Отдаленные поселки: жить или выживать?

На модерации Отложенный

Север Камчатки – родина Сергея Тавынина. Он родился в Карагинском районе, прожил там большую часть жизни и сейчас, перебравшись в краевую столицу, постоянно ездит в отдаленные поселки по работе. «Если бы условия на севере Камчатки были бы не такими тяжелыми, я бы жил там всю жизнь», - говорит он.

- Сергей Сергеевич, я так поняла, детство вы вспоминаете с ностальгией?

- Родился я в ныне закрытом селе Рикинники. У меня две младших сестры. Отец работал строителем, мать – воспитателем в детском саду. Но жили мы в советское время очень даже хорошо. В отпуск всей семьей летали регулярно. А сегодня и до Петропавловска добраться не у каждого денег хватит…

 

 

 

- Насколько это дорогое удовольствие?

- Сами посудите, билет из Петропавловска до Манил стоит 13 тысяч рублей. И обратно столько же. Каждый ли найдет у себя 26 тысяч, чтобы слетать в Петропавловск? А если он не один, а с семьей?

Кроме того, иногда приходится две недели ожидать подходящих погодных условий и вертолета, следовательно, проживать в гостинице. В Корфе, например, за сутки приходилось отдавать по 1000 рублей. При том, что кроме кровати и старого телевизора, в комнате ничего нет. В Каменском – 500 рублей за сутки, однако там нет ни туалета, ни ванной - лишь печка и кровать. А ведь пока там живешь в ожидании вертолета, чем-то питаться надо. Только вот продукты на северах в 2-3 раза дороже, чем в Петропавловске.

 

 

 

- А авиатехника не вызывает опасений?

- Да вертолеты все те же - старые. На них и садиться-то страшно… Правда, недавно один поновее появился, но летает он только в 2 района – Олюторский и Пенжинский. Поэтому если народ и выбирается, то, как правило, по нужде – в больницу, например. Но большая часть населения поселков сидят в них практически безвылазно.

 

 

 

- Заработать можно только во время путины?

- В основном, да – на рыбоперерабатывающих заводах. А еще, если повезло устроиться в муниципальное учреждение – детский сад, больницу, школу. Но большая часть населения работу найти не может, поэтому стоят на бирже труда как безработные и получают ежемесячное пособие в размере 2000 рублей.

Конечно, заработанного летом часто надолго не хватает, поэтому люди занимаются охотой, рыбалкой, собирательством ягод, грибов, дикоросов.

- У кого-нибудь есть личный автотранспорт?

- На машинах тут ездить негде – дороги все убитые. Зато почти в каждой семье есть снегоход для охоты и моторная лодка для рыбалки. Все это работает на бензине, литр которого стоит 100 рублей.

- А как обстоит дело с учителями, которым по краевой программе дают подъемные, выделяют жилье?

- Учителя к нам с Украины, Казахстана приезжают, но, как правило, долго не задерживаются. Одна знакомая украинская учительница, приехавшая по программе в Каменское, мне так и сказала: «Не могу здесь больше. Обратно хочу». Дома в этом поселке старые, вот ей такую квартиру и выделили – без ванной и удобствами на улице. К тому же, в этих квартирах холодно, несмотря на отопление. Понимаете, это 2-этажные бараки стоят с 80-х годов и кроме косметического ремонта они уже давно ничего не видели. А нового ничего не строится. Какой специалист здесь долго задержится?

 

 

- Как же там живут молодые семьи?

- Так и живут: либо с родителями, либо бабушка умирает – им полуразваленное жилье по наследству достается. Тут вариантов немного остается.

- Медицина, видимо, тоже не на высоте?

- Медицинских специалистов до сих пор критически не хватает. Только в Тиличиках еще есть более или менее укомплектованная врачами больница. Туда и вывозят людей из других поселков. В Аянке, например, есть лишь фельдшерский пункт с одним терапевтом. Что-то случилось – раз в неделю летают на санзадания.

- Что, так много больных?

- Только при мне вертолетом из Манил вывезли 25 человек, больных туберкулезом.

Их везли в Палану, где находится туберкулезный диспансер. И около 20 человек детей отправили на лечение в город. В общем, на севере очень много туберкулезных больных, так как местные аборигены наиболее подвержены этой заразе.

- А элементарно в аптеке все можно купить?

- Сложно сказать, так как сам там уже не живу. Однако родственники мне постоянно заказывают привозить какие-то лекарства из краевого центра. Видимо, даже если на севере они и есть, зато заметно дороже – в 5-6 раз по сравнению с Петропавловском. В Ачайваяме, например, многих лекарств вообще не сыскать, а что найдешь, то нередко просроченное.

