НЕСПРАВЕДЛИВАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

На модерации Отложенный

НЕСПРАВЕДЛИВАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

 

В. А. Камышников

 

                                                                                            

«Все вдруг» – дополнение к команде,

требующее одновременного выполнения

данного действия всеми кораблями.

Устав корабельной службы ВМФ

 

Люди творцы и потребители цивилизации. Само существование цивилизации объясняется существованием (бытием) человека. Неопределенность и свобода составляли и поныне составляют подлинное бытие человека. Его бытие в условиях неопределенности и свободы является основой реальности и сосуществования человека с другими людьми. Только благодаря сосуществованию человек может реализовать свое я.

Важнейшими факторами, которые через сосуществование людей раскрывают перед человеком бесконечное число возможностей самореализации, наряду со временем, являются экономические и социально-правовые условия жизни. В этом смысле возможности дикаря в джунглях и человека из мегаполиса различны и несопоставимы.

Можно попытаться выделить из перечисленных факторов те, которые способствуют процессу самореализации. Видимо это такие факторы, при наличии которых расцветает экономика, наука и искусство – главнейшие области применения интеллекта человека.

Истории известны такие благоприятные периоды в жизни различных этносов. Для этих периодов характерно мирное течение жизни, без войн, междоусобиц и переворотов. В эти счастливые для большинства представителей этноса годы, проявляется тотальное законопослушание, преступления редки, наказания гуманны.

   Эпоха Западной Хань (202 г.н.э. – 265 г.н.э.) в истории Китая началась после свержения жестокого режима Цинь и превратилась в период социального и культурного расцвета. Это благостное время для большинства населения страны закончилось, когда к власти пришли «солдатские императоры» – Цзинь и погубили страну, отдав ее на разграбление северных и западных варваров, которые захватили Китай в 313 г.

   Другой благоприятный период в жизни Китая относится к 960 году, когда провозглашенный императором, полководец Чжао Куаньинь, основатель Сунской империи, покончил с раздробленностью страны, объединил под своей властью почти все земли Китая. Несколько десятилетий мира благотворно повлияли на развитие всех сфер жизни страны. Высочайшего уровня достигло искусство строительства, производство шелка и фарфора. Именно в это время были изобретены порох и компас, Началось книгопечатание с применением разборного шрифта. Оживилась торговля, открывались книжные лавки, создавались библиотеки. В Сунском Китае появились ученые и писатели, произведения которых не утеряли своего значения и поныне. Они и теперь поражают читателей глубиной мысли и красотой поэтической строки.

   Однако, после смерти Чжао Куаньиня процветание Сунской империи постепенно сменилось унылой порой неудержимого роста налогов, повинностей и поборов. Страна опять попала в зависимость к кочевникам и выплачивала им непосильную дань. Росло недовольство населения политикой власти, зачастую выливающееся в вооруженные восстания.

В периоды войн наблюдается ослабление человеческих начал (моральный фактор), этнос ослабевает, его раздирают внутренние противоречия, закон становится избирательным средством.

В 448 году Приск Панийский в ставке Аттилы, где он был в составе посольства, встретил грека. Грек рассказал о том морально-этическом кризисе, который переживала в это время Римская Империя.

   «Бедствия, претерпеваемые римлянами во время смутное, тягостнее тех, которые они терпят от войны... ибо закон не для всех имеет равную силу. Если нарушающий закон очень богат, то несправедливые его поступки могут остаться без наказания, а кто беден и не умеет вести дела, тот должен понести налагаемое законом наказание». Приск возразил, что законы римлян гуманнее и «рабы имеют много способов получить свободу». Грек ответил: «Законы хороши и общество прекрасно устроено, но властители портят его, поступая не так, как поступали древние». Римское право прижилось в Западной Европе, но античный Рим и Византия превратились в воспоминания.

Причем снижение моральных оценок может быть не менее опасным для жизни этноса, чем нападение сильного неприятеля.

Взаимные переливы прошлого и будущего образуют историчность человеческого бытия. Быть или не быть свободным, для него писаны законы или не для негочеловек решает сам.

Непринятие мира, отказ от подлинного существования связаны с тем уровнем справедливости и тем соответствием этому уровню институтов права принятых в обществе. Право – это всегда нормативный инструмент, и только инструмент поддержания справедливости.

