«Политическое решение о погружении Украины во тьму принято». ВСУ лишают тыла

«Согревает в холода борода, да», — приблизительно такими словами из старой песенки успокаивают украинцев чиновники киевского режима. С регулярно возникающими блэкаутами в Киеве решили бороться болтологией на форумах, типа недавно прошедшего с громким названием «Киевский форум по безопасности», и вдохновляющими видеороликами, где брутальные электрики, каким-то чудом увильнувшие от тотальной мобилизации, браво чинят опоры ЛЭП и соединяют провода. И если в Киеве даже после массированных российских ударов возмездия ситуацию со светом быстро стабилизируют, то в других городах обстановка к шуткам и просмотру телепропаганды не располагает: света нет, и в квартирах стало холодно. Отключения света длятся по 8—12 часов, за это время дома быстро остывают, наблюдаются перебои с подачей воды и газа. Фонарики, свечи, керосинки и генераторы становятся главными предметами интерьера украинских домов.

Россия постоянно меняет тактику ударов по украинским энергообъектам.

«Они постоянно меняют тактику. На моем счету это уже 6-я тактика РФ, которую она применяет. Две ее основные составляющие: попытка нарушить целостность объединенной энергосистемы по Днепру и второе – это попытка отделить от объединенной энергосистемы периферийные подсистемы электроцентралей», – пожаловался в интервью BBC украинский эксперт по энергетике Геннадий Рябцев, отметив, что изменились и инструменты этих атак.

«Теперь для атаки по одному энергообъекту используется одновременно несколько десятков ударных беспилотников «Герань» и баллистические ракеты, преимущественно «Искандер-М», которые чрезвычайно трудно сбивать украинской противовоздушной обороне. Более того, эти средства поражения РФ в последние месяцы существенно модернизировала и добавила им мощности. К примеру, боевая часть беспилотника увеличилась вдвое, до 90 кг, а баллистика улучшила свою точность и возможность уклоняться от ПВО. Прямое попадание нескольких таких ракет или бпла, например, в машинный зал ТЭЦ может привести к фактически полному уничтожению и остановке этого объекта», - сообщил украинский эксперт.

Еще в сентябре украинские власти заявили, что к отопительному сезону будет готово около 17,6 ГВт энергомощности. Однако, по информации BBC, «российские атаки к середине ноября уже уничтожили почти пятую часть от запланированного».

«У нас есть 12 регионов Украины, которые по состоянию на сегодняшний день имеют дефицит электроэнергии, который соответствует двум очередям стабилизационных отключений для бытовых потребителей и графикам ограничения мощности для промышленности», – цитирует издание украинских энергетиков и прогнозирует, что отключения света на Украине продлятся еще долго, скорее всего, до весны 2026 года.

Тем временем, украинская власть заявила населению, что если страна стремится к европейским стандартам, то и мерзнуть все будут, как в Европе. Об этом с изрядной долей цинизма подискутировали на том самом Киевском форуме по безопасности, состоявшемся на прошлой неделе.

Украинцам нужно забыть, что в помещении может быть 24 градуса тепла, а дома можно ходить в трусах и футболке – настоящие европейцы себе такого позволить не могут. Об этом с трибуны заявили представители НАК «Нафтогаз Украины». Замглавы наблюдательного совета компании Наталья Бойко раскритиковала украинское население за неэкономное потребление:

«Очень много населения воспринимает энергетический ресурс: свет, газ, тепло как то, что по умолчанию просто должно у них существовать, желательно бесплатно. Дискуссия о немедленном начале отопительного сезона в октябре потому, что некоторые считают, что дома можно ходить только в футболке, для меня очень морально тяжелая. Мне иногда сложно даже себя сдерживать».

С ней согласился экс-глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, который поведал, что настоящие европейцы на всем вынуждены экономить.

