Национал-мазохисты

Многими замечено, что дискуссии в МП зачастую носят не просто неприличный, но откровенно истерический характер. Причём если в неприличии можно обвинить все спорящие (если это можно ещё назвать спором) стороны, то истеричностью страдают, как правило, лица, причисляющие себя к либеральному лагерю. Особенно ярко это проявляется там, где обсуждение касается знаковых моментов в образе и истории  России. Последний и наиболее типичный всплеск истерики мы наблюдали по случаю празднования Дня Победы.

Разумеется, это нельзя объяснять приверженностью истерящих именно либеральной идеологии. В МП множество вполне вменяемых либералов,  с чьими взглядами можно спорить, но нельзя отрицать их логичности в защите своих взглядов. Да и либерализм, как таковой, никоим образом не связан с излияниями желчи в адрес своих страны и народа и со стремлением унизить сакральные для большинства понятия. Не идёт речь и о заведомых троллях, чьи ники известны всем интересующимся: с этими всё достаточно ясно.

Чем можно объяснить болезненную агрессивность, лишь отталкивающую стороннего человека от тех принципов, которые будто бы защищают эти, так сказать, национал-мазохисты? Мне кажется, что потоки помоев на Победу и Россию вообще имеют не только конъюнктурную подоплёку. Дело в том, что Россия, в отличие от Европы, представляет собой иную цивилизацию. Родственную, но иную, наследующую в равной степени Византии и Орде, в то время, как Европа наследует Риму. Но из-за родственности цивилизаций и из-за расовой общности у некоторых складывается ощущение, что мы как бы недоевропейцы, и что стоит очень постараться, и мы выучимся и дотянемся до белых джентльменов. Но фокус в том, что влиться в Европу можно только ценой полного отказа от собственных цивилизационных начал и ассимиляции; да и то Европа нас не ждёт (Киплинг:"Россия думает, что она самая восточная из западных стран, в то время, когда на деле она самая западная из восточных").

Так вот у нас есть слой людей, искренне считающих себя европейцами, но фактически сумевших лишь сломать собственную цивилизационную идентичность, не приобретя европейской. Если вы помните приключенческую литературу 19 века, то там такой типаж весьма в ходу: всякого рода метисы, мулаты, негритянские царьки без штанов, но в грязном кителе с эполетами... Есть такой и в нашей классике - это Смердяков у Достоевского. Когда-то мне казалось, что это чисто литературный приём. Но и его распространённость, и наличие подобных типов вокруг нас (в осовремененном виде, конечно) говорит о том, что типаж взят с натуры. Мне кажется, что потерявшие идентичность люди подсознательно, но глубоко ощущают собственную ущербность, и переносят это чувство как на окружающих, так и на всю общность, мешающую, как им кажется, достижению вожделенной цели: стать, как белый. Отсюда и их агрессивность и презрение к "тупому быдлу", белыми не ставшему. Пожалуй, отсюда же идёт и истерическое желание любой ценой отгородиться от мусульманских регионов - хотя там и другие причины роль играют.

Я близко и давно знаю некоторых из наших "недоевропейцев". Среди них есть вполне симпатичные люди - пока не коснёшься этого вот их комплекса: тогда истерика, площадная брань, потоки желчи. Пугает, что в литературе упомянутый тип людей всегда играл роль негодяев. Может, и вправду в этом что-то есть, и подсознательное ощущение сломанной идентичности рано или поздно начинает влиять на психику?

Кстати, возможно, что и столь же истерический антисталинизм, так же идущий от эмоций, а не от аргументов, находится в некоей связи с национал-мазохизмом, но род этой связи для меня пока непонятен.