Ох, уж эта загадочная мадам Рекамье...
Жюли Рекамье ( 1777— 1849) — известная красавица, хозяйка знаменитого литературно-политического салона, который в то время был интеллектуальным центром Парижа. Её имя стало символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии.

Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась в семье нотариуса в Лионе. В 1786 году после продвижения её отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.
В 1793 году, когда девушке ещё не исполнилось 16, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными.
В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Один из самых известных её портретов.Франсуа Жерар, «Портрет мадам Рекамье», 1805г
Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекали к ней в салон людей различных возрастов и положений. В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель Рене де Шатобриан, горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бёв, лучшая подруга Жюли писательница мадам де Сталь, Камилл Жордан и многие другие.
Её салон из политического превратился в интеллектуальный и артистический центр Франции того периода, куда были вхожи самые знаменитые личности той эпохи: великий французский ученый Андре - Мари Ампер, Евгения де Богарнэ - дочь Жозефины, первой жены Наполеона, г-н Бернадот - будущий король Швеции, писатели Проспер Мариме и Сент-Бёв.
Она дружна с Оноре де Бальзак и Виктором Гюго, её связывает общность вкусов с Мюссе и Стендалем, ею восхищаются художники Ж-Л. Давид и Эжен Делакруа и многие- многие другие. Это был цвет французского искусства и науки, имена, вошедшие в мировую культуру, - и всех их сумела объединить Мадам Рекамье.

Рене де Шатобриан.(Любовь её жизни)

Анна-Луиза Жермена де Сталь.
Удивительная красота Жюли привлекала к ней многих поклонников, среди которых были маршал Жан-Батист Бернадот, герцог Матьё де Монморанси-Лаваль, принц Август Прусский, Бенжамен Констан, брат Наполеона Люсьен Бонапарт и даже сын её подруги мадам де Сталь. Однако Рекамье предпочитала, держа дистанцию, сохранять дружбу, а не временных поклонников.

Люсьен Бонапарт, Лефевр

Принц Август Прусский заказал свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье кисти Жерара
Мадам Рекамье не скрывала своего недовольства новой государственной политикой. Её салон привлекал противников перемен и постепенно превратился в оппозиционный к Наполеону политический центр. Императорская полиция несколько раз закрывала её салон.
После высылки Жермены де Сталь она продолжала поддерживать с ней связи, а позже был подписан приказ и о её удалении из столицы.

Жак Луи Давид.Портрет мадам Рекамье.1810г.
Интересная деталь.
- Тип кушетки, на которой лежит мадам Рекамье, после написания картины стал называться её именем — рекамье.
«Портрет мадам Рекамье» замечателен простотой композиции, которую Давид так ценил в греческом искусстве.
Мадам Рекамье изображена босиком в скромном белом платье, полы которого спадают на пол. Её волосы обвязаны лентой, из-за которой несколько локонов спадают на лоб. Давид изобразил мадам Рекамье в позе сладострастной одалиски, но, несмотря на это, она сохраняет девственную чистоту весталки.
Она переехала во французскую провинцию, путешествовала по Италии и вернулась в Париж после реставрации. В 1819 году она переехала в монастырь Аббе-о-Буа, где продолжала устраивать приёмы; её близкий друг Рене де Шатобриан оставался с ней до самой смерти.
Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем, часть из которых впоследствии была напечатана.

Жан-Франсуа Валли. Жюли Рекамье. 1800
Много разного о ней говорят.
"Источником её власти была двоякость, которая застигала мужчин врасплох. В первую очередь её ангельское личико и недоступность вызывали чувства, близкие к преклонению и обожанию, и будили родительский инстинкт.
Но вместе с этим наружу прорывалось другое свойство, которое будоражило воображение, призывало к флирту, во взоре читался призыв, в безудержном танце проявлялась бьющая через край весёлость."

Олали Морин. «Портрет мадам Рекамье»
"Тайна мадам Рекамье отравляла пьянящим ядом, и становилась загадкой, которую страстно хотелось решить. Она была неприступной богиней и, вместе с тем, кокетливой чертовкой, сводившей мужчин с ума. Какая бы женщина ни была вам по вкусу, она казалась именно такой. Она была мастером точно рассчитанного эффекта.

Фирмин Массо. «Портрет Жюли Рекамье». 1807.
Сен-Бов называет её «сладким гением». Гением, который мадам Рекамье с самого начала применила против Наполеона. Она была в курсе всех заговоров против Императора, так как большинство из них зарождались в её салоне. Прибежище интеллектуалов, место, где собираются самые блестящие умы того времени, салон мадам Рекамье, таким образом, становится одним из самых свирепых центров оппозиции имперскому режиму.

