Загадка происхождения калашей

На модерации Отложенный

 

Загадка происхождения народа калаши

 

     На крайнем севере государства Пакистан (исламского государства) в ущельях Гиндукуша проживает небольшой народ калашей, который не является мусульманами и продолжает придерживаться  веры своих предков, некоторые историки считают, что это бывшие воины Александра македонского. Внешне калаши очень походят на современных европейцев (светлая кожа и светлые волосы).

     Калаши — небольшой дардский народ, населяющий три долины правых притоков реки Читрал (Кунар) в горах южного Гиндукуша в о́круге Читрал провинции Хайбер-Пахтунхва (Пакистан). Родной язык — калаша — относится к дардской группе индоиранских языков. Уникальность народа, со всех сторон окружённого исламизированными соседями, заключается в том, что значительная его часть до сих пор исповедует языческую религию, сложившуюся на базе индоиранской религии и субстратных верований. Населяющие Читрал дардские народы обычно единодушно считают калашей аборигенами края.

     У самих же калашей бытуют предания о том, что их предки пришли в Читрал через Башгал и оттеснили народ кхо на север, в верховья реки Читрал. Тем не менее язык калаша близкородственен языку кховар. Возможно, это предание отражает приход в XV в. в Читрал воинственной нуристаноязычной группы, которая покорила местное дардоязычное население. Группа эта отделилась от носителей языка вайгали, до сих пор называющих себя kalašüm , передала местному населению своё самоназвание и многие традиции, но была ассимилирована им в языковом плане. Представление о калашах как аборигенах основано на том факте, что в прежние времена калаши населяли более обширный ареал в Южном Читрале, где до сих пор многие топонимы носят калашский характер. С утратой воинственности калаши в этих местах были постепенно вытеснены или ассимилированы носителями ведущего читральского языка кховар. Селения калашей расположены на высоте 1900—2200 м над уровнем моря. Калаши населяют три боковые долины, образованные правыми (западными) притоками реки Читрал (Кунар): Бумборет (калаш. Мумрет), Румбур (Рукму) и Бирир (Бириу), на расстоянии приблизительно 20 км к югу от города Читрал. Первые две долины соединяются в низовьях, в третью по калашской этнической территории ведёт перевал высотой ок. 3000 м. Перевалы через западный хребет ведут в Афганистан, в область расселения нуристанской народности кати. Климат довольно мягкий и влажный. Среднегодовой уровень осадков 700—800 мм. Средняя температура летом — 25 °C, зимой — 1 °C. Долины отличаются плодородием, склоны покрыты дубовыми лесами.

     В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря уникальной религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды калашах как о потомках воинов Александра Македонского, а сегодня иногда трактуется в популярной литературе как наследие «нордических арийцев» и показатель особой близости калашей европейским народам. Тем не менее, ослабленная пигментация характерна только для части популяции, большинство калашей темноволосы и проявляют характерный средиземноморский тип, присущий и их равнинным соседям. Гомозиготная инбридинговая депигментация характерна в той или иной степени для всех окружающих народов, тысячелетиями живущих в изолированных эндогамных условиях горных долин с весьма слабым притоком генофонда извне: нуристанцев, дардов, памирских народов, а также неиндоевропейских аборигенов буришей. Последние генетические исследования показывают, что калаши демонстрируют набор гаплогрупп, обычный для индо-афганского населения. Типичными Y-хромосомными гаплогруппами для калашей являются: L (25 %), R1a (18,2 %), G (18,2 %), J2 (9,1 %); митохондриальными (mtDNA): L3a (22,7 %), H1* (20,5 %).[3][4]. Однако в совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэндфордского университета, калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе. Хозяйство калашей, подобно нуристанским народам, основано на дихотомии скотоводства и земледелия, традиционно закреплённых соответственно за мужчинами (прежде всего юношами) и женщинами. Однако в отличие от нуристанцев калаши практически не разводят крупный рогатый скот; основной объект разведения, как и у всех архаичных дардских народов, - козы, вокруг которых строятся многочисленные традиции, табу и фольклор. Выпасом коз на высокогорных летних пастбищах занимаются неженатые парни. Козье молоко — один из основных продуктов питания, при этом женщинам разрешено употреблять его только в свежем виде. Забой скота проходит в торжественной обстановке, женщинам разрешено есть только мясо самок. Овцеводство — значительно менее ритуализированная сфера. Женщины сеют на орошённых полях пшеницу, ячмень и просо. В новое время эти культуры всё больше теснит кукуруза, дающая в Читрале хорошие урожаи. Ведётся также сбор грецкого ореха, тутовника и винограда, из последнего делается вино. Калаши делятся на экзогамные роды (калаш. deri, кхов. kam), являющиеся также культовой единицей.   

