Двухкомнатная стоит 60 тысяч долларов. На селе, вдумайтесь!
Корреспондент встретился с жителями Сморгонщины, которые уже несколько лет пытаются построиться с привлечением банковских кредитов, но условия кредитования такие, что выплаты должны в разы превышать их доходы.

Единственный в Гродненской области жилищный кооператив, прописан в сельской местности, базирующейся в деревне Залесье на Сморгонщине. Но от мечтаний о предстоящих новоселье "кооператоров" должны отрываться на более прозаические вещи - выяснять, почему так хаотично меняются условия кредитования. Если на этапе формирования сообщества три года назад обещалось заем под 1% годовых на 20 лет, то финансовый кризис 2011-го цифры откорректировал: согласно президентским указом, датированным январем 2012 году, когда человек живет и работает на селе, процент по такому займу должен составлять 3%. Если там только живет, а ездить на работу в город, - 6%. Теперь же отсылают к нынешней постановления Совета министров, которая повышает ставки до 14% и 16% соответственно.
Застройщики говорят, что такие условия практически перечеркивают их надежды на собственного жилья. Только для того, чтобы открыть кредитную линию, нужно предварительно внести в среднем 50 миллионов рублей - 10% от стоимости двухкомнатной квартиры. Но с зарплатами в 3 миллиона претендовать на кредит невозможно.
Участница кооператива Нина Кинько говорит, что люди попали в заколдованный круг: "Дело в том, что в деревне просто нереально внести 10% от стоимости жилья - опять же, при деревенских заработках. Близко нет не то что 10 миллионов, а даже 5 миллионов, а нужно сразу вносить 50 миллионов! И это еще самое меньшее - для того, чтобы только открыть кредитную линию. У нас проектно-сметная документация полностью оплачена - 100 миллионов рублей мы внесли. Но чтобы мы знали, что будут такие цены, никто из нас не строился бы, не пошел бы в этот кооператив. Потому что планировалось финансирование совсем иное. А то получается, что двухкомнатная квартира в деревне стоит 515 миллионов рублей - 60 тысяч долларов. На селе, вдумайтесь! Да мы согласны даже на это, только чтобы хотя проценты были соответствующие. Чтобы была реальная сумма, которую можно выплатить из зарплаты ".
Сельчане говорят, что по новым условиям, определенных правительством, квадратный метр жилья для них выходит еще дороже, чем в райцентре. А с учетом повышения кредитной планки, как говорит местный житель Юрий Жалевич, видимо, идет когда-то обещанное "сближение" деревни со столицей:
"У нас выходит, что за двухкомнатную квартиру надо платить где-то 5 миллионов 150 тысяч рублей. Это на месяц и без" жировки ". Трехкомнатная квартира - примерно 6 миллионов 700 тысяч рублей, что просто нереально. Плюс еще внести те 50 миллионов. Даже в Сморгони квадратный метр стоит 6 миллионов рублей, у нас почему-то - более 8 миллионов. В Минске можно построиться за 1200 долларов за метр, а здесь - 1000. Если средняя зарплата в Минске уже больше 700 долларов, то, видимо, и по деревне необходимо поднять зарплаты миллионов до седьмого Ладно, мы согласны: у нас маленький, 18-квартирный дом, поэтому будет и дорогой квадратный метр. То есть мы даже согласны на 8 миллионов 470 тысяч за метр. Но нас не устраивают проценты. Мы хотим подойти не под постановление Совета министров, а под указ президента ".
Председатель кооператива Наталья Сафронова говорит, что в попытке получить помощь люди поэтапно прошли "Беларусбанк", руководителей Сморгонского райисполкома и высоких начальников в Гродно, районных управление капитального строительства, структуры госконтроля, попали на прием к своему "народного избранника" - депутата Палаты представителей Валерия Кокаш . Ходоков везде обнадеживали, что вопрос из ряда тех, который решаются, но воз и ныне там:
"Согласно постановлению" Беларусбанка "№ 10:23, кредитная линия у нас должна была открываться в феврале, за месяц до начала строительства.
