Как мы относимся к США на самом деле.

На модерации Отложенный

На протяжении 2012 г. на страницах блога проводился опрос об отношении к США в России. Опрос набрал более 21 тысячи просмотров и привлёк более 8 тысяч голосов.

Опрос структурировался по четырём условным «стратегиям», вмещающим максимально широкий спектр родственных симпатий/антипатий/нейтральных позиций и т.д. в восприятии США. «Стратегии» были представлены со следующими наименованиями и обоснованиями:

СТРАТЕГИЯ №1: "Сотрудничать с равноправным партнёром!" Необходимо развивать и укреплять взаимовыгодное сотрудничество с США в политике, экономике, культуре, науке и социальной сфере на основе партнёрства. (Принцип позиции России: «Дружелюбие»)

СТРАТЕГИЯ №2: "Противостоять врагу и сопернику!" С США можно и должно вести разговор только с позиции силы. Необходимо срочное укрепление военно-экономического потенциала России. (Принцип позиции России: «Враждебность»)

СТРАТЕГИЯ №3: "Учиться у опытного наставника!" Нужно разумно заимствовать политический, экономический и культурный американский опыт, тем более, что это может иметь и многоплановую поддержку со стороны США. (Принцип позиции России: «Заимствование»)

СТРАТЕГИЯ №4: "Изолироваться от чуждого нам!" Необходимо выработать политику независимости от американского влияния во всех сферах и прекратить “жить с оглядкой” на Запад и США. (Принцип позиции России «Изоляционизм»)

В результате опроса получены следующие итоговые результаты:

СТРАТЕГИЯ   №

НАИМЕНОВАНИЕ

ПРИНЦИП   ПОЗИЦИИ РОССИИ

%   СООТНОШЕНИЯ

I

"ПАРТНЁР"

«Дружелюбие»

24

II

"СОПЕРНИК"

«Враждебность»

13

III

"НАСТАВНИК"

«Заимствование»

15

IV

"ПОСТОРОННИЙ"

«Изоляционизм»

48

Всего за 2012 г.: просмотров: 21079; голосов: 8194

Таким образом:

Около половины проголосовавших (48%) выступают за изоляционистскую позицию России в отношениях с США.

С точки зрения сторонников данного подхода, это даст возможность России сохранить свою самобытность, самостоятельность и самодостаточность. Максимальная популярность данного подхода также объясняется, в целом, недоверием к окружающему миру. Страны и организации находящиеся в авангарде процессов глобализации зачастую воспринимаются как явная или скрытая угроза. Обычным явлением стал и поиск вне России виновных в её внутренних проблемах. Отсюда и неосознанное желание спрятаться за спиной местных политических элит (даже в условиях падения популярности последних), возродив некое «мягкое» подобие когда-то эффективного «железного занавеса».

Почти четверть участников (24%) выступает за равноправное партнёрство, несмотря на то, что и силы и положение стран разное.

Пятнадцать процентов проголосовавших готовы заимствовать американский опыт, признавая, что России есть чему поучиться у США.

Последнюю по популярности стратегию – достаточно враждебную и признающую США как минимум соперником, - поддерживает 13% участников опроса.

По сути исследования, стратегии «Партнёр» и «Наставник» выступают как позитивные, а «Соперник» и «Посторонний» - как негативные. Если суммировать процентные соотношения двух «негативных» и двух «позитивных» подходов, то соотношение восприятия пока склоняется в пользу негативных типов: 61% против 39%.

Следует заметить, что итоговые процентные соотношения "стратегий" определяют комбинированную, компромиссную и легитимную модель общественных предпочтений выстраивания отношений с США. Это означает, что текущие предпочтения россиян предполагают сочетание партнёрских, сопернических, наставнических и изоляционистских трендов российской политики в пропорции 24х13х15х48. Безотносительно к симпатиям в пользу тех или иных подходов, полученная «легитимная диспозиция», будучи взятой на вооружение российским Правительством, сегодня встречала бы наибольшее понимание у общественности.

Итоговые соотношения предпочтений не являются неизменными. Но, например, при дальнейшем возможном росте изоляционистских и сопернических настроений, снижаются возможности качественно лучших условий интеграции России в мировое сообщество. Это, в свою очередь, ведёт и к нивелированию её статуса как регионально-значимой державы. При снижении популярности изоляционистского тренда и повышения «процентной цены» стратегий партнёрства и заимствования, шансы на серьёзную региональную роль России пока сохраняются.

Ещё одно любопытное наблюдение (исходя из комментариев к опросам 2012 г.): как это часто происходит, обсуждение проблемы об отношении россиян к «внешнему миру» в целом и к США, в частности, перерастает в обсуждение темы о том, что есть Россия, с неизменными попытками самоидентификации, продолжающимися уже сотни лет…