Британская разведка планировала диверсии против СССР

Штаб-квартира МИ6 в Лондоне Фото: londonist.com
Британские военные разведчики планировали во второй половине 1940-х годов ряд диверсий, которые могли бы подорвать растущее могущество Советского Союза. Об этом, как пишет британская пресса, стало известно благодаря рассекречиванию документов из Национального архива.
В 1947 году разработкой диверсией занималась секретная разведывательная служба MI6 по заданию военных властей, обеспокоенных возрастающим влиянием Москвы. Главным разработчиком программы был непосредственно директор MI6 Стюарт Мензис. Военная разведка разработала целый спектр предложений, от достаточно безобидных до настоящих терактов.
В целом предложения Мензиса можно разбить на две группы: подрыв экономики и подрыв политической системы.
Плановая система, как теперь известно, не слишком хорошо подходит для управления современной экономикой. Однако в послевоенные годы по многим причинам именно социалистические страны восстанавливали свое хозяйство быстрее капиталистических конкурентов. Так, например, еще несколько десятилетий назад Северная Корея жила богаче Южной.
Британскую военную разведку явно волновали темп роста советской экономики, и как способ подрыва планового хозяйства предлагалась распространять среди населения поддельные продуктовые талоны, поддельные деньги и документы. Идея подрыва экономики соперника путем внедрения фальшивых денег, в целом, не нова — она появилась вслед за распространением бумажных денег, чья нарицательная стоимость на порядки ниже реальной цены бумаги и чернил. Против России такое хитрое оружие применял еще Наполеон Бонапарт, без особого, впрочем, успеха.
Диверсии на железных дорогах, которые планировала MI6, тоже можно считать экономической мерой борьбы с советским режимом: железные дороги были тогда основной транспортной системой страны и сокращение их эффективности привело бы к значительным потерям не только для армии, чьи эшелоны и планировалось подрывать, но и для всей экономики.
Придумать шаги, которые могли бы пошатнуть политическую монополию Коммунистической партии в Советском Союзе, оказалось намного сложнее. Британские власти задумывались над этой задачей и до написания доклада Мензиса. Именно Британская радиовещательная корпорация — BBC — первая из западных радиостанций начала трансляцию своих передач на русском языке, чтобы донести британский взгляд на мир до граждан СССР. Регулярное вещание началось 26 марта 1946 года. «Голос Америки» присоединился в 1947 году, радио Ватикана — в 1948, радио Канады — в 1951. Только с 1953 года, за несколько дней до смерти Сталина, начало вещание радио «Свобода» (вначале «Освобождение от большевизма», затем просто «Освобождение»).

Глава MI6 Стюарт Мензис, осознавая наличие тотальной цензуры в СССР, предлагал различными способами запугивать советских чиновников, а также выставлять перед населением и коллегами их в нелепом свете. В некоторых случаях военная разведка предлагала устранять неудобные фигуры. Причем не пулей или ядом, а компроматом. В расчете на параноидальный контроль всего и вся сотрудниками госбезопасности, высокопоставленным функционерам предлагалось подбрасывать поддельные улики или совершать им сомнительные телефонные звонки.
Совсем в крайнем случае глава MI6 предлагал похищать советских руководителей таким образом, чтобы все считали их предателями и перебежчиками.
Достаточно детально разработанную программу MI6 правительство сочло неприемлемой. Эрнст Бевин, министр иностранных дел в лейбористском правительстве Эттли, счел, что расшатывать ситуацию в Советском Союзе слишком опасно. «Мы не сможем управлять силами, которые выпустим на свободу.
Я уверен, что это не самый удачный вариант в условиях войны», — написал он Мензису.
В результате как в Лондоне, так и в Вашингтоне, решили не слишком провоцировать Москву. Союзники опасались сразу после окончания Второй мировой войны развязывать новый конфликт, который по масштабам мог бы быть сравним с предыдущим.
