Как только у России закончится терпение, объединение МАЗа и КамАЗа произойдет

МАЗ, в принципе, готов к объединению в холдинг с КамАЗом. Нужно только, чтобы правительство дало отмашку. Несмотря на заявления президента о том, что на "бандитский вариант" объединения КамАЗа и МАЗа он не пойдет, на МАЗе уже все сделано.

маз "Все подготовительные работы по объединению Минского автомобильного завода и КамАЗу закончены. Соответствующие документы подготовлены и переданы в правительство. Именно правительство будет окончательно решать этот вопрос", — заявил на пресс-конференции заместитель генерального директора Минского автомобильного завода Дмитрий Короткевич, отвечая на вопрос Радио Свобода.

Россия, в принципе, тоже не против. И даже готова отказаться от "бандитской акции". Как заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, "мы ведем, соответственно, переговоры, и без наличия обмена активами вопрос дальнейшей модернизации и инвестиций в МАЗ мы вести не имеем возможности". То есть, россияне готовы рассмотреть и инвестиции в модернизацию МАЗа — но только после создания холдинга.

Так за чем же дело стало? Почему правительство не утверждает этот план, а Лукашенко всячески противится созданию холдинга "МАЗ — КамАЗ"?

Проблема тут, в другом. Экономист Борис Желиба считает, что Беларусь категорически не хочет терять собственное автопроизводство. "Белорусская сторона, я считаю, очень оправданно опасается, что КамАЗ — более сильное производство, может лишить МАЗ технологической составляющей. Что это значит? Что МАЗ в связке с КамАЗом будет производить только какие-то составляющие части, перейдет на вариант специализации продукции, но в связи с этим лишится законченного технологического производства, полного цикла. Готовая продукция с конвейеров МАЗа сходить не будет. Конечный продукт будет идти и выпускаться КамАЗом".

По его словам, российский партнер в холдинге, как более сильный, будет и диктовать свои условия.

"В случае, если мы пойдем на создание такого холдинга, наша продукция может стать более совершенной, однако не исключено, что весь технологический цикл мы утратим. И это беспокоит всех", — говорит Желиба.

С другой стороны, в "торге" по созданию холдинга обе стороны стремятся получить и дополнительные бонусы. "Для Беларуси, например, это тот же вопрос двухмиллиардного кредита. Лукашенко, прося у России этот кредит, практически открытым текстом говорил, что миллиард пойдет на модернизацию МАЗа, а второй миллиард — на модернизацию других белорусских предприятий. Россию этот вариант — модернизация еще совершенно чужих предприятий, откровенно не устроил", — считает экономист.

Поэтому, по его словам, стороны и находятся в стадии "выжидания". Но бесконечно так продолжаться не будет. "Рано или поздно Беларуси под давлением России придется пойти на создание холдинга. Россияне могут подождать, но это ожидание им может и надоесть. Как-никак, вопрос объединения этих предприятий тянется уже два года. Как только закончится терпение, объединение произойдет", — уверен Желиба.

Однако, по его словам, то, на каких условиях оно произойдет, будет принципиальным моментом как для Беларуси, так и для России. Ведь в планах двух государств создание не только этого холдинга. На подходе — еще четыре аналогичных проекта, которые обсуждались во время визита российского вице-премьера Аркадия Дворковича в Минск.

И во всех этих проектах российские предприятия являются более мощными, чем их белорусские партнеры. Поэтому совершенно аналогичные проблемы возникнут и у тех, других холдингов. Поэтому условия создания холдинга "МАЗ — КамАЗ" будут автоматически экстраполироваться и на них.

Так что торопиться действительно не надо — нужно выбить максимум из этого холдинга, чтобы потом не кусать себе локти, что "продешевили".

Сергей Веселкин