Жизнь – это весы. На одной чаше – неопределенность и свобода, на другой – право и справедливость. Если перевесит чаша справедливости и права, то общество качнется в сторону тоталитаризма. Если неопределенность и свобода, то общество все больше криминализируется. Очень важно в обществе добиться баланса справедливости и свободы, неопределенности и права.

Тоталитаризм предполагает всепроникающее главенство справедливости. Зарегулированы все экономические и социально-правовые отношения. Снижается уровень мотивации к труду из-за справедливого (поровну) распределения создаваемого богатства вне зависимости от уровня трудового вклада. И, как мы знаем, общество скатывается к справедливости бедных.

Правовые нормы гипертрофируются, исчезают целые институты права, состязательность процессов становится формальностью. Решения принимается все больше в соответствии с телефонным правом (так надо).

Все большее число людей не принимают существующее общество, и старается уйти из него. Пример такого массового ухода – это бегство немцев из ГДР в ФРГ во второй половине прошлого века. Правительство ГДР вынуждено было построить железобетонную стену в Берлине, чтобы остановить этот поток.

Другая крайностькриминализированное общество предполагает главенство сильного над слабым. Экономические и социально-правовые отношения разрешаются не на основе норм права, а по понятиям. Снижается уровень мотивации к труду, так как созданное богатство присваивают сильные мира сего. Правовые нормы гипертрофируются, постепенно исчезают (уничтожаются физически, покупаются) институты права. Все большее число людей не принимают криминализированное общество и стараются уйти из него. Пример такого массового ухода – это бегство афганцев из своей страны во время гражданской войны.

Видимо, нет чисто криминализированного общества или чисто тоталитарного. Каждое общество имеет определенный уровень тоталитаризма и криминализации.

Здоровое общество должно иметь и поддерживать баланс между ними. Удовлетворительный баланс между криминализированным обществом и тоталитарным обеспечивается демократическими институтами власти.

Этот баланс не навсегда застывшая форма, он требует постоянной корректировки. За примерами далеко ходить не надо. Так в США время от времени вспыхивают беспорядки, в которых люди протестуют против бедности, а в последнее время по благополучным странам Западной Европы прокатилась волна нешуточных протестов против глобализации экономики. Эти сигналы сообщают, что в «благополучных» западных странах не все благополучно на весах справедливости и воли.

Важнейшей областью деятельности человека является его участие в экономической жизни общества. Человек участвует в создании материальных и духовных благ с момента своего рождения и до самой смерти и даже после нее. Мы до сих пор читаем А.С. Пушкина, а он давно умер, но и после смерти дает нам непреходящие душевные переживания.

Мотивации к труду и, соответственно, уровень участия человека в трудовом процессе зависит во многом от того: принимает он или не принимает экономический и социально-правовой механизмы управления обществом. Считает ли он их справедливыми, и на сколько справедливыми, по тому как они оценивают его трудовой вклад, и справедливо ли в обществе распределяются создаваемые материальные и духовные богатства. Создание духовных богатств, возможность творить, часто является решающим фактором для творческой интеллигенции при решении проблемы сосуществования с обществом. Мотивация к труду в конечном итоге определяет скорость прогресса экономики, а значит и науки, и искусства.

Примером положительных тенденций мотивации труда может быстрый рост экономики «Азиатских тигров». Это Южная Корея, Япония, Таиланд, Малайзия и др.

Протестное движение носит не только экономический характер. Достаточно упомянуть бритоголовых в ФРГ или у нас в России, которые выступают с националистическими лозунгами. США и страны Западной Европы имеют очень высокий уровень жизни всех слоев населения, в том числе и бедных. Тем не менее, что-то в балансе (баланс справедливости и свободы, неопределенности и права) не так, что-то нужно поправлять не только у нас, но и там у них.

Терроризм – это интернациональное бедствие. Оно затрагивает простых людей, как из богатых, так и из бедных стран. Мир борется с терроризмом – уничтожая их. Уничтожает следствие. Но не ищет причины появления терроризма. И тем самым только расширяет ряды не принимающих современное устройство мира, ряды людей покидающих наше общество.