Благодаря тому, что в западных странах, в Великобритании в частности, достаточно регулярно рассекречиваются старые архивные документы, сегодня можно составить приличное представление о том, насколько была вероятна война между бывшими членами антигитлеровской коалиции во второй половине 1940-х годов.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, к тому моменту, как основные силы Вермахта были разгромлены, начал опасаться того, что исчезновение общего врага приведет к новой войне: на этот раз между СССР и англо-американской коалицией. Весной 1945 года Черчилль дал указание Объединенному штабу планирования военного кабинета в глубоком секрете разработать операцию «Немыслимое».
Главной целью операции «Немыслимое» было вытеснение советских войск из Польши. Дело в том, что формальным поводом для вступления Великобритании в войну с Германией стало вторжение Гитлера в Польшу. Во время войны в Лондоне действовало правительство Польши в изгнании, и Британия рассчитывала на то, что именно оно и вернется в Варшаву после освобождения. Однако Польшу от немецких войск освободил Советский Союз, и Великобритания начала опасаться того, что Москва установит там марионеточный коммунистический режим (позже так и произошло). Черчилль был уверен, что Советский Союз представляет угрозу для свободного мира и считал, что если под контролем Москвы окажется и Польша, и Восточная Германия, то ее мощи будет практически невозможно противостоять.
Москва достаточно быстро узнала о подготовке сверхсекретного плана благодаря «кембриджской пятерке». В июне 1945 маршал Жуков получил приказ из Москвы укрепить оборону и детально изучить дислокацию английский и американских сил, после чего он провел перегруппировку советских сил в Европе.
Впрочем, Объединенный комитет начальников штабов Великобритании дал отрицательное заключение на план «Немыслимое». Дело в том, что весной-летом 1945 года в Европе у англо-американской коалиции было преимущество только на море и в дальней авиации. У Советского Союза было намного больше дивизий, в том числе бронетанковых, а также обычных самолетов. Военные предсказали, что в случае начала боестолкновений нужно будет готовится к затяжной войне.
После этого Черчилль отдал приказ разработать оборонительный план, на случай вывода части американских войск из Европы, после чего «русские будут иметь возможность продвинуться до Северного моря и Атлантики». Премьер приказал «продумать четкий план того, как мы сможем защитить наш Остров». «Сохраняя кодовое название "Немыслимое", командование предполагает, что это всего лишь предварительный набросок того, что, я надеюсь, все еще чисто гипотетическая вероятность», — написал Черчилль.
Новое издание плана «Немыслимое» военные подготовили к июлю. Политическому руководству страны предлагалось отказаться от планов по сохранению плацдармов в Европе, а оборону Британии предполагалось обеспечить флотом и авиацией, как в 1940 году. Правда, острова все равно были беззащитны от ракет.
В начале июля Консервативная партия Уинстона Черчилля потерпела поражение на всеобщих выборах в Великобритании и он уступил пост премьер-министра лейбористу Клементу Эттли. Новый глава правительства, как теперь известно, тоже размышлял над тем, как ослабить мощь Советского Союза, однако никаких решительных шагов так и не предпринял. В том числе благодаря этому рассекреченные документы воспринимаются сегодня как забавная новость, а не как открывшийся предвестник новой войны.
Комментарии
Избегая жизни светской,
Под английским псевдонимом "мистер Джон Ланкастер Пек",
Вечно в кожаных перчатках —
Чтоб не делать отпечатков, —
Жил в гостинице "Совейской" несовейский человек.
Джон Ланкастер в одиночку,
Преимущественно ночью,
Щёлкал носом — в нём был спрятан инфракрасный объектив;
А потом в нормальном свете
Представало в чёрном цвете
То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив...
................................
"Вот и первое заданье:
В три пятнадцать возле бани
(Может, раньше, а может — позже) остановится такси.
Надо сесть, связать шофёра,
Разыграть простого вора,
А потом про этот случай раструбят по Би-би-си.
И ещё. Побрейтесь свеже.
И на выставке в Манеже
К вам приблизится мужчина с чемоданом — скажет он:
"Не хотите ли черешни?"
Вы ответите: "Конечно".
Он вам даст батон с взрывчаткой — принесёте мне батон....
В.Высоцкий
В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:[4]
во-первых, СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы;
во-вторых, возникла необходимость немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения;
в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;
в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин;
в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение;
в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами;
в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…