Франсуа-Луи Дежюнне. «Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе о Буа». 1826
Антуан Жан Гро. Портрет мадам Рекамье. Около 1825 г.
Жюльетта Рекамье скончалась 5 мя 1849 года от холеры, пережив Шатобриана всего на год. Согласно завещанию, часть ее скромного имущества была отдана городу Лиону.
Её имя становится символом, олицетворяющем хороший вкус и образованность.Она не писала романов и не создавала картин, но она обладала удивительным талантом притягивать к себе неординарных личностей, открывая их талант, помогая и поддерживая их.
Источники.
http://coollib.com/b/163690/read
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/
http://www.izuminki.com/2012/10/08/tajna-madam-rekame/
http://people.passion.ru/velikie-lyudi/zheny-i-lyubovnitsy/istoriya-odnogo-portreta-madam-rekame.htm
Комментарии
Бенжамэн Констан - г-же Рекамье"Завтра вечером, завтра вечером? Что это за вечер? Для меня он начнется в 5 часов утра. Завтра - это сегодня. Слава Богу, вчера уже прошло. Итак, я буду у вашей двери в 9 часов; мне скажут, что вас нет. Я приду между 10 и 11-неужели мне скажут снова, что вас нет?Я уже страдаю заранее за то, что придется выстрадать. Я убежден, что вы мне не верите. Это потому, что Вы меня не знаете. В моей душе есть мистическая струна. Пока ее не коснулись - душа моя недвижима. Лишь только она задета - все решено. Быть может еще не поздно.Я думаю только о вас, но, быть может, я еще в состоянии сопротивляться. Я ничего не видал ,кроме вас в эти 2 дня. Все прошлое, все ваши чары, которых я всегда страшился, овладели моим сердцем. Я почти задыхаюсь... Берегитесь, вы можете сделать меня слишком несчастным; но как бы Вам и самой не пострадать; мною владеет всегда одна мысль. Вы этого пожелали, я думаю только о Вас. Политика, общественность, - все испарилось...
И еще одно письмо.Люсьен Бонапарт - г-же Рекамье: "У меня не хватило сил отослать вам мое письмо. Вы пригрозили мне его разорвать и вернуть клочки... Моя рука была вам сегодня послушна... Вы не должны читать моих жалоб, моих проклятий, моих богохульств... Но вы услышите мои вздохи, и даже если бы мои страдальческие стоны разбивались о вашу непоколебимость подобно волнам, тщетно лобызающим берег, то и тогда вы все же услышите мои слова. О, Джульетта, - никогда еще так вас не любили, и никогда не будут так любить!...Прощайте, Джульетта, еще раза молю вас о сострадании к тому, кого вы жестоко ранили».
http://www.celuu.ru/letters/152.html
"Непомерный эгоизм и жёсткость Шатобриана сделали его властелином Жюльетты. Поэту было уже 50 лет, и он был женат на красивой и порядочной женщине. Терзания мадам Рекамье только тешили его тщеславие. Много лет Жюльетта отдала своему неблагодарному поклоннику, по своему, видимо, любившему её. Трудно с пониманием относиться к мужчине, который в одном письме пишет жене: «Как можете Вы верить этим сплетням насчёт мадам Рекамье?» А в другом Жюльетте: «Не отчаивайтесь, мой прекрасный ангел. Я Вас люблю. Я буду Вас любить всегда». Мадам Рекамье слишком долго терпела двуличие Шатобриана, она выхлопотала ему пост министра, потом посланника в Англию. Она охраняла его от политических недоразумений. Старые друзья мадам Рекамье отошли, потому что Шатобриан не любил общества."
Не было настоящего счастья в её жизни.
" Он писал ее летом в ее особняке на улице Мон-Блан, в светлом легком платье, с обнаженными плечами, руками и приоткрытыми ступнями ног, как у античной богини. Красный занавес между колоннами замыкает интерьер, сужал пространство портика, и как бы отгораживая от Парижа, своеобразный храм-жилище прекрасной женщины, которую все называли королевой красоты. Высокая и стройная, она обладала удивительной грацией, каким-то особым внутренним музыкальным ритмом, который Жерар старался передать, струящимися складками, ниспадающими к ее ногам одежд, красиво обвившей фигуру шалью. В непринужденной легкости позы, чуть задумчиво склоненной голове и ясном, доверчивом взгляде, обращенных к зрителю прекрасных карих глаз угадывается открытость, мягкость и доброта."
Перед свадьбой Рекамье писал своему родственнику: «Может, другие и более красивы, но я никогда не встречал того, кто был бы мне настолько по сердцу. Чистота, скромность, прелесть — всё это соединяется в ней с очарованием юности. Несмотря на нашу разницу в возрасте, я всегда относился к ней очень нежно, а она всегда выказывала мне особое расположение, сопровождаемое детскими ласками и невинной пылкостью, правда, пока ещё сдерживаемых робостью юного сердца, только начинающего пробуждаться».
