Детский концлагерь на территории Беларуси: забыть нельзя
На модерации
Отложенный
По легенде деревню Красный берег в Гомельской области назвали из-за того, что яблони редкого сорта цвели красным цветом. Сегодня это страшное место. Здесь находился один из 14 на территории Беларуси детских концлагерей.
Вот посетителей «встречает» тоненькая, хрупкая бронзовая девочка-подросток с поднятыми над головой скрещивающимися руками. Подчеркнуто длинные (будто недетские) пальцы широко разведены. Она как бы защищается от некоего неотвратимого ужаса, но уже осознает, что нет даже мизерной надежды на спасение, ибо она, на которой лишь простенькое платьице, уже в самой гуще беды. Это впечатление усиливает и остроскулый ее лик: голова приопущена, а глаза глядят мимо всех — в край квадрата из красного щебня, в котором стоит ребенок. Этот взгляд — как укор: вы меня не защитили, никто, ни один…
Здесь, в Красном Береге, был апробирован новый — «научный» — метод забора крови. Детей подвешивали под мышки, сжимали грудь. Для того чтобы кровь не сворачивалась, делали специальный укол. Кожа на ступнях отрезалась — или в них делались глубокие надрезы. Вся кровь стекала в герметичные ванночки. Тела ребятишек увозили и сжигали.
Только на территории Беларуси было 14 детских концлагерей, где у ребятишек выкачивали кровь для раненых солдат вермахта.
Один из гитлеровских детских «кровозаборных» концлагерей и располагался в Красном Береге. Непосредственно на этом месте был создан мемориал.
Окружает весь комплекс молодой яблоневый сад… Местные краеведы рассказывают, что поэтическое название их деревни — Красный Берег — родилось от необыкновенного сада, который когда-то вырастил здесь некий ботаник Незведский. Это были красные китайские яблони. Они имели коричневые стволы, цвели красным «дымом» — и в положенный срок на них появлялись красные плоды. Ботаник тот словно чувствовал, что некогда здесь прольется много ярко-красной детской крови…
Площадь Солнца. К ней ведут восемь лучей: один — черный, остальные — золотистые. Последние пронизывают путь к детским мечтам, черный же ведет в искаженную войной реальность… На нем в три ряда стоят выполненные из прочного бетона белые школьные парты, всего их 21. Они символизируют обычный по тем временам большой школьный класс.
Ясно, что за эти парты дети никогда не сядут… Вернее, приезжающие сюда школьники и взрослые за них садятся (это не возбраняется) — но только для того, чтобы глубже вообразить всю трагедию случившегося здесь в годы гитлеровской оккупации.
Это только один класс, а ведь в годы своего хозяйничанья на чужой земле немцы уничтожили в Беларуси 13 тысяч школ — десятки тысяч подобных классов…
Белые паруса «бумажного кораблика»: это скульптурная метафора воплощения никогда не сбывшихся мечтаний погибших детей (здесь черный луч обрывается). На парусах — отлитые в металле десятки самых распространенных славянских имен, которые были взяты из «отчетных документов» фашистских детских концлагерей. Оля, Настя, Тема, Петя, Вера, Лена, Олежка, Марина, Зоя, Аркаша, Арина, Сима, Витя…
За корабликом — 24 витража с рисунками детей нескольких послевоенных лет. Они были отобраны из архива студии известного минского педагога Сергея Каткова (у которого когда-то учился и архитектор Левин). В белых рамах — принцессы, цветы, птицы, цирковые артисты…
— Рисунки эти излучают радость, а не горечь, — говорит автор проекта Леонид Левин. — И я подумал, что это будет светлое воспоминание о всех детях той военной поры, погибших и выживших. Предлагались разные варианты, но мне показалось, что именно работы студийцев послевоенных лет будут наиболее искренними и близкими идее, заложенной в мемориале.
На черной школьной доске в «мертвом классе» письмо Кати Сусаниной, оно было опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года. А нашли его при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов в освобожденном райцентре Лиозно, что в Витебской области. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». В Лиозно белорусская школьница находилась в рабстве у одного из знатных оккупантов и 12 марта 1943 года, в день своего пятнадцатилетия, более не в силах терпеть издевательств, покончила жизнь самоубийством. Перед тем как повиснуть в петле, она написала письмо отцу, который был на фронте.
«Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи.
Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу, мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон!». И офицер выстрелил маме в рот…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, — и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», — сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник, тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучаться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина.
Март, 12, Лиозно, 1943 год.
P. S. Мое сердце верит: письмо дойдет».
Ныне это письмо хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории в числе документов Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Идея же увековечить его на школьной доске «детской Хатыни» принадлежит писателю Василю Быкову.
С обратной стороны классной доски — сломанная, искалеченная карта современной несломленной Беларуси. На ней обозначены лишь места, где находились детские лагеря, подобные «Красному Берегу».
Комментарии
массово гнобившее там цвет Русской нации.
Фашистские подонки всего лишь поставили на поток это богопротивное дело.
Фашисты циничные и безнравственные подонки-прагматики, им нужна была юная славянская , энергетически мощная кровь для своих солдат-убийц,
егудоны же испокон веков использовали кровь славянских младенцев для своих ужасных и чудовищных каббалистических ритуалов.
И неизвестно ещё какие из этих подонков хуже , фашисты или талмудисты!
И на самом деле это лагерь НКВД для детей репрессированных.
А настоящую свободу России и Белоруссии несли фашисты!
Вот как такого назвать?
Только сионофашик и нелюдь, но кошерный..
Не надо быть таким строгим!
«Письмо 13-летней девочки» - это, всего лишь, элемент декоративного оформления комплекса.
Был бы подобный документ, его бы воспроизвели полностью, как дневник Анны Франк или Тани Савичевой.
И текст этого письма написан, даже не журналистом, а каким-нибудь редактором газеты Правда, который хорошо знал интеллект и слезоточивость принимающей комплекс комиссии, а не детскую психологию.
Важно другое, что, действительно, Белоруссия подверглась, неслыханному по жестокости, уничтожению фашистами. И там гибли не только взрослые……...
И действительно, нам сегодня – «Детский концлагерь на территории Беларуси: забыть нельзя»
Кстати, в судьбе семейства франков сыграли каждый свою роль парочка евреев (в концлагере это был всемирно известный доктор йозеф менгеле), а путёвку туда её семейству (кой-какие члены из неё опять-таки "чудом" выжили) выписал эсэсовец Карл Йозеф Зильбербауэр. Ну, это так, уточнение к "проблеме лохокоста".
Славяне – народ, который одинаково - и жестокий, и слезливый.
И еще придающий большое значение, даже не слову, а буквам!
В любом тексте, читатель всегда ищет - или подтекст, или слово божье.
Поэтому любой начальник цензурирует любой текст, написанный не им.
А в политических и социальных проектах, даже сегодня, цензура доходит до идиотических высот.
Не удивительно, что при любом художественном оформлении, художественности или документальности текста придают мало значения, а вот «правильности» первостепенное.
Это даже на нашем форуме заметно.
Если есть возможность, вчитайтесь в стилистику!
Это письмо не ребенок писал, а дядя с погонами!
=
Она была террористкой, сжигавшей дома, где жили крестьяне. Правильно ее казнили.
А касательно письма - да, умаляет, как любая ложь.
Вы можете доказать, что статья - НЕ сталинская пропаганда?
Вы «антисоветчик»? С таким ником? Вах!!!!!
Думаю, что настоящая Ashley Judd, даже не знает, что такое – «Почетная грамота»!
Конечно, Вы правы!
Факт убийства фашистами детей – это Сталинская пропаганда!
Вот если бы в статье было бы написано, как фашисты посылали белорусских детей на курорты в Италию – статья была бы Антисоветской!
За последнюю неделю я начиталась такого, что уже не верю никому.
Доблестные советские воины-освободители, как оказалось, вовсе не белые и пушистые, а фашистские захватчики - не дьяволы во плоти.
Я хочу знать факты. Их есть у вас? )))
Слез и соплей я пролила за эти дни немеряно.
Что сказать?
Что "на территории Беларуси во время войны детских концлагерей" не было, а были пионерские лагеря и дома отдыха взрослых с детьми?
Вы считаете, что фашист, увидев мальчика с винтовкой, как на фото, дал ему конфетку и погладил по головке?
Дайте пару-тройку приличных ссылок не только на русскоязычные ресурсы, плз.
Впрочем, я смогу найти сама.
Вы считаете, что русский дикарь, увидев мальчика с винтовкой, как на фото, дал ему конфетку и погладил по головке?