      Центром родового культа служит покрытая резьбой доска, олицетворяющая богиню Джештак (Jēṣṭak), покровительницу родственных связей, или же «храм» (Jēṣṭak-hān, «дом Джештак») - помещение для танцев и собраний. В общественном устройстве, как и у нуристанцев, важную роль играют «ранги». Человек, желающий заслужить уважение соплеменников и более высокое место в общественной иерархии, а также другие ритуальные и социальные права (поднять свой «престиж»), устраивает на свои средства «праздник заслуг» типа потлач, представляющий собой ритуальное пиршество, на которое приглашаются все односельчане. «Ранг» человека определяется его «заслугами» перед обществом — потраченными на праздник средствами, прежде всего скотом. Устроивший такой праздник получает голос в собрании старшин деревни и право на установку посмертной статуи. Прежде «ранг» можно было заслужить и благодаря военным «заслугам» (набегами на соседей и убийством врагов). Ранее существовала неполноправная прослойка ремесленников, значительно ограниченная в ритуальных и социальных правах, происходящая из угнанных калашами в рабство соседей. В своё время ремесленники быстрее всех принимали ислам. Брак у калашей преимущественно моногамный, женщины пользуются значительной свободой и могут расторгать брак по своей инициативе.

     Калаши — единственный народ региона, частично сохранивший традиционную религию и не обращённый полностью в ислам. Религиозная изоляция калашей началась в нач. XVIII в., когда они были подчинены мехтаром (правителем) Читрала и оказались под культурным давлением родственного народа кхо, обращённого к тому времени в ислам. В целом читральская политика отличалась относительной терпимостью, и исламизация региона, проводимая суннитскими муллами и исмаилитскими проповедниками, носила довольно спонтанный и постепенный характер. При проведении в XIX в. линии Дюрана калаши остались в британских владениях, что уберегло их от массового насильственного обращения в ислам, проведённого в 1896 году афганским эмиром Абдур-рахманом в соседнем Нуристане. Тем не менее случаи обращения в ислам калашей происходили на протяжении всей новейшей истории народа. Количество их возросло после 1970-х годов, когда в край были проложены дороги и в селениях калашей стали строиться школы.    

      Обращение в ислам приводит к разрыву традиционных связей, как говорит один из калашских старшин Сайфулла Джан: «Если кто-то из калашей обращается в ислам, они больше не могут жить среди нас».  Как отмечает К.Йеттмар, калаши-мусульмане с нескрываемой завистью смотрят на калашские языческие танцы и весёлые празднества. В настоящее время языческая религия, привлекающая внимания многочисленных европейских туристов, находится под защитой пакистанского правительства, опасающегося замирания туриндустрии в случае окончательного «торжества ислама». Тем не менее ислам и исламская культура соседних народов оказывает большое влияние на жизнь калашей-язычников и их верования, наполняющиеся сюжетами и мотивами мусульманской мифологии. Калаши переняли у соседей мужскую одежду и имена. Под натиском цивилизации постепенно разрушается традиционный образ жизни, в частности, уходят в небытие «праздники заслуг». Тем не менее до сих пор долины калашей представляют собой уникальный заповедник, сохраняющий одну из самых архаичных индоевропейских культур.

 

      Традиционные представления калашей о мире основаны на противопоставлении святости и нечистоты. Высшей святостью обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» — дикие козы. Святы также алтари и козьи хлева. Нечистыми являются земли мусульман. Нечистота также присуща женщине, особенно в периоды месячных и родов. Осквернение приносит всё, связанное со смертью. Подобно ведийской религии и зороастризму религия калашей предусматривает многочисленные церемонии очищения от скверны. Пантеон калашей (devalog) в целом сходен с пантеоном, существовавшим у соседей-нуристанцев, и включает много одноимённых божеств, хотя и несколько отличается от последнего.

       Имеются представления также о многочисленных низших духах-демонах, прежде всего женского пола. Святилища калашей представляют собой алтари, сооружаемые под открытым небом из досок можжевельника или дуба и обставляемые ритуальными резными досками и идолами божеств. Специальные постройки сооружаются для религиозных танцев. Ритуалы калашей заключаются прежде всего в общественных пиршествах, на которые приглашаются боги. Ярко выражена ритуальная роль молодых юношей, ещё не познавших женщину, то есть обладающих наивысшей чистотой.