Видимо нужно что-то менять в устройстве нашего мира. А что – так это нужно спросить у тех кто его, общество, покидает и тех, кто в этом обществе остается. Это и будет первым шагом в направлении поиска нового баланса.

Справедливость означает одинаково, поровну для всех. Это понятие заложено глубоко в психику человека, видимо, с тех времен, когда существовали большие семьи – племена. И принцип справедливости позволял таким семьям выжить в трудное время, а оно у них в то время чаще всего было таковым. Мотивации к труду в то время были в большей степени моральные. Самый сильный, самый смелый, самый ловкий и т. д. Хотя сильных, наверное, и тогда хотя бы тайно чуть лучше кормили, чтобы поддержать их силы, и чтобы они и в дальнейшем могли принести неизмеримо большую пользу племени, чем другие его члены. Не справедливо? Да, но необходимо.

Так что же такое справедливость? Может это несправедливая необходимость.

Любая государственная система поддерживает справедливость, или точнее несправедливую необходимость в понимании данной государственной системы. Эта поддержка связана с некоторой степенью зарегулированности экономических и социально-правовых отношений, но и допускает какую-то степень неопределенности и свободы как условия здорового бытия человека. Даже в условиях заключения человек имеет определенную свободу.

Важно, чтобы государственная система поддерживала у населения ощущение баланса свободы и справедливости, неопределенности и права. Распределение не должно быть поровну, а должно быть в соответствие с тем вкладом, который человек вносит своим трудом в создаваемое богатство. Величина вклада должна быть правильно оценена и соотнесена с тем уровнем несправедливой необходимости, существующем в данном обществе. Этот уровень обеспечивает максимальную степень мотивированности труда для всех слоев населения и минимальный уровень ухода людей из общества.

Уровень несправедливой необходимости повышается по мере движения к криминализированному обществу из тоталитарного общества, но при этом мотивации к труду вначале периода возрастают, а потом начинают убывать. Нужно уловить точку максимальной мотивированности труда и удерживать ее. Мощность этой точки определяет максимально возможные темпы прогресса во всех областях человеческой деятельности.

Россия с конца 80-х годов прошлого столетия осуществила переход от развитой тоталитарной системы к не менее развитой криминальной системе. В том числе прошла, не заметив точку максимальной мотивированности труда. Россия прошла эту точку в начале 90-х годов прошлого века, когда развивалось кооперативное движение. Оно вскоре было задушено локомотивом криминальности. А жаль. У России был шанс прогрессировать с высокой скоростью. Сейчас эта точка, если ее найти, имеет куда меньшую мощность. Но ее нужно искать, очевидно, двигаясь в сторону тоталитаризма.

Чем ближе эта точка, тем ближе наше общество приблизится к смыслу эпиграфа. Все вдруг, а это возможно, если все доверяют власти, а через нее друг другу.

Как же найти эту точку – точку баланса тоталитаризма и криминальности, точку баланса права и неопределенности, точку баланса свободы и справедливости. Как найти точку несправедливой необходимости, а найдя ее поддерживать общество в этом состоянии. Наверное, кроме опыта экспертов-профессионалов юристов со всех концов страны, привыкших выслушивать разные стороны в спорах, взвешивать на весах правосудия доводы сторон найти что-то другое для реализации этой задачи сложно.

Новая структура над властью – высший суд, который определяет уровень права и уровень неопределенности, уровень свободы и уровень справедливости. То есть определяет уровень несправедливой необходимости, точнее выявляет этот уровень не где-то и не какой-то, а именно тот, который существует в обществе в данное время.

 

Библиографический список.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., Азбуковник, 1999.

2. Новый завет. The Gideons international.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I-IV.- Санкт-Петербург, Диамант, 1999.

4. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа.-М., ЭКСМО-Пресс, 2000.

5. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., Мишель и К®, 1993.

6. Храбрые русичи, М., Московский рабочий, 1986.

7. Зеньковский В.В. История русской философии".-YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve, 1989.

8. Карамзин Н.М. "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", 1811.

9. Гумилев Л.Н. "От Руси до России". М., 1980.

10. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1980.

11. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.: Экономика, 1976. - 317 с.