Письмо 8. Психическое развитие и духовное развитие
На модерации
Отложенный
Этот цикл я начал в виде страницы "Психология после конца света" http://www.facebook.com/PsihologiaPosleKoncaSvetaPisemKniguVmeste?ref=hl на Фейсбуке. Возможно, кому-то это будет интересно.
Дорогой друг!
Духовное развитие составляет сердцевину даже не просто человеческой жизни, а всей цепочки воплощений. Но духовное развитие не исчерпывает всего содержания психической жизни. Можно сказать, что хотя духовное развитие всегда является психичеким развитием, но не любое психическое развитие является духовным развитием.
Содержание духовного развития – это расширение сознания, обретение возможности видеть мир все более и более полным: видеть больше вещей в мире и в более разнообразных отношениях между собой. Не любое психическое развитие, развитие не всех зародышей в психике связано с расширением сознания.
Простейший пример – обидчивость. Люди от рождения обладают разной предрасположенностью к этому качеству. Эти различия связаны со всей историей психической жизни индивида, рассматриваемой не в границах одного воплощения, а во всей цепочке воплощений. Предрасположенность к обидчивости представляет собой своего рода росток, «почку», которая при определенных условиях прорастает и становится полноценной чертой характера. В этом смысле развитие обидчивости – одна из ветвей психического развития. Но в то же время, это развитие скорее сужает поле сознания, чем расширяет его.
Вообще говоря, если рассматривать психическую жизнь, как состоящую из двух потоков – воплощения (идей) и осмысления (уже воплощенного), то любая деятельность воплощения требует сужения сознания, его фокусировки, употнения. А так как в любой момент в психике представлены множество «воплощающих» процессов (незаконченных действий, нереализованных потенций и т.д.), которым предстоит в процессе психической жизни до-воплотиться, то можно видеть волнообразность развития, из которой к расширяющему сознание (духовному) развитию относится только одна из двух фаз.
Другими словами, психика растет не только «вверх», но и «вниз». И более того, чтобы расти вверх, ей нужно расти и вниз: любая ветвь, которая тянется сегодня к Солнцу, когда то пыталась опустится до земли.
С момента своего рождения душа (психика) человека содержит множество «потенций», множество «неоконченных действий».
Это то, что было начато в предыдущих воплощениях (а иногда и начато родителями), и то, что человеку надлежит в своей жизни продолжить или закончить. В индуистской традиции эти «потенции», эти незавершенности называют «кармой». Именно они, эти «потенции» и определяют и место человека в жизненном пространстве – обстоятельства его судьбы, траекторию его психического развития - траекторию жизни.
Часть этих потенций-кармы такова, что ее развитие может быть опасно для окружающих и на первый взгляд противоречить интересам духовного развития. К таким опасным склонностям относятся, например, склонность к насилию, агрессивность и т.д.
В этой связи возникает проблема искаженного развития, о которой писал еще сто лет назад Лазурский. Какое развитие является искаженным и можно ли вообще говорить об искаженном развитии?
Говорить, конечно, можно. Но при этом нужно понимать, что искаженным мы называем такое развитие, которое нам не нравится, которое создает проблемы приспособлению человека к условиям общества и создает проблемы для самого общества. Таким образом, искаженное развитие – это не столько психологическое понятие, сколько социокультурное. Соответственно, по мере изменения общества и его культуры меняются и взгляды на искаженность: то, что считалось искажением раньше, перестает считаться искажением. Такую динамику мы можем наблюдать в последние сто лет, например, на примере отношения к различным формам «ненормальной» сексуальности. Терпимость к экстравагантным мнениям –другой пример того же рода.
Проблема эта имеет важное прикладное значение для педагогики. Что делать с «дурными наклонностями»? Потакать? Пытаться искоренять («выбивать»)? Не обращать внимание?
Традиционно педагоги пытались, а многие и сегодня пытаются дурные наклонности блокировать. В результате в психике создаются особые «комплексы», которые потенциально опасны, как для психичекого развития, так и для физического здоровья. Но все дело в том, что трава все равно будет расти. Даже если ей придется для этого прорасти через асфальт.
Альтернативный подход состоит в том, чтобы дать «траве» прорасти, но прорасти так, чтобы причинить минимальный вред и самому человеку и окружающим его людям. Как это делать – это особая задача педагогики будущего.
Комментарии
не иметь почвы.К примеру, обида - нужно знать, что это резко отрицательное качество. Обида и саможаление вызывает выработку в организме отрицательных веществ, блокирующих работу нервных центров, заметно снижает волевой потенциал.
Закон кармы - закон этической справедливости, закон гармонии с пространственными энергиями. Всякое нарушение тут же бумерангом отражается на авторе нарушения.....ВСЁ ЭТО НЕОБЪЯТНАЯ НАУКА, и что то окончательное в этих строчках, конечно, выразить невозможно.
А что касается воспитания молодёжи, то сейчас оно направлено только на удовл. потребностей, отсюда дичайшее невежество.
Материал весь здесь. А совет выложить его в виде отдельных тем, возможно, и хороший. Мне просто не очень хватает времени последнее время.