- Наверное, то же касается и продуктов питания?

- Конечно, продукты завозят пароходом. Доставка 1-го килограмма груза обходится в 25 рублей. И добавьте сюда неизбежную накрутку, которую делают местные коммерсанты в своих магазинах. А если доставка идет из Тиличик, то получается и того дороже. Овощи-фрукты в Ачайваяме, например, разбирают сразу, несмотря на цены. Килограмм китайских яблок стоит 350-450 рублей. Вот еще некоторые цены: хлеб – 50 рублей; сахар – около 120 рублей за килограмм; гречка и рис – 120 рублей; макароны – 140 рублей; литровая бутылка растительного масла – 150 рублей; десяток яиц – 160-180 рублей; мясо – 500 рублей; упаковка молока в тетрапаке – 150 рублей (коров на севере нет нигде, кроме Ачайваяма); килограмм шоколадных конфет – 500 рублей. Кстати, в Хаилино время от времени происходит забой оленей, следовательно, местные жители могут купить мясо за 300-350 рублей. Да и бытовая химия – не дешевле. Кусок туалетного мыла, например, продается за 50-60 рублей.

Если кто-то вырывается в краевой центр, то закупает здесь родным и знакомым одежду, медикаменты, продукты тысяч на 50-60 разом и отправляет все это пароходом. Мы, отправляясь в командировку, заранее отправляем продукты в каждый поселок, куда нам надлежит ехать. Это большая экономия.

Однако сейчас начали открываться социальные магазины – там можно будет купить продукты по менее высоким ценам – на 20-30 % дешевле, чем в коммерческих.

- С такими условиями о нормально рождаемости, должно быть, не может быть и речи?

- Я бы так не сказал. В последние 3 года детей наоборот становится все больше – в детсадах не хватает мест. Может быть, люди стремятся получить материнский капитал…

- Чем же занимаются люди в свободное время, которого там много?

- Даже слишком много. Пьют почти все, особенно молодежь. Представьте себе, когда я приезжаю в командировку, то стараюсь на время найти рабочих на месте, чтобы сразу их обучить и начать работать. Так в последний раз я не смог найти нормальных непьющих ребят в возрасте 30 лет, которые могли бы что-то делать. При мне в Седанке закодировали около 100 человек. Комиссии, приезжающие на «севера», кодируют местных из года в год, только большинство из них через непродолжительное время снова ударяются в пьянство. И это при том, что пол-литра самой дешевой водки стоит 500 рублей. Поэтому многие берут этот продукт в магазинах в долг до очередной путины. А некоторые гонят самогон – и экологичнее, и дешевле (200 рублей за пол-литра).

- Почему люди не перебираются в Петропавловск, например?

- Кто может, перебирается. Но таких мало. Если бы здесь жилье давали, а снимать слишком дорого. Про покупку квартиры я даже и не говорю. Вот народ и сидит там безвылазно. Пока молодые, почти все хотят учиться - в Палане и Сосновке есть ПТУ. Если же кто-то вырывается в город и поступает в вуз(а это съем жилья, питание), то возвращается обратно в очень редких случаях.

- Сергей Сергеевич, вы – тоже уроженец севера Камчатки. Расскажите, как складывается ваша жизнь?

- К сожалению, почти все мои одноклассник спились. Я после окончания школы пошел работать на комбинат бытового обслуживания мастером бытовой техники в Оссоре. В начале перестройки мне удалось открыть в том же поселке свое предприятие по вылову и переработке рыбы. Оно продержалось до 1999 года. А потом я понял, что это большой риск (все зависит от рыбного или нерыбного года) и слишком большие вложения. Поэтому в 2003 году решил перебраться в Петропавловск. Я получил строительное допобразование, поэтому уже 14 лет занимаюсь строительством, в последнее время – в должности прораба. Иногда во время командировок подрабатываю ремонтом компьютеров, настройкой интернета и спутникового телевидения.

Мечтаю построить себе дом в Елизовском районе, поступить в ДВГТУ и учиться заочно на строителя. Хотелось бы однажды начать строить новые жилые дома на севере, ведь сегодня правительство начало выделять деньги на ремонт школ и детсадов.

Остальные мои родственники остались в Оссоре, но мечтают переехать в краевой центр. Я им, конечно, помогаю, чем могу.

Беседовала

Дарья ЧЕРНЕНКО.