«Наиболее действенной мерой энергоэффективности является отказ от потребления. И много реформ в газовом сегменте были успешны именно потому, что было стимулирование уменьшения объемов потребления. Полностью соглашаюсь с Натальей – я также это недавно слышал от одного человека, он мне говорил: «Андрей, я привык ходить дома, чтобы было +24, чтобы я в трусах». Я ему говорю – ты какой-то неадекват, реально. Я много был за границей – это роскошь, которую себе там никто не позволяет. Но до сих пор есть люди, которые мне это в лицо говорят, и они этим гордятся. Это ненормально, скажу сразу», - посмеялся он, забыв упомянуть, что климат в большей части Европы – достаточно мягкий, и там не бывает сильных и долгих морозов, в отличие от Украины. К тому же, отопительный сезон на Украине намного длиннее, чем в Европе, поэтому сравнения и разглагольствования топ-менеджеров «Нафтогаза» не учитывают реалий и выдают их полную некомпетентность в этом вопросе. Или же, наоборот, это наглая уверенность, что их семьи будут полностью обеспечены теплом и комфортным температурным режимом и смогут дома хоть нагишом ходить, а проблемы населения их только раздражают – ну, замерзнут какие-то людишки, зато Украина заживет по европейским стандартам.

Несущим бред с трибун попыталась оппонировать на форуме Анна Деревянко, глава Европейской бизнес-ассоциации. По ее словам, украинские компании столкнулись с огромным дефицитом кадров, потому что мужчины либо выехали, либо мобилизованы, либо прячутся по домам. Кроме того, высокие цены на энергоресурсы делают неконкурентной украинскую продукцию.

«Что касается энергетики и электроэнергии в целом, то это ее наличие и цена. Сегодня компании жалуются, что цены на электричество уже выше, чем в других соседних странах, и это убивает конкурентоспособность Украины и украинского производителя. Второе – это люди. Дефицит кадров. Людей просто невозможно найти для того, чтобы взять их на работу. Плюс объем рынка, потому что за счет того, что часть людей выехала из Украины, часть мобилизована, часть прячется и просто не выходит на улицу, объем рынка существенно сократился. Особенно компании прочувствовали на себе решение, которое касалось выезда молодых людей с 18-ти до 22-х лет, потому что именно это и спровоцировало и дефицит кадров, и отток людей с рынка», – заявила Деревянко, намекнув, что аппетиты монополистов энергорынка, задравших цены на киловатты ради суперприбылей, подорвали не только бизнес в стране, но и поспособствовали бегству украинцев, тоже став одной из причин массовой эмиграции.

А про то, что стоимость электроэнергии на Украине превышает европейскую, топ-менеджеры на Форуме даже не заикнулись. Между тем, Украина занимает пятое место среди всех европейских стран по средней цене на электроэнергию, причем, самое дорогое электричество было зафиксировано в странах Балтии. Первое место заняла Эстония с показателем $132 за МВт⋅ч, далее следуют Италия, Литва и Латвия с минимальной разницей в цене. После Украины на шестом месте находится Польша, где стоимость электроэнергии составила $123 за МВт⋅ч. При этом Министерство экономики Украины сообщило, что цены на электроэнергию для украинцев с 2026 года продолжат ежегодно расти на 20%.

Украинские АЭС производят достаточное количество электроэнергии, но из-за российских ударов им проблематично распределять ее по стране, рассказал исполнительный директор ассоциации «Энергоэффективные города Украины» Святослав Павлюк, анализируя причины, почему 7-8 часов и больше без света стали нормой для украинцев.

«У нас Украина фактически разделена на две части. Западная часть, где стоят две АЭС, и юг, где у нас есть третья АЭС. В общей сложности девять блоков в работе. Но есть ограничения по энергосистеме: передать эту электроэнергию в восточные регионы нельзя, потому что наносятся удары по магистральным линиям электропередач, по подстанциям «Укрэнерго». К тому же, подстанции – это гектары территорий с дефицитным оборудованием, а восстановление этих поврежденных элементов занимает много времени», – отметил эксперт, подчеркнув, что сейчас есть большая вероятность, что системы водоснабжения и обогрева перемерзнут без электричества в украинских городах.