)))))))))))
http://hedrook.vho.org/library/prussia.htm
Тебе хорошо! Ты американка, хотя и кинозвезда!
Если да, то какой вам смысл разговаривать со мной? вы ведь кроме лозунгов ничего не предлагаете, а мне скучно читать лозунги. Я хочу факты. ))
На самом деле молодые парни и девушки Родину защищали,жизни своей не жалели.
Я читала вот что http://hedrook.vho.org/library/prussia.htm .
Это мало похоже на защиту.
Комментарий удален модератором
Спасибо автору и Юрию Степанову.
http://dom3d.livejournal.com/373628.html
Даже если бы белорусы говорили, что фашисты жрали их живьём, им я это прощу. Каждый ЧЕТВЕРТЫЙ белорус пал на этой войне. Они право имеют.
А с кровью не фальшивка, а чистая истина. Просто народная молва исказила факты.
Брали кровь шприцами. Берут кровь смотрят не потерял ли сознание Дитя. Потреля нашатырь. Но сдачу не прекращают. Ушел сам хорошо. до следующего раза.
При той кормёжке восстановиться, по хорошему, не получится. В следующий раз опять.И так до тех пор пока нашатырь не действует.
После этого на ремень. Срезают кожу. и кровь собирают на гемотоген. Знаешь такое лекарство? Делается из бычьей крови, но из ДЕТСКОЙ "лучше" Как тебе этого не знать чистоплюю.
Это мне рассказал мой дядя. Он служил шофером в 49-52 в смерш/НКВД. Разгромили схрон с продуктами и он хотел съесть такой гемотоген. Ему объяснили. С тех пор до рвотного рефлеса. Сам был ранен, но гемотогена есть не мог.
А почему об этом нет в официальных источниках, но сказал так: Раскажи это и НИКТО его есть не будет. Хоть и из бычьей крови. Он и мне давал его есть в детстве лекарство полезное.
Кстати дядя жив. Старый почти не ходит но живой.
После такого (защиты нелюдей!!!!!!!!) называть себя человеком, НИ КТО права не имеет(Ъ)
Пока не настанет время, когда ни одна тварь гадить не осмелится - до тех пор и "они" = Мы
Посмотрите в Сети воспоминания мамашки (под фамилией Керштейн) некоего дельца под кликухой "антон носик". Она любит рассказывать как дружно её родители перебрались всем своим кагалом из Беларуси в Москву и жили закрыто от всех окружающих. Вот они -то и гадят, ведь бочку мёда может изгадить даже капля дерьма, а в России его шибко много. Куда ни плюнь, попадёшь в позДнера и Ко...
Комментарий удален модератором
«Война... А пахать надо...
Мама, сестра и брат поехали в поле. Лен сеять... Они поехали, а через час, больше не прошло, бегут женщины:
— Твоих, Дуня, постреляли. На поле лежат...
Осталась я одна с маленьким своим племянником. Моя сестра недавно родила, а ее муж был в партизанах. Вот с этим мальчиком...
Маленький ко мне лезет... Грудь просит... Молока... Оттяну ему сосок, цокает, цокает и заснет. Где он простудился? Как заболел? Сама малая, что я понимала. Кашляет, кашляет. Есть нечего. Коровку уже полицаи забрали.
И мальчик умер. Стонал-стонал и умер. Слышу? Тихо стало. Подняла тряпочки, он черный лежит, только лицо белое, чистое осталось. Белое личико, а сам весь черный».
Дуня Голубева, 11 лет
Был я там. Привезти бы туда этих мечтателей о сосисках и мордой в бетонные плиты, пока вся дурь не выветрится.
Вот, кстати, это стихотворение в исполнении автора: http://www.youtube.com/watch?v=fNz6fOdk7e4
Нечего асфальт дерьмом пачкать, не экологично.
Тёща у меня в 9 лет, с сестренкой 7 лет, были угнаны из Псковской и пронли через этот ад.
Освобождены были в Польше
Их мама всю блокаду была в Ленинграде.
После освобождения Псковской не найдя дочек, не надеялась их увидеть.
Но все обошлось и они выжили..
Страшнее детского концлагеря быть уже ничего не может!
Прослушайте: http://www.mus3.ru/melody/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81
<small>Прослушать или скачать Поющие гитары Саласпилс бесплатно на Простоплеер</small>
Комментарий удален модератором