть толще, доли миллиметра, а совсем другой звук. Половина жизни ушла на то, чтобы установить пропорцию изменения расстояния дек от центра к краям! А какой высоты и толщины должны быть   бока скрипки? Снова опыты . И вот, наконец, вывод – верхняя дека должна быть из ели, но   ель подойдёт не всякая, а только та, в которой мало смолы. Для внутренней отделки можно использовать ольху или липу.

Скрипка должна быть нарядной, значит, для внешней отделки стоит применить клён - у него красивый рисунок. Но и клён подойдёт не всякий, а лишь тот, в котором мало влаги, значит, только тот , что спилен   зимой.

Один Страдивари  знал, какое дерево подходит и очень тщательно выбирал материал для своих инструментов, но нужное качество попадалось редко. Мастер бережливо отбирал кусочки для работы, порой используя один ствол годами.

Со временем   дерево высыхает. А вдруг скрипка потеряет голос? Поэтому стоит понаблюдать за   инструментом, слушать и слышать каждое изменение в оттенке   её тембра.

Когда мастер окончательно пришёл к созданию   модели, которая будет служить образцом для   следующих инструментов? Пожалуй, когда нашёл состав грунта и лака, которым   надо покрывать дерево. Льняное масло, нашатырь, прополис - с чем только не экспериментировал Страдивари. Сотни вариантов, проб и опытов, но мастер создал СВОЙ состав грунта и лака!

Сколько же инструментов родилось в мастерской Антонио Страдивари? Сколько дерева он заставил петь за свою, почти столетнюю жизнь?

Страдивари стал   известен и добился славы. Его заказчики знатные вельможи и, даже, короли. Его скрипки, альты, виолончели,   признаны   лучшими в Европе. Но он  стар и одинок . Не всем в своей жизни остался   удовлетворен мастер. В те времена, изготовление музыкальных инструментов, как правило, было семейным ремеслом. В Италии, в Брешиа, была известна династия Бертолотти. В Кремоне, уже двести лет существовала школа Андрея Амати, где учился  не только Страдивари, но и Гварнери, чей внук по прозвищу Джезу затмит славу своего деда, а сыновья Страдивари так и не стали мастерами.

Антонио Страдивари прожил девяносто три года, но   не оставил наследников своего гения. Его секреты исчезли с его смертью   и не разгаданы до сих пор. Компьютеры, нанотехнологии … вычислено   всё, что только поддаётся вычислению, но создать скрипку, поющий, так как поют скрипки Страдивари, до сих пор не может никто. Наверное, поэтому   уже не одно столетие, среди музыкантов существует легенда о душе Великого Мастера Антонио Страдивари, которая таится в его   скрипках.