Однако цены на квартиры нам дали только 7 марта. И мы никак не могли ее открыть, даже если бы очень хотели. То есть еще в январе был известен квадратный метр, но нам его не предоставили. Мы заплатили 14 января, уже должна была состояться экспертиза, что на основании расчетов будет кредитование. Но мы про реальную стоимость узнали только в марте. Теперь не знаем, как здесь чего добиться. Дом, кстати, начали строить в прошлом году, в декабре, даже в конце ноября. Первый фундамент под ноль сделан, коммуникации проложены, но выходит, что дальнейшая его судьба неизвестна. Неужели так проблематично в чем-то помочь, чтобы довести до ума какой-то один 18-квартирный дом? Тем более если они сами все профукали. Это же не мы придумали., обидно. Сейчас вот смотрим, как стоят эти руины ".
Не выяснив с государственными структурами, застройщики обратились к Сморгонскому правозащитнику Алесю Дергачеву. С его помощью подготовлено письмо в администрацию президента с просьбой дать оценку тому, как государственные ведомства "поднимают деревню".
Алесь Дергачев: "В постановлении Совета министров написано, что льготный кредит дается, исходя из 4 миллионов 600 тысяч рублей за квадратный метр. Но реально метр стоит свыше 8 миллионов, что чуть ли не вдвое больше. На остальное, говорят, берите кредиты под 14 - 16% - то есть на сумму, которая превышает лимит. На что люди отвечают: у нас зарплаты 3-3,5 миллиона рублей, и мы не можем даже по банковским требований взять кредит. То есть, банк не может дать кредит, так как в их зарплаты маленькие. В результате попали в замкнутый круг: свободных денег не хватает, а кредит не могут взять. Да получается такой кредит, что нужно больше чем по 5 миллионов рублей платить каждый месяц. Написали заявление в администрацию президента, чтобы там скоординировали все министерства и решили вопрос кредитования для таких вот сельских "кооператоров". Тем более, в Беларуси очень мало кооперативов, строящихся в сельской местности. На Гродненщине такой вообще только один ".
Тем временем 18 семей сельчан, которые хотят, но из-за финансовой недостачи не могут заполучить собственный угол, вынуждены ждать - либо резкого повышения зарплат, либо большей доступности кредитов:
"Нет у нас пожилых людей, пенсионеров. В основном до 40 лет, только два человека чуть постарше. Остальные, вот посмотрите, молодые стоят, кому негде жить. Буквально все на квартирах. В городе давно уже построились бы, а деревню загоняют в такое положение. В Сморгони возвели два микрорайона, а в Залесье не могут осилить один дом. Когда мы возмутились неподъемностью 50 миллионов первого взноса, нам посоветовали: как нет денег, то можно в банке взять - под 41% на пять лет. Выходит еще около двух с чем-то миллионов ежемесячно. Это плюс к тем 5 миллионов, которые нужно платить за саму квартиру. То есть надо зарабатывать под 10 миллионов. Но чтобы были такие зарплаты, то зачем мне тогда брать такую огромную сумму? Зачем мне при хорошем заработке кредит вообще? Но мы проходили как льготная категория, чтобы на человека не было 3 миллиона рублей ".
Средняя стоимость типового дома составляет 100 тысяч долларов, при том, что ремонта он требует практически сразу же после торжественной сдачи. Но главное, что приватизировать эту недвижимость практически невозможно - для домов, построенных в агрогородках согласно указу президента, порядок приватизации другой. К тому же с учетом "новизны и доброкачественности" их себестоимость сравним со столичным жильем, поэтому дешевле купить квартиру в райцентре. По сути, агрогородки - прототип арендного жилья, которое начали возводится в Минске: не своё и дорого.
Игорь Корней
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Не понимаю,зачем строить за 1000 долларов квадрат,если можно купить на вторичном рынке за 200?Вообще статья-полный фейк.Не понимаю, где автор взял что средняя стоимость типового дома 100 тысяч?Да за 100 тысяч можно купить хороший дом в Гродно или в пригороде Гродно,где цены на порядок выше районных.
описана ситуация, когда человек хочет быть богатым и счастливым за счет государства. То есть остальных.
Мне их не жалко.
Адам Смит
От -- СОЦИЯЛЬНООРИЕНТИРОВАННОГО.
Страшно даже предположить.
Если я правильно понял, то случилось то, что случилось - служебное жилье стало только служебным без всяких 10 лет.
И это правильно.