"Много денег тоже плохо"

На модерации Отложенный

Глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке выступил с обширным анализом уязвимостей американской финансовой системы. Его речь, как всегда, была очень осторожной, однако о многом говорит уже сама заявленная тема.

Реакция рынков на выступление Бернанке была сдержанной. Биржи США в пятницу закрылись ростом. Индекс Dow Jones вырос на 0,24%, NASDAQ — на 0,8%. Индекс широкого рынка S&P 500 прибавил 0,43%, с начала года он поднялся на 14%, примерно на столько же вырос банковский индекс KBW, включающий акции 24 крупных финансовых институтов, таких как Bank of America Corp. 10-летние казначейские облигации США выросли в доходности до 1,9% после минимума в 1,62% 2 мая.

Бернанке видит серьезные риски для экономики страны. «Основной вопрос — как система поведет себя в случае падения одного из брокеров-дилеров или другого крупного заемщика», — сказал он в пятницу, выступая с речью на конференции в Чикаго 10 мая. Есть «устойчивая тенденция», когда участники рынка берут на себя повышенные риски в то время, когда макроэкономическая ситуация стабильна». Однако, по его словам, это «палка о двух концах».

Стабильность может притупить чувство осторожности при принятии решений участниками рынка, предупредил Бернанке. Возрожденную уверенность в том, что некоторые банки «слишком большие, чтобы обанкротиться», он назвал «очень большой проблемой».

Опасения Бернанке все еще вызывает кредитование ценными бумагами, которое остается «потенциально очень непрочным». Уязвимыми глава ФРС считает и взаимные денежные фонды. «Риски здесь повышаются, поскольку казначейство больше не может гарантировать вложения инвесторов в денежные фонды», — подчеркнул он. Рынок РЕПО (сделки с обязательством обратной сделки) вызывает особую настороженность. Бернанке беспокоят трехсторонние РЕПО (при которых предмет сделки передается третьей стороне — банку, клиринговой палате или депозитарию, и уже она отвечает за поддержание достаточной стоимости обеспечения в течение срока транзакции), в которые обычно вовлечены такие крупные банки, как JPMorgan Chase или Bank of New York Mellon. «Нужно дополнительно потрудиться, чтобы должным образом приготовить инвесторов и прочих участников рынка к потенциальным последствиям дефолта крупных участников рынка РЕПО», — пояснил глава ФРС.

Бороться с перечисленными рисками Бернанке намерен, улучшая мониторинг и систему стресс-тестов финансовых организаций. Он рассказал, что ФРС и казначейство работают над улучшением наблюдения за рынком трехстороннего РЕПО.

Одновременно Бернанке высказался за требование повысить уровень собственного капитала банков. Со времен Великой депрессии (30-е годы ХХ века) мы не видели таких обширных изменений в системе финансового регулирования, как закон Додда--Франка в США и международные соглашения «Базель III» (по улучшению устойчивости банков за счет роста их капитала и ликвидных резервов), подчеркнул Бернанке.

«Вместо того чтобы пытаться каким-то образом ограничить рост бизнеса банка, в частности устанавливая максимально допустимый размер кредитной организации, лучше удостовериться в том, что крупные кредитные организации имеют достаточный собственный капитал высокого качества.

Это было бы грамотным приложением усилий», — считает он.

Бернанке не сделал специальных пояснений по поводу дальнейших действий ФРС по программе «количественного смягчения».

В первомайском меморандуме ФРС говорилось, что регулятор «готов как повысить, так и сократить темпы покупки» облигаций в рамках беспрецедентной для США стимулирующей программы. Программа ФРС, известная как «третье количественное смягчение», или QE-3, была принята на заседании ФРС в сентябре 2012 года. Она предусматривала выкуп облигаций на $40 млрд в месяц и не имела определенных сроков, за что получила второе название «бесконечное количественное смягчение». В декабре объемы выкупа увеличили до $85 млрд за счет скупки на баланс ФРС госбумаг США.

Облигации (государственные и ипотечные) на балансе ФРС выросли с $2,58 трлн в сентябре до $3,04 трлн в настоящий момент. Поэтому столь быстро растут биржевые индексы, так как в обмен на низколиквидные ценные бумаги ФРС предоставляет банкам свободные деньги.

Фондовые рынки США бьют исторические рекорды. Экономический рост в I квартале 2013 года возобновился после провала в IV квартале 2012-го (2,5% против 0,4% в годовом исчислении). Безработица в США сократилась до 7,5% с 8,1% в августе (впрочем точность учета безработицы вызывает обоснованные сомнения). В целом официальная статистика выглядит так, что ситуация в экономике США начала улучшаться, а фондовые рынки несколько «перегрелись».

Именно поэтому источники среди чиновников США сообщают, что ФРС готовится начать сворачивание программы, пишет The Wall Street Journal.

Объем выкупа будет сокращаться постепенно, рассказали чиновники, и варьироваться в зависимости от состояния рынка труда и инфляции. Когда именно начнется сокращение, пока неизвестно: дата еще обсуждается. Опрос WSJ показал, что 55% экономистов ожидают, что ФРС начнет сворачивать программу в третьем или четвертом квартале 2013 года, оставшиеся 45% полагают, что регулятор подождет до 2014 года. Никто из опрошенных не прогнозирует увеличение господдержки.

Более четкие сигналы от ФРС могут появиться на следующей неделе, когда с речью выступят пять глав федеральных банков. Чиновники стараются спланировать сворачивание программы так, чтобы избежать резкой реакции со стороны финансового рынка, и объясняют, что конец поддержки регулятора может вызвать обвал на фондовом рынке, но дальнейший бурный рост грозит перегревом.

Регулятор пытается не создавать ложных ожиданий, что сокращение будет единым устойчивым процессом — таким, каким был цикл повышения ставки в 2003–2006 годах. Даже глава Федерального резервного банка Далласа Ричард Фишер, придерживающийся «ястребиной» политики, сказал, что не стоит «завязывать резко», хотя «надо сдать назад».

Как следует из меморандума ФРС 1 мая, регулятор по-прежнему не готов обсуждать повышение своих процентных ставок, пока безработица не упадет до 6,5% при инфляции не выше 2–2,5%.Таким образом, первым шагом к выходу из мер денежного стимулирования экономики США должно стать ограничение нетрадиционной денежной программы «количественного смягчения».