 

Для справки:

Дарды - устоявшееся в научной литературе обозначение народов общего индоиранского (арийского)  происхождения, издавна населяющих  Гингукушско-Гималайский регион. Языки дардских народов обычно считаются генетически единой группой сильно разошедшихся языков, наиболее близкой к индоиранской.

Дартские языки традиционно рассматриваются как рано отошедшая подгруппа последних, хотя в настоящее время разрабатываются классификации, придающие им статус отдельной группы внутри индоиранской ветви.

Нуристанцы – народы, значительно сближающиеся с дардами в области материальной и духовной культуры, а также общей ареальной лексики, в настоящее время рассматриваются как отдельная языковая общность.

    Религия большинства калашей — язычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном. Утверждения некоторых журналистов, что калаши поклоняются "древнегреческим богам", безосновательны. В то же время около 3 тыс. калашей - мусульмане. Переход в ислам не приветствуется калашами, пытающимися сохранить свою родовую идентичность. Калаши не являются потомками воинов Александра Македонского, а североевропейская внешность части из них объясняется сохранением изначального индоевропейского генофонда в результате отказа от смешения с пришлым неарийским населением. Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.
    Учёные относят калашей к белой расе - это факт. Лица у многих калашей - чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые а часто иголубые глаза - как паспорт неверного-кафира. У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для жителей  Пакистана и Афганистана культуру и быт. Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью. Они едят за столом, сидя на стульях, - излишества, которые никогда не были присущи местным "аборигенам" и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились. А калаши испокон веков пользовались столами и стульями...

 

   И все таки кто такие калаши?

По языку  как видите, это определить трудно.

По религии – тоже, хотя понятно, что этот народ имеет отличную от окружающих   

                        народов религию, но что это за религия. Или это религия  одной из групп

                        древних ариев – вариант зороастризма или более древнее верование.

По цвету кожи, волос и цвету глаз – тоже сомнительно. Это дает нам только то, что

             калаши своим происхождением не относятся к местным (аборигенным) народам, а

             появились здесь (я допускаю несколько вариантов) с Македонии, с Южного Урала

             (родины древних ариев), с Южной Сибири (там тоже жили арии, но там жили и

             древние угры-уральские народы, предки венгров), с Западного Китая (там жил

             древний тохарский народ – они внешне тоже похожи на калашей).

В том, что калаши являются потомками войска Александра Македонского и до настоящего времени ждут его, я сомневаюсь, так как после смерти Александра, здесь оставалась длительно империя Селевкидов (Селевк – один из полководцев Александра), и в этом государстве все знали о смерти Александра. Кроме этого длительное время в этих местах существовало Греко-Бактрийское государство и в нем тоже знали о смерти Александра. Это просто красивая легенда для завлечения туристов на север Пакистана.

 

     Чтобы выяснить этот вопрос я проведу исследование всех своих материалов по истории Севера Пакистана, Севера Индии (в древности история Индии и Пакистана была общей) и северо-востока Афганистана с целью выявить, какие народы проходили по этой территории и могли остаться здесь, чтобы превратиться в современных калашей.

 

    Первыми новыми пришельцами (с севера) в этот район были арийцы. Хотя сейчас называют ариями всех древних индийцев и древних иранцев (первые писменные памятники индийцев – «Регведа» и иранцев – «Авеста» во многом похожи), я говорю об ариях индийцах. Если это были индийские племена, пришедшие из Средней Азии, то они вряд ли  быть предками калашей (они были смуглыми и темноволосыми. Но у древних индийцев было много племен и они населяли (вторгались) север несколькими волнами и возможно  самые северные индийцы пришли всех позднее и пришли они с более северных районов (например со степей Северного Казахстана или юга Урала, то они вполне подходят на роль предков калашей, так они были светловолосы и имели светлую кожу. Кроме этого религия древних индо-ариев в те времена ( а это был 14-13 век.днэ) была похожа на религию древних греков (дорийцев, этолийцев, ионийцев).Бог неба Дьяус соответствует греческому богу Зевсу, бог Солнца Сурья – греческому Гелиосу, бог Варуна – Урану, богиня зари Ушас – Эос. И дорийцы начали вторгатся (заселять) Грецию тоже в 12-11 веке.днэ, то есть получается и древние индийцы и древние греки возможно вышли в одной и той же территории (но в разных направлениях) пришли в разные страны в одно и то же время. Греки считали своих богов гиперборейскими (с севера). Индийцы в Индию тоже пришли с севера. У тех и других есть общие археологические корни. Это ямная (древнеямкая) археологическая культура, которая существовала в 4-3-м тыс.днэ в степях Евразии от Иртыша до Дуная.