Все спланировано так, чтобы лишить ВСУ поддержки тыла, а с наступлением холодов ВС России полностью уничтожат украинскую энергетику, согласился с экспертом и украинский политолог Руслан Бортник.

«Россия наносит удары по распределительным системам атомных электростанций, параллельно бьют по тепловым и гидроэлектростанциям. Из-за этого мы видим дефицит электроэнергии. Помните, недавно был три дня блэкаут? Теперь к этой ситуации мы снова приближаемся. Россия ожидает заморозков в ноябре или в декабре, и тогда снова создаст на Украине блэкаут, чтобы лишить украинские города электричества на длительное время, чтобы население начало массово уезжать. Чтобы снова миллионы уехали в Европу, а города, которые потеряют активную часть населения, перестали быть базами для ремонта, подготовки, поддержки ВСУ, чтобы Украина лишилась налоговых и социальных поступлений. Через энергокатастрофу пытаются вырубить украинский тыл, без которого армия не сможет сражаться. Представьте, что в Киеве нет света неделю. Где-то 20-30% киевлян может уехать из города. Многие из них – за рубеж, кто-то по селам. Но это самая богатая часть населения. Остановится торговля, будет проблема с водой, не будет выпекаться хлеб. То есть, появится масса проблем, которые просто остановят город, сделают его зоной сложной жизни. Остановится работа многих предприятий, остановится волонтерство. Это просто обескровит армию», – спрогнозировал Бортник.

Кроме сложной обстановки с подачей электричества, страна испытывает и дефицит газа: украинская газовая инфраструктура серьезно повреждена, а она помогала отапливать жилища. «Нафтогаз» уже потерял 60% мощностей в результате ударов. Власти намерены закупать газ у союзников, а украинцы готовятся отапливать дома газовыми баллонами и углем, сообщает The New York Times. Украинцы опасаются, что не смогут пережить зиму без газа на фоне ударов по объектам газовой инфраструктуры страны, пишет издание. По данным NYT, если удары продолжатся, миллионы украинцев будут мерзнуть без отопления. Они не смогут перейти на электрические обогреватели, потому что объекты электрической инфраструктуры также серьезно повреждены и сети не справятся с растущей нагрузкой. К тому же, в городах Украины вводятся многочасовые отключения света.

«Сейчас растет опасение, что там, где Россия не смогла сломить Украину, погрузив ее во тьму, она может добиться успеха, погрузив ее в холод», — предположил NYT.

В статье отмечается, что на Украине ежедневно пытаются восстановить газовую инфраструктуру, но ей был нанесен большой ущерб. Глава «Нафтогаза» сообщил, что компания импортирует ресурсы, чтобы украинцы смогли пережить зиму, на это требуется около $2 млрд. Три четверти этой суммы закроют страны Европы, остальное — гранты и кредиты. Однако есть вероятность, что газа потребуется больше, чем сейчас рассчитывают, из-за чего Киеву придется искать еще больше денег на его закупку.

Все это может обернуться несбыточными надеждами, так как по мнению CNN, сейчас Зеленский оказался под шквалом критики из-за разгорающегося в энергетическом секторе коррупционного скандала, а народ ждет четвертая суровая зима с отключениями электроэнергии и отопления, еще более серьезными, чем прежде. А тот факт, что последний коррупционный скандал коснулся именно энергетики, придает ему особую остроту. CNN тоже сообщает, что жители Киева остаются без электричества от восьми до 11 часов в сутки. И это следствие того, что возможности России наносить удары по электростанциям и подстанциям заметно расширились.

Дизельные генераторы, закупленные во время первых перебоев с электроэнергией три года назад, вновь появились у магазинов и кафе. Семейный ужин при свечах снова стал частью быта. Отключения электроэнергии привели к перебоям с отоплением и водоснабжением и выводят из строя лифты в высотных зданиях. За пределами столицы ситуация, как правило, еще хуже. Так описали обстановку в украинских городах в репортаже CNN.