Удивительное письмо, если учесть, как складывались их супружеские отношения. Точно нам известно одно — у Жюли Рекамье никогда не было детей, а все окружающие были уверены в том, что супруг для неё — только друг и партнёр, которого она опекает, и, как писала известная гадалка мадам Ленорман, делает это «с дочерней заботой».
"Современники отмечали правильные черты лица, сияющую кожу, гордую посадку головы, прекрасные плечи и руки, гибкое тело. Она вызывала восторг и поклонение везде, где бы ни появлялась, и дело было не только в красоте как таковой. Было что-то ещё... Как вспоминала позднее одна из признанных красавиц того времени, были и другие, ещё более красивые женщины, но ни одна не производила такого впечатления, как мадам Рекамье: «Я находилась в салоне, где все были очарованы моей красотой, и все взгляды притягивались ко мне. И тут вошла мадам Рекамье. Сияние её глаз, хотя и не очень больших, восхитительная белизна её плеч потрясли и ослепили всех. Она была великолепна».
"Собой являя совершенство
Небесной, редкой красоты,
В душе поклонников блаженство
Она будила и мечты.
И женственна, и грациозна,
Имея стать и тонкий вкус,
Она была умна, серьёзна.
Живя в эпоху, где искус
И лёгкость нравов процветали,
Ей, добродетельной, – хвала!
Ей восхищались, подражали,
Её любили. Ведь мила,
Проста, открыта и сердечна –
Она пленяла всех людей,
Кто знал Её. Сумев навечно
Их превратить в своих друзей.
Один Наполеон влюблённый
Её отказом был сражён.
Самолюбивый, уязвлённый,
Обиду долго помнил он.....
"Portrait de Madame Récamier" by Jean-Baptiste-Jacques Augustin, 1801
Богини взгляд столь девтсвеннен
И на груди шелка
Сам стан ее божественный
Приказом скрыл оскал...
Жульетта смотрит с вызовом
Непринужден поэт
Давид ее прописывал
И не десяток лет.
Был волен взор художника
И гамма на ура
Но для Жульетт ничтожеством
Картина та была.
И Энгром столь неиство,
Дописан был портрет...
И тот ее прописывал
Но не десяток лет....Н.Петрова.
На всех портретах разная, а были еще и скульптуры, и рисунки....
"Супруг скончался в 1830 году, здоровье Жюли ослабело — к старости она почти ослепла (это состояние она переносила с большим мужеством). Но удивительно, хотя красота поблекла, её очарование всё ещё было необыкновенно притягательным...
Она умерла в 1849 году в возрасте семидесяти одного года, от холеры. Говорили, что даже на смертном одре она напоминала прекрасную статую."
Меня потрясли, как минимум, 3 момента:
1) Её красота, кокетливость в сочетании с
недоступностью для мужчин...
2) Ум и обилие поклонников-интеллектуалов
"высшей пробы"...
3) Парадный портрет влюблённого в неё
принца!
Принц Август Прусский заказал свой
парадный портрет(!)
на фоне(!!)
портрета мадам Рекамье(!!!) кисти Жерара?
Потрясение!
А выражение: "салон мадам Рекамье,
становится одним из самых свирепых
центров оппозиции имперскому режиму" -
тоже потрясает!!!
И, тем более, заключение статьи...
Спасибо, Алина!
"После смерти мадам де Сталь она переселилась в тот же монастырь, где её близкая подруга жила последние годы — в Абе-о-Буа. Несмотря на то что ещё в 1805 году её муж понёс значительные финансовые потери, тем не менее она не была особо стеснена в средствах и теперь продолжала принимать друзей. Её главной поддержкой начиная с 1819 года, когда она вернулась во Францию, был Рене Шатобриан. Этот близкий друг всю жизнь питал нежность к своей прекрасной Жюльетте и теперь снова мог навещать её почти постоянно.
Супруг скончался в 1830 году, здоровье Жюли ослабело — к старости она почти ослепла (это состояние она переносила с большим мужеством). Но удивительно, хотя красота поблекла, её очарование всё ещё было необыкновенно притягательным...
Она умерла в 1849 году в возрасте семидесяти одного года, от холеры. Говорили, что даже на смертном одре она напоминала прекрасную статую."
Не перестаю повторять!
Спасибо, Алиночка!
"Жюли Рекамье заказала Давиду свой портрет.
Он принялся за работу, однако постоянно не был удовлетворён условиями, в которых приходилось писать. По его словам, то комната была слишком тёмной, то свет исходил из слишком высокой точки. Работа шла настолько медленно, что мадам Рекамье не выдержала и предложила Франсуа Жерару окончить портрет. Рассерженный Давид советовал Жерару принять предложение, а когда Жюли Рекамье в следующий раз пришла в Лувр, чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть свои капризы, а у художников свои. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Несмотря на эту внезапную остановку, а возможно, и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида."
