Две страны внутри России
Разрыв между Москвой и провинцией увеличивается с каждым годом. Российская столица занимает второе место в мире по числу живущих в городе миллиардеров. Всего их в Москве 56. Больше только в Нью-Йорке. Рейтинг, составленный британской английской консалтинговой компанией WealthInsight, в очередной раз высветил разрыв между столицей и всей остальной Россией.
В общественном сознании давно укоренилось мнение, что Москва – это не Россия. Чтобы это понять, достаточно отъехать от столицы на несколько десятков километров. Не говоря уже о том, чтобы приехать в какой-нибудь районный центр. Первое, что бросается в глаза – это архитектура. Даже областных центров. В Москве сегодня вся территория (если не брать Новую Москву) застроена многоэтажными домами. Новый асфальт, ухоженные дороги, отлично работающий общественный транспорт, развитая инфраструктура. В провинции – огромное число деревянных изб, разбитые тропинки между ними, носящие гордые названия проспектов.
В Москве жизнь быстрая. Здесь люди вынуждены «крутиться». Получать хорошее образование, культурно развиваться. В провинции чуть ли не единственным проявлением творчества становится ремонт квартиры. Не случайно, самые популярные вывески там это «Все для ремонта» и «Автозапчасти». Центр досуга в небольших городах – это рынок. Он же главное предприятие, площадка для взращивания местной «элиты». Бандиты с рынка, администрация рынка, торговцы с рынка – это самые влиятельные люди в городе, которых выбирают в местные советы и мэрами.
Сильно различается уровень зарплат при схожих ценах. Заработать за месяц 25 тысяч рублей в провинции считается большим достижением. Соответственно, никаких возможностей для путешествий, встреч с друзьями в модных кафешках. Театров и музеев практически нет. Только работа (15 минут ходьбы от дома), приготовление супов, ремонт квартиры, починка автомобиля.
Сильные и инициативные пытаются вырваться из родных мест и попасть в Москву. Любой ценой. Готовы тесниться в съемных квартирах, работать без выходных в трех местах. Потому, как считают люди, в столице живут, а в провинции – проживают.
Но не приведет ли этот разрыв между Москвой и остальной Россией к необратимым социальным последствиям? У нас в истории уже был опыт сосуществования двух Россий. Одна говорила на французском, читала книги, обсуждала романы. Другая была безграмотной, прозябала в нищете. Кончилось это в 1917 году. Одна Россия просто уничтожила другую.
– Разрыв между Москвой и провинцией есть очень важный показатель социального неравенства в стране, – говорит директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Разрыв по качеству и уровню жизни. Одной спасительной меры, как сократить этот разрыв, конечно нет.
Первое – нужны серьезные вложения в инфраструктуру. Это важно и для простых людей, и для делового климата. К сожалению, сейчас приходится говорить о слабом развитии инфраструктуры.
Второе – необходимо изменить налоговое законодательство. Необходимо изменить пропорции налоговых отчислений между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Сегодня на районном уровне лежат все тяготы содержания больниц и школ, а денег у местных властей нет. Важно так же, чтобы работающие предприятия регистрировались по месту нахождения.
Третье – надо перераспределить трудовые ресурсы. Сегодня в провинции до половины мужского населения работают охранниками. По сути, это – скрытая безработица. Формально все имеют работу, а по факту – в регионах не хватает современной промышленности. Качество занятости во многих субъектах РФ очень низкое.
Пока правительству не удается создать новую модель экономического развития. Есть сейчас целевые программы по развитию Дальнего Востока и Северного Кавказа. Деньги тратят, а эффективность пока низкая.
Важно развивать и регионы Центральной России. Именно эти регионы самые депрессивные. Так же необходимо комплексное планирование развития регионов. Всё надо делать по науке.
«СП»: – Разрыв между столицей и провинцией может привести к серьезным последствиям?
– Пока противостояние Москвы и регионов носит инерционный характер. Разрыв увеличивается, напряжение растет. Причем некоторые государственные решения способствуют этому. К примеру, создание большой столичной агломерации.
Вместо того, чтобы рассредоточить рабочие места и людей по стране, создают огромную Москву. Но вряд ли это приведет к социальному взрыву. К сожалению, главной формой русского бунта всегда было вымирание. То есть, депрессивное состояние регионов приводит не к взрыву, а к угасанию. Это намного хуже.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
– Ощущение, что Москва и остальная Россия две разные страны, у нашего народа сложилось давно. До середины 1950-х Москва вообще была закрытым городом. Человек должен был показать билет или приглашение. Москва всегда была оазисом, где вкуснее ели и слаще спали.
Сегодня мы видим аналогичную ситуацию. Кстати, многие наши миллиардеры живут в Москве, но формально прописаны в других местах. Если все миллиардеры съедутся в столицу, то она обгонит Нью-Йорк.
Москва – это не Россия. Причина этого в том, что у нас феодальный тип государства. То есть, главный источник капитала у нас это государство. Как мы знаем, миллиардерами назначали. Как честно говорил Чубайс, приватизация – это не экономический, а политический процесс. Больше всех получил тот, кто был ближе к власти.
Можно добывать нефть где-нибудь на Севере, но право на добычу можно получить только в Москве. Поэтому Москва всегда будет продуцировать самых богатых. Все вопросы можно решить только в столице.
В то же время, Москва – это витрина. Здесь искусственно поддерживается высокий уровень жизни. Естественно, это порождает психологический конфликт.
Жители провинции, которые были в Москве, рассказывают дома, как в столице жируют. Хотя таких людей с каждым годом меньше. У нас очень дорогой транспорт. Даже те, кто живет в провинции неплохо, не имеют возможности добраться до Москвы.
