Как работает мозг врага
На модерации
Отложенный
Нейрофизиологи находят все новые доказательства, что либеральная общественность и сторонники стабильности — совершенно разные биологические существа.
Говорят, у нас в обществе наблюдается беспрецедентная поляризация. Буквально на днях сообщили, что больше половины респондентов считают партию «Единая Россия» партией жуликов и воров. В тот же день участница проекта Тата Олейник рассказала о том, как несколько тысяч завсегдатаев форума садоводов в один момент из опоры стабильности превратились в потенциальный контингент баррикадной борьбы с правительством. Будет буча, а если все время говорить, что будет буча, она таки будет, так что давайте попробуем.
В то же время нам, людям, в принципе чурающимся активной антигосударственной деятельности, приличествует в данном случае не бросаться душить депутатов Законодательного собрания (ну, или членов КСО) голыми руками, а подумать вот о чем: почему, собственно, общество вообще делится на наших и не наших.
Причем, похоже, любое общество. Консерваторы и либералы в РФ на удивление похожи на консерваторов и либералов (республиканцев и демократов) в Америке: первые против гомосексуализма и за сплочение перед лицом вероятного противника, вторые за мир между народами, любовь и гомосексуализм. Первые за то, чтобы все было как раньше, и за великую страну. Вторые за то, чтоб все было не так, как раньше, и за право каждого человека послать интересы великой страны псу под хвост. Примерно по таким же рубежам проходило размежевание общества в Риме времен Горация.
Да ладно бы в Риме — мы все же его политические наследники. Возьмем лучше Израиль времен царя Седекии. Пророк Иеремия сидит в яме по обвинению в том, что он иностранный агент (конкретно, якобы получает гранты от ассирийского царя Навуходоносора). Седекия за многополярность и потому заключил союз с Египтом (ну, таков традиционно был «особый путь» Израиля). Иеремия израилефоб и оскорбляет чувства верующих: он утверждает, что Бог против израильского народа, и будет воевать на стороне его врагов, и спасутся только те, кто продаст Родину и свалит за бугор (Иер. 21:3-10). Иеремия один, сторонников Седекии много, они бы хотели сплотиться вокруг царя в трудный момент, да только мешает этот, из ямы. Потому что Иеремия — креативный класс, сочиняет что-то очень складное все время, это все расползается по тогдашним соцсетям, поэтому избавиться от его гнилых идей довольно сложно. А лагерь сторонников режима — как на подбор клинические бездари и не оставили после себя литературных свидетельств. В конце этой истории пророк оказывается прав, и весь народ садится плакать на реках Вавилонских.
Ученых давно уже заинтересовало стабильное — в разные эпохи и в совершенно непохожих исторических контекстах — воспроизведение этого паттерна размежевания общества. Мы писали с полгода назад об исследовании, посвященном вопросу: что отличает консерватора и реакционера от либерала и прогрессиста? Тогда психологи показали, что консерваторам (в случае исследования — американцам, голосующим за республиканцев) свойственно другое отношение к опасности и риску.
Исследование, на которое я хочу обратить ваше внимание сейчас, продолжает ту же тему. Но на этот раз ученые не ограничились психологическими опытами, а залезли в мозг к испытуемым. Оказалось, что мозги отличаются, и даже еще как: предложенный метод позволил предсказать политические склонности индивидуума с надежностью 83% — это беспрецедентно высокий результат.
Вот краткая суть исследования. Испытуемым давали задания, связанные с риском. Сразу скажем, что и демократы, и республиканцы показали в этих заданиях абсолютно одинаковые результаты. Однако в их мозгах происходили совершенно разные вещи. А именно: у демократов во время выполнения рискованного задания активировалась часть мозга под названием «левая инсула»; у республиканцев — «правая амигдала» (раньше русские нейрофизиологи говорили «островная доля» и «миндалевидное тело», соответственно, но потом это как-то забылось ввиду разъезда нейрофизиологов за бугор).
Вот так, тупо глядя в сканер, ученые почти точно предсказывали политические взгляды испытуемых, даже если те не желали ни в чем признаваться.
Представляете потенциал методики? Несколько лет назад один мой знакомый, оголодав и отчаявшись, постучал в блог чиновника АП РФ с просьбой взять его на работу, возглавить продажное СМИ. Последовала серия визитов на Старую площадь, где чувака долго допрашивали: как он относится к величию страны? или ему больше по душе великие перемены? Потом он все же прошел все проверки и получил должность, причем, кажется, они все же немножко прогадали в его случае. А если бы упыри со Старой площади взяли на вооружение новую методику, насколько все было бы проще, насколько быстрее!
Депутат Мизулина могла бы выступить с законопроектом, прямо запрещающим активацию островной доли при выполнении рискованных ментальных задач, вместо того чтобы мучиться по мелочам с геями. В подземных казематах Лубянки просто поставили бы сканеры, совмещенные с электрическим стулом... а потом восставший народ использовал бы эти же приспособления для тотальной люстрации... нет, тут меня заносит в жанр антиутопии. Меньше фантазии, больше строгих фактов.
Исследователи уже были готовы сделать вывод: либералы и консерваторы — существа с разных планет. Но вовремя спохватились и задали себе вопрос: что первично — политическая позиция или тип активации мозга? Ведь вполне возможно, что, стоит вам вступить в «Народный фронт», и ваши мозги тут же начинают перестраивать схему своей работы. Согласитесь, что это две большие разницы: во втором случае вы сами виноваты, такой уж сделали выбор. В первом вас винить нельзя, это генетика (впрочем, сексуальная ориентация — это, говорят, тоже генетика, но кого это останавливало?).
Исследования разницы между нашими и не нашими только начинаются, рано делать окончательные выводы. Однако уже сейчас ясно, что эта история с политической борьбой — она надолго, поскольку встроена как-то в природу человека.
Впрочем, возможно, один вывод можно сделать немедленно: раз нет шансов всем людям стать одинаковыми, может, и не стоит уж очень всерьез из-за всего этого волноваться? И уж точно не надо никого душить голыми руками. Поговорить по душам, погладить по голове. В крайнем случае шарахнуть по амигдале хорошим электрическим разрядом — глядишь, и перестроится схема активации мозга, и образумится продажный пес режима. А вы чуть что, сразу на баррикады.
*Примечание:
Вам, возможно, интересно, чем отличается инсула от амигдалы? Вообще-то, как объясняют авторы статьи, они часто активируются совместно при обработке ситуаций, связанных с риском и неопределенностью. Однако есть и различия: например, амигдала активируется, когда речь идет о вознаграждении, о позитивных стимулах, а также при различении приятных и неприятных запахов. Инсула задействована в задачах, связанных с общением, эмоциями, логическим рассуждением, а также болью. Кроме того, она ответственна за осознание собственных эмоциональных состояний и самочувствия. Задняя часть инсулы, активация которой наблюдалась у либералов, соседствует с районом мозга, отвечающим за концепцию мышления, в частности, за восприятие других субъектов как мыслящих сущностей, распознавание их намерений. Таким образом, говорят ученые, активация этой части инсулы может быть связана с осознанием собственных внутренних состояний и душевных порывов ближнего. Заходить дальше в интерпретации этих фактов авторы категорически отказываются.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Ссылка автора на источник - PLOS - в тексте под словом "Исследование", выделенным синим цветом и подчеркиванием - http://www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0052970