    Еще договоримся, что я рассматриваю события только, происходящие в Пенджабе (северо-запад Индии), это тот район в котором проживают калаши, можно сказать что это самая северная окраина этого района, в древности она еще называлась как Гандхара.

    На картах, относящихся к 327 году днэ, в этом районе находился город Калиши, который был взят Александром Македонским в этом году, двигаясь к Таксиле (северо-запад Индии). Этот город возможно был центром  племени (народа) калашей, крупного в те времена, вполне он мог оставить там часть своих воинов, особенно раненных. Если считать калашей предкаси северных индо-ариев, то сильного расхождения в религии между греками, македонцами и калашами не было, и они могли спокойно приютить часть греков и македонцев.

    В середине 2 века днэ при царе Менандре Греко-Бактрийское царство усилилось и греко-бактрийские войска захватили территорию Гандхары, то есть у населения добавился элемент греков и бакирийцев. Для информации – бактрийцы, ираноязычный народ, который как и персы пришли с севера, но заселили территорию Таджикистана и севера Афганистана. Их религия также не противоречила религии калашей и бактрийцы тоже были не очень смуглыми, особенно горные бактрийцы.

   В 1-м веке днэ в Северо-Западную Индию из Средней Азии проникли ираноязычные племена саков, в результате там образовались индо-сакские государства. Для справки, саки, это ираноязычные племена кочевавшие длительное время на юге Казахстана и в Средней Азии (еще до завоевания Средней Азии Ахеменидами). С ними воевал Александр Македонский, называя их скифами (они конечно были родственны скифам и сарматам), он не смог подчинить эти кочевые племена. Религия саков также была близка к религии калашей. Саки тоже были светлокожи, но в основном с темными волосами. Они тоже могли повлиять на этногенез современных калашей.

   Примерно в 140-130 годах днэ на территорию Бактрию с северо-востока (с территории Северо-Западного Китая – современной Уйгурии) вторглись племена юечжей (так китайцы называли племена тохаров). Тохары – индоевропейский народ, поселившийся в Северо-Восточном Китае еще до 1500 года днэ. Китайцы их описывали как светлокожих и светловолосых людей (их относят даже не к индо-иранцам, а к более западным индоевропейским племенам – они сильно похожи на славян и германцев). Их религия не была похожа на персидскую (зороастризм),  она  всего быстрее была похожа на древнеславянскую или древнегерманскую языческую религию, то есть была близка к религии калашей.

   Одно из объединений тохаров – Кушаны, полностью захватило власть в Бактрии и создало сильное Кушанское государство. Это государство подчинило себе не только рассматриваемую нами территорию Гандхары, но и знасительную часть северо-западной Индии. Тохары очень даже могли сильно повлиять на этногенез калашей. Еще интересный факт – город Калиша существовал еще во времена  Кушанского государства, значит в это время  народ калашей был значительным народов, если их центр Калиша существовал.

    После Кушан земли калашей попали под власть империи Гуптов, потом – Сасанидов.

В начале 8 века в Индию вторглись арабы, но не смогли ее завоевать.

В 1001 году в Индию (в Пенджаб) вторглись мусульманские войска государства Газневидов. Территория калашей с этого времени стала подвергаться насильственой исламизации. Дальше мы историю севера Пакистана (территорию ранее населенную предками калашей) рассматривать не будем.

 

      Из всего вышерассмотренного можно сделать следующие выводы.

  1. Наиболее вероятным является то, что калаши являются предками северной группы индо-ариев, появившихся на северо-западе Индии, и эта группа пришла позднее всех, поэтому осталась на северо-западе Индии в Гандхаре.
  2. Есть вероятность того, что в формировании накода калашей принимал другой индоевропейский народ – тохары, но они не могли повлиять сильно на религию, они могли только передать калашам  признаки  светлых волос.
  3. Вероятность того, что калаши являются потомками войск Александра Македонского очень мала, хотя совсем этот фактор воздействия на формирования  современных калашей исключать полностью нельзя.