Мусульманские повстанцы Туркестана. Басмачи - моджахеды Гражданской войны

На модерации Отложенный

Нет такого человека в нашей стране, который не видел бы знаменитого советского истерна «Белое солнце пустыни». Он снимался для того, чтобы оправдать установление коммунистической власти в Средней Азии, борьбу за «освобождение женщины Востока». На самом же деле картина стала ярким свидетельством того, как большевики, пришедшие к власти 81 год назад, уничтожали исламскую культуру, разрушали семьи, отвращали мусульманок от соблюдения норм Шариата и подрывали позиции Ислама в этом регионе.

Сопротивление безбожникам

Для молодой советской власти не было в России более серьезного соперника, нежели организованные исламские движения сопротивления. Мусульмане прежней Империи, вначале очарованные борьбой большевиков против несправедливой царской власти, их лозунгами о свободе, со временем все жестче начинали ей противостоять.

Как никто другой, эту позицию мусульман России по отношению к большевикам выразил пятый имам Дагестана и Чечни Нажмуддин Гоцинский: «…Когда на политическом горизонте взошло солнце свободы, люди в понятиях о свободе разделились. Одни из них захотели свободу, согласованную с Шариатом. Но… другая партия свободу понимает как социалистическую свободу».

«Эта последняя свобода, - утверждал Гоцинский, - освобождая народ от тирании царской власти, освобождает также и от Божьей власти и ее требований». Эту группу имам называет партией отступников от Шариата. Именно поэтому молодая советская власть встретила самое жесткое сопротивление в тех регионах страны, где очень сильны были позиции Ислама.

Одним из таких регионов являлся Туркестан, или современным языком, Средняя Азия. В этом регионе в гражданскую войну и в последующие годы мусульмане организовали самое масштабное сопротивление новой безбожной власти. Это движение в истории известно, как басмаческое, или движение басмачей.

Диверсанты от Ислама

Сам термин «басмачи» происходит от тюркского слова «басмак» – «нападать, налетать». Этим термином советская наука и пропаганда называла исламское повстанческое движение в Средней Азии, начавшееся с крахом царской власти и продлившееся в некоторых районах до конца 30-х годов. Сами же повстанцы называли себя моджахедами, или борцами за веру.

Для басмачей борьба с большевиками была именно джихадом – войной за свою религию, за свой образ жизни, за сохранение чести своих женщин, за неприкосновенность мечетей и мусульманской земли. Но коммунисты сделали все для того, чтобы очернить в истории образ туркестанских моджахедов и представить их бандитами и убийцами.

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселенные районы, ликвидировать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников большевистской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населенные пункты, а затем быстро отходить.

Их борьба с советской властью под лозунгами священной войны обеспечивала им поддержку значительной части верующих, национальной интеллигенции, исламских ученых и лидеров, а также панисламских кругов Турции и других стран. Исламские страны и другие мусульманские народы помогали моджахедам Туркестана оружием.






Полыхающий Туркестан

Отряды басмачей действовали особенно активно в Ферганской долине и прилегающих к ней высокогорных Алайской и Арцинской долинах, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хиве, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости.

Соединения насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Существенным стимулом для повстанчества служила политика большевистских властей в отношении мусульманского населения. Самое серьезное недовольство верующих вызывали меры, ломавшие традиционный уклад и образ жизни. В фильме «Белое солнце пустыни» этот момент показан комично, но четко: красноармеец Сухов ломает семью Абдуллы, отрывает жен от мужа, отвращает их от исламских норм и уговаривает скинуть с себя мусульманскую одежду.

Кроме того, большевики, несмотря на заявленный интернационализм, некоторое время запрещали допускать мусульман на правительственные должности в Туркестане. Да, и в последующем лишь немногие представители среднеазиатских народов могли рассчитывать на получение ответственных постов. В профсоюзы принимали только русских рабочих и т. д.

Если в 1918 основным центром движения сопротивления была Фергана, то в 1919–1920 годы оно распространилось почти по всей Средней Азии. В начале 1921 Красной армии удалось разбить главные отряды моджахедов в Фергане. При подавлении движения нередко уничтожались целые селения. Именем и усами знаменитого большевистского военачальника Семена Буденного до сих пор пугают детей в Средней Азии.

Причины поражения

В 1924 мусульманское повстанчество снова усилилось во многих районах в связи с засухой, голодом и широким недовольством населения политикой властей. Хотя большевикам удалось в основном разбить моджахедов в 1925–1926 годы, отдельные группы до начала 1930-х проникали в советскую Среднюю Азию из-за границы, в основном из Афганистана и Уйгуристана.

Численность басмачей в разные годы достигала до нескольких десятков тысяч бойцов. Одновременно по всему Туркестану действовали десятки повстанческих отрядов. Наиболее крупными лидерами басмачей были Иргаш, Мадамин-бек, Куршермат, Махкам-ходжа, Акбар-Али, Парпи, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и Ибрагим-бек.

Дополнительный импульс движение моджахедов получило в связи с насильственной коллективизацией в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Басмачи, прорывавшиеся в советский Туркестан из Афганистана, и повстанцы в туркменских Каракумах боролись с большевистской властью вплоть до второй половины и даже конца 30-х годов.

Последние группы повстанцев исчезли только после того, как в 1942 году Великобритания по договору с СССР обещала пресечь их нападения с территории Ирана и Афганистана. Основными причинами поражения басмаческого движения в противостоянии с большевиками были, конечно, общий упадок, внутренний кризис, а затем и крах Халифата, разрозненность мусульманских народов, отсутствие единой стратегии борьбы и четкого видения военно-политического будущего исламского Туркестана.

P. S.

Интересным фактом является то, что во время работы над фильмом «Белое солнце пустыни» местные девушки отказались участвовать в съемках в роли жен Абдуллы. Все кандидатки на женские роли были привезены из Москвы, но и их не хватало. В некотрых кадрах под паранджой, вместо женщин, находились солдаты.

Кроме того, в полной версии, в конце фильма жены убитого Абдуллы выбегают, бросаются к телу мужа и рыдают. Это эпизод был вырезан советской цензурой.

Тимур Юсупов