Провинциалы задаются вполне обоснованным вопросом: «Чем они лучше нас?» Но пока это пассивный протест. Люди смотрят по телевизору футбол и костерят москвичей.
«СП»: – Может ли этот конфликт перерасти в социальный взрыв?
– Чтобы ненависть к москвичам стала политическим фактором, должны быть условия. Хорошо, что этих условий сейчас нет.
Эти условия просты. Первое – люди должны чувствовать безнаказанность. Они должны понимать, что им ничего не будет в случае бунта. Можно привести исторический пример. Во Франции был Людовик XV. Он вел себя откровенно по-свински. Но при этом была тишь и благодать. А вот когда его преемник захотел установить нормы права, то народ воспринял это как слабость и через 10 лет отрубил королю голову. Для бунта важен не столько уровень социальных противоречий, а сила власти.
Второе условие – люди должны почувствовать сплоченность. Есть русская пословица «плетью обуха не перешибешь». Если люди чувствуют, что они образуют массовое движение, то их смелость увеличивается. Пока у нас сильная власть. А сильную власть всегда любят. Люди понимают, что не любить власть себе дороже и сами себя убеждают в том, что власть хорошая.
«СП»: – Как можно сгладить неравенство между Москвой и провинцией?
– Сама структура нашей экономики это различие будет порождать. И дело не в том, что москвичи всех грабят. Я сам родился на Арбате. Да, живу побогаче среднего жителя Твери, но вполне себе на собственные доходы. У нас налоговая система похожа на головастика. Большая голова – это федеральные налоги, хвостик – региональные и совсем маленький аппендикс – муниципальные. При такой системе всегда будет различие.
«СП»: – Насколько важны социальные институты в сглаживании разрыва и снятии напряженности?
– У нас в стране совершенно неразвит туризм в Москву. Многие из тех, кто ругает москвичей, в столице никогда не был. Хотя бы покажите людям этого «монстра».
Очень важен фактор социальной активности. Все активные тянутся в центр, здесь возможности больше. Отрицательно сказывается замкнутость региональных элит. Я встречал молодых людей из Саранска, которые ехали на заработки в Москву. На ту же зарплату! Зарабатывали они столько же, а тратили больше, то есть ничего не выигрывали. Но дело в том, что в Москве есть хоть какой-то шанс улучшить свою жизнь, а в провинции следующим начальником будет сын предыдущего. В стране отсутствуют социальные лифты.
Их пытаются создать, в это вкладывают большие средства. Но получается пока только телефон старика Хоттабыча. Внешне копия полная, но механизм отсутствует.
Комментарии
\
Пестня чебурашки
=
дарагая мая сталица
залатая мая масква-ква-ква
Комментарий удален модератором
Если же начать менять послушных на умелых и грамотных, то так мы можем действительно закончить как Франция. Видите, как там ни фига нет? Пустыня, одни добротные дворцы россиянских плодов лифтинга на Лазурном берегу стоят как безмолвные маяки для глупого французского народа.
И не только в провинции В Москве с приходом тёплых дней начался сезон ремонтов. Именно ремонтом в данный момент я и занимаюсь.
"Только работа (15 минут ходьбы от дома), приготовление супов, ремонт квартиры, починка автомобиля. "
У обычных, работающих жителей столицы - то же самое. Только на дорогу до работы и обратно они тратят не 15 минут, а 3-4 часа. Почувствуйте разницу!
1.Пора заканчивать раздувание золотого пузыря, Москвы, и перенаправить налоговые выплаты в регионы, по месту нахождения основных добывающих производств всех фирм!
2.Объявить налоговый морраторий для малого бизнеса всей Сибири и Дальнего Востока, сроком на 2-3года с возможностью получения кредитов в банке под низкий процент, и ужесточение контроля за его использованием со стороны общественности и муниципальных органов власти
3.Узаконнить персональную уголовную ответственность всех чиновников, от региональных министров ...до муниципальных клерков, ответственных за документальное оформление и деятельность данных предприятий на весь период их существования в реестре учета.
4.Каждое действие малого предприятия (от 3-5человек до 20-50работающих), будь то переименование, слияние,пребразование, банкротство и т.д., должно быть документально обоснованным, доказанным и защищенным лично руководителем предприятия с прохождением экономической независимой экспертизы, принятой и утвержденной высшим органом власти региона
(смотрите далее...)
6. На законодательном уровне ОБЯЗАТЬ все финансово-экономические контрольные органы обеспечить надежный контроль на местах, над всеми предприятиями любой формы собственности -не допускать "черных" зарплат,нарушений трудовых прав и трудового законодательства, наличия "мертвых душ" и других коррупционных составляющих
7.Срочно пересмотреть весь спектр деятельности местечковых ЦЗН(центров занятости населения), с расширением их полномочий, финансирования и прав по привлечению молодежи и трудоспособного населения к участию в программах развития малого бизнеса,целевого использования выделяемых финсредств на оплату пособий безработным и т.д.
(смотрите далее...)
9.Рекомендовать всем недовольным и ярым оппозиционерам, борцам за права человека - требовать от российских властей возврата в УК статьи за тунеядство!Статья - незаслуженно и непродуманно выброшена из российского законодательства в "эпоху перемен и перестройки", и ее возвращение в статус, уменьшит деффицит рабочих рук,пьянство,безработицу и сбережение государственного бюджета!
А появится работа - будут и свои, российские товары,продукты и .........интерес жить в нормальных условиях и здоровой стране!!!
2. Так происходит везде.
3. Общее настроение статьи - отобрать и поделить. Не надоело?