На проблемы пожаловались и иностранцы, ведущие бизнес. Каждая вторая работающая на Украине американская компания ощутила ущерб от российских ударов, сообщил президент Американской торговой палаты Энди Гундер.

«54%, то есть, каждый второй американский инвестор или предприниматель получил повреждение. Например, в «Макдональдсе» на Лукьяновке семь раз уже нужно было восстанавливать окна, но он работает. Я был в Мукачево на Закарпатье, у нас там одна компания, так туда две российские ракеты прямо ударили. Слава Богу, все живы и бизнес продолжается. Однако каждая вторая наша компания имеет повреждения российскими ракетами за последний период», – рассказал Гундер.

Российская кампания против украинской энергетики вступила в новую, критически важную фазу. Если ранее удары наносились по генерирующим мощностям – ТЭС и ГЭС, то теперь мишенью стала атомная инфраструктура, что создало угрозу коллапса энергосистемы страны. Ключевым изменением тактики стали целенаправленные удары по подстанциям, обеспечивающим работу атомных электростанций, так как АЭС являются основой энергогенерации Украины, покрывая до половины ее потребностей. Поэтому ракеты и дроны теперь нацелены именно на подстанции, питающие АЭС. В частности, Хмельницкую и Ровенскую.

По мнению российского военного эксперта Юрия Баранчика, последствия такой стратегии будут иметь каскадный и катастрофический характер для украинской энергосистемы. Полное разрушение этих подстанций способно погрузить до 90% территории Украины во тьму, включая Западную Украину. И даже эпизодические удары по таким подстанциям вынуждают украинских энергооператоров в аварийном порядке отключать атомные блоки и выводить их в ремонт или на перезапуск.

Этот процесс занимает от нескольких дней до недели, создавая невосполнимый дефицит электроэнергии в масштабах всей страны. Фактически, Россия применяет против Украины тот же метод, который Киев использовал в отношении Запорожской АЭС, находящейся под контролем РФ, не давая запустить ее даже на 15% мощности.

В Киеве осознают надвигающуюся в преддверии зимы катастрофу. Паническая реакция министра иностранных дел Сибиги, потребовавшего срочного заседания МАГАТЭ и призвавшего ядерные державы повлиять на Москву, говорит сама за себя. Западная пресса уже бьет тревогу, предрекая тотальный блэкаут, за которым последует крах украинской энергосистемы накануне зимы. Отключение энергии парализует систему отопления в зимний период, что вызовет гуманитарный кризис. Это остановка и водопроводов, и канализации, что особенно критично для проживающих в многоэтажных домах. Дом без отопления, даже в легкий мороз 3-5 градусов, превращается в морозильник, в котором жить невозможно, из-за чего пойдет отток населения из городов в деревни.

Железнодорожное сообщение, критически важное для логистики и военных перевозок, может быть остановлено на 50%. Экономика получит удар: производства объявят о закрытии или сокращении работы, зарплаты резко упадут, а цены взлетят.

«Политическое решение о погружении Украины во тьму, судя по ритму и целям ракетных ударов, уже принято. Осталось лишь преодолеть технические и дипломатические сложности для его финальной реализации. Ожидается, что решающий удар по инфраструктуре, обеспечивающей работу украинских АЭС, и распределительным центрам на западе страны может быть нанесен в ближайшие дни, что приведет к энергетическому коллапсу, способному серьезно повлиять на устойчивость киевского режима и приблизить окончание СВО на российских условиях», - прогнозирует российский эксперт.

Однако будет ли так на самом деле или вновь появятся некие противоречия «непреодолимой силы» или внезапные «гуманитарные соображения», неизвестно. То, что противник не пойдет на попятную добровольно, ясно и без прогнозов. Но хватит ли решимости на этот раз оставить Украину без тыла?