Но был один, который не стрелял

Рядовой Йозеф Шультц служил в 714-й пехотной дивизии, несшей оккупационную службу в Сербии. 19 июля 1941 года после зачистки в деревне Ораховац его взвод получил приказ выступить в качестве расстрельной команды. Казнить требовалось 19 человек по подозрению в участии в партизанском движении. Обычная история.
Необычно ее окончание. Йозеф Шультц отказался участвовать в расстреле. А после того, как ему напомнили, что за неповиновение полагается военный трибунал, он положил оружие и встал в ряд с казнимыми. И был вместе с ними убит. Сохранилось фото, сделанное одним из расстрельщиков. Шультц идет к сербам.<
Сам герой

Сербов, надо сказать, впечатлило: Шультц упомянут в тамошних школьных учебниках истории, памятник есть.
На деле бывало по разному, кто-то фанатично или из чувства фатализма всю войну верой и правдой воевал за Третий Рейх, кто-то действительно перебегал к нам или союзникам, а кто-то и в партизаны подавался, бывали и такие. Отдельные лица - в начала войны, в середине - уже поболе их было. Конечно, на фоне огромной машины вермахта, это все незначительные песчинки. Но они были.
Собственно, судя по описанию, Шультц банально отказался участвовать в совершении военного преступления, за которые после войны на территории Югославии активно вешали тех, кого смогли найти.
Он не смог или не захотел предать своих, то есть уйти в леса и убивать своих бывших коллег по 714-й пехотной дивизии, он просто отказался выполнить преступный приказ, даже зная, что заплатит за это жизнью. Что сказать, это выбор человека, большинство немцев в аналогичной ситуации, даже если внутренне были с этим несогласны - все таки жали на курок. Шультц не нажал.
Собственно в таких казалось бы мелочах, кровавых мелочах, проявлялся мясницкий характер политики Рейха на оккупированных территориях, когда солдат вермахта, читай регулярной армии, целенаправленно использовали для полицейских и карательных акций. Некоторые не выдерживали.
В этом кстати принципиальное отличие нашей политики на оккупированных территориях от немецкой. У нас подобная практика, особенно самочинная воспрещалась, вплоть до расстрела, у немцев же наоборот поощрялась. В наших приказах, особенно конца войны, хорошо заметно, что командование, при всем понимании того зла, что нам принесли немцы, стремилось, чтобы наши солдаты остались людьми. Немцы же с самого начала программировали своих солдат на участие в уничтожении гражданского населения. В этом плане Советский Человек оказался выше Белокурой бестии, которой не захотел быть Йозеф Шультц.
Я не знаю, можно ли называть Шультца героем, так как неизвестно, чем он в своей униформе солдата вермахта занимался до того дня, когда добровольно встал перед расстрельной командой. Чем он занимался при зачистке той деревни? Были ли другие зачистки? Слишком туманно все. Но все таки есть в этом поступке что-то человеческое.
Комментарии
Для себя ответ нашел - была у них своя идеология - они сверхчеловеки, остальные недочеловеки. Командирские кадры, кадры летчиков, подводников, танкистов подвергались серьезной психологической обработке - психологи многие часы уделяли буквально каждому, неподдющиеся отправлялись во "второй эшелон", в обозы, в тыловые части. И стадный инстинкт - я, как и все.
Много говорят о покаянии немцев - дай Бог и хочется верить - но не стоит забывать, что это покаяние загнанного в угол, не хочу называть чего. Тем более значителен подвиг этого человека - смелого и порядочного.
Настоящая человечность всегда заслуживает уважения, даже если это поступок врага.
Но если надо выбирать, и выбор труден,
Мы выбираем деревянные костюмы...
(Высоцкий)
отто кариус,известый танкист в своей книге-тигры в грязи-,писал несколько другое.пропагандисты гебельса у всех в горле торчали.все танкисты смеялись когда оператор приехавший снимать бой,при первом взрыве нырнул в люк и сидел там до конца боя.а когда они потом слушали радиопередачу геббельса об этом бое-у них ваще были колики от смеха.танкистам были до лампочки политические взгляды - в танке все горят одинаково.
кстати , он сейчас простой аптекарь
Комментарий удален модератором
"Стрелять или вас расстреляют" - так вопрос не стоял!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
(Кстати, стопудово то же самое - ибо хронику на фронте снимали в войсках их же собственные роты пропаганды, и отсылали снятое в Берлин. где материал использовало уже ведомство Геббельса.)
Гудериан с Манштейном тоже.писали, как они героически противодействовали в своих войсках "приказу о комиссарах" - а нижестоящие офицеры исправно фиксируют в мемуарах факт доведения до них оного приказа.
кариус ваще-то сначала воевал ,а уже потом писал мемуары.а опыт военных действий не зависит от времени написания мемуаров.тем более ,что его мемуары подтверждаюся документами.фантаст?это к гансу-ульриху руделю-тот любил поднести себя покрасивее и прихвастнуть,что правда не уменьшает его военнных заслуг и нацистских убеждений
FYI: я немножко так позанимался для "Яузы" переводом немецких военных мемуаров, и хорошо представляю себе, где они могут косячить.
Что до лично Кариуса, то вот неплохой разбор.
http://samlib.ru/m/marchenko_r_a/karius1.shtml
парашюте,то реальных 25 метров или 250 придуманных мною ,самого факта не меняют
Йозеф Шультц не имел даже минимального шанса- и пошёл на это.
добрую память на земле о себе оставил и свою
душу возвысил. В конечном счёте всем умирать,
но с чистой совестью, за ближнего умереть,
не каждый сможет.
Ведь знал, что его назовут предателем, что пострадают близкие, что не назовут Павшим Героем- и всё равно пошёл!
Комментарий удален модератором
Это и есть сила- воли, духа, убеждений, даже тела в какой-то мере.
Комментарий удален модератором
Ничуть не меньший, чем таран или на амбразуру...
А кто-то в снаряды взрыватели недокручивал и записки писал "Рот фронт"!
С днём Победы! Слава героям - солдатам и работникам тыла!