Законопроект: религиозным экстремистам грозит ужесточение наказания

1

 

28 мая, Комиссия правительства по законотворческой деятельности одобрила законопроект о нейтрализации деструктивной деятельности религиозных организаций в России. Согласно пресс-релизу, опубликованному на сайте Кабинета Министров, закон будет направлен на снижение угроз национальной безопасности, которые могут быть выявлены в связи с экстремистской деятельностью религиозных организаций.

В планах правительства ужесточение наказаний по статьям 280, 282, 2821 и 2822 УК РФ, в том числе увеличение штрафных санкций, сроков лишения свободы и принудительных работ.

 Продление тюремного заключения предполагается за следующие виды правонарушений: «за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; публичное или с использованием СМИ возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности; за организацию и участие в экстремистском сообществе, в том числе с использованием своего служебного положения, а также за организацию и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности».

Принудительные работы могут быть назначены в качестве наказания лицам, использовавшим СМИ для возбуждения религиозной вражды, унижавшим человеческое достоинство по половым, расовым, национальным, языковым, религиозным признакам, социальной принадлежности, а также участвовавшим в деятельности экстремистских сообществ и организаций.

Данный законопроект будет рассмотрен на заседании правительства, однако точные сроки не называются.

Напомним: другой «религиозный» закон — «О защите чувств верующих» — был принят во втором чтении депутатами Госдумы совсем недавно, 21 мая. Согласно ему, лица, обвинённые в богохульстве, будут сидеть не 5 лет, а лишь 3 года.

По словам Владимира Семенко, писателя, философа, богослова, специалиста Института религиозных и социальных исследований, меры, предлагаемые в данном законопроекте, давно назрели:

— Следует сказать, что принятие такого закона выглядит вполне логичным и обоснованным.

Оно полностью вписывается в те попытки построить политическую систему европейского образца, которые предпринимает политическое руководство нашей страны, в логику европейской светскости. Кроме того, этот закон является вполне логичным и обоснованным ответом на обострение межконфессиональных отношений, которые играют не последнюю роль в России. Если говорить о примерах, то случаев нетерпимости мы знаем достаточно много. Здесь, конечно, в первую очередь вспоминается наш Северный Кавказ, где исламистские экстремисты посягают на жизнь ведущих мусульманских лидеров. Следует вспомнить убийство шейха Саида Афанди Черкейского летом прошлого года. Поскольку я руковожу Центром межконфессиональных исследований, я задался целью изучить этот вопрос, и выяснилось, что за последние годы на Северном Кавказе убито десятка полтора авторитетных исламских лидеров.

Кроме того, мы видим, что не только в самой России попытки построить политическую систему европейского образца терпят неудачу, но и в самой Европе такой способ выстраивания идентичности тоже находится в серьёзнейшем кризисе. Мы видим, что случаи, подобные тому, что был недавно в Санкт-Петербурге, происходят во Франции, в Великобритании, в Скандинавских странах и так далее. И здесь, конечно, нам стоит задуматься о каких-то других способах выстраивания нашей идентичности, напрашивается обращение к опыту исторической России. К сожалению, многие политические руководители нашей страны продолжают сегодня отрекаться от имперского наследства, пытаясь следовать европейским образцам двухсотлетней давности, которые сегодня уже очевидным образом себя не оправдывают как у нас, так и в Европе.

Таким образом, мне кажется, что помимо мер запретительного характера, помимо репрессивных мер, которые всегда необходимы для того, чтобы лечить общественные болезни, если говорить о каких-то других вещах, касающихся выстраивания национальной идентичности и снятия каких-то этноконфессиональных противоречий, разумнее всего обратиться к опыту исторической России.