Комментарий удален модератором
Салон ее украшают все новые и новые интересные люди, граф Луи де-Норбон, Евгений Богарне, художник Флери Ришар, Массена, Моро Легувэ.
"Прелестную ленту, данную мадам Рекамье, генерал Массена носит на себе в боях при осаде Генуи. Она всегда с генералом и всегда дарит победу»,— пишет один из современников Жюльетты"
Нежный, влюбленный Адриан пишет ей в одном письме: «Я более не чувствую обиды быть отвергнутым, уже давно все мое самолюбие я положил к Вашим ногам».
"Все пылкие письма Адриана Жюльетта оставляла без ответа. Она ждала, когда страсть перейдет в дружбу, и предчувствовала, что это будет так"
Она была ещё и очень умной..Умела привязанность превращать в дружбу.
Комментарий удален модератором
Теперь, когда самые близкие друзья Жюльетты были в опале, ее личное положение из-за этого стало тоже непорочным.
Но она оставалась твердой и не шла ни на какие уступки врагу своих друзей Бонапарту, тогда уже императору.
Фуше, один из ее тогдашних друзей, очень желал представить ее ко двору. Многие из французской аристократии были уже там. Фуше даже намекал мадам Рекамье на возможность более интимных отношений между нею и императором. Но прекрасная Жюльетта гордо прошла мимо."
Комментарий удален модератором
МАДОННА
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Вниманье путника зовет,
Так эта бледная страница
Пусть милый взор твой привлечет.
И если после многих лет
Прочтешь ты, как мечтал поэт,
И вспомнишь, как тебя любил он,
То думай, что его уж нет,
Что сердце здесь похоронил он.
"Она умела всегда сказать каждому что-нибудь приятное и найти связывающие всех нити разговора. Благодаря этому, ее салон посещали люди самых различных партий и профессий. Нередко приходилось Жюльетте пользоваться своим обаянием и своими связями, чтобы выручать из беды близких и родных. Так, она избавила от тюрьмы Жордана и спасла своего отца, замешенного в заговоре роялистов. В последнем случае ей помог ее горячий поклонник, генерал Бернадот."
Спасибо за пост!
«Красота, не знающая себе равной в Европе, назапятнанная честь и благородный характер,— какое другое богатство нужно в этой печальной жизни».
Жизнь мадам Рекамье — поэма со многими действующими лицами
И это обычно заложено природой.
А кушетка уже действительно стала чуть ли не обязательным атрибутом в портретах :)))))
" К несчастью, она очень молода, ей не более 16 лет. Возможно быть красивей, но я никогда не встречал красоты более мне по сердцу. Это чистота и скромность и доброта, украшенные всеми чарами молодости. Несмотря на разницу наших лет,, как я ее всегда нежно любил, так и она высказывала мне всегда особую привязанность. Эта привязанность проявлялась в детских ласках, в сдержанной застенчивости чувствительной души, начинающей распускаться. Я почувствовал эти оттенки, и они подкрепили мои чувства. Я не влюблен в нее, но у меня к ней нежная и верная преданность, которая меня убеждает, что я должен найти в этом интересном существе подругу, которая составит счастье моей жизни, а ее уверенность в этом заставляет не сомневаться, что это будет взаимно."
Алина, твои посты требуют внимательного изучения - в них столько нового!
И приятного изучения, должна сказать. :))
Мне всегда хотелось копнуть глубже,но не было времени,а теперь я наслаждаюсь.Всегда рада единомышленникам.
Пока в закладки! Спасибо, Алина!
«Мадам Рекамье, пишет господин Лемонье,— не носит никогда бриллиантов, ее туалет изысканной простоты не допускает ничего, кроме жемчуга... Ее красота имеет ту особенность, что она более притягательная, чем ослепляющая с первого взгляда. Чем больше ее видишь, тем красивее ее находишь».
Жак Рекамье, гордый своей женой, покупает ей замок Клиши, где она устраивает блестящие приемы. Латуш описывает их в своем романе «Фраголетта»
А ведь в этом есть своя прелесть.
Умылась, возложила себя на кушетку, и вперёд, в клуб "Что? Где? Когда?" позапрошлого века.
Главное, чтобы было кому мыть за интллектуалами посуду, и запечатлевать в выигрышных позах.))
Отметила разницу в портретах кисти Морин и остальных.
На удивление невыигрышный ракурс, непривлекательная луноликость Жюльетты.
Возможно, он как раз самый правдивый, но легендам полагается иметь большие выразительные лаза, а не большие щёки. ))
Любопытное время, яркие персонажи.
Наши дни не смогут похвалиться перед потомками масштабными, интересными фигурами.
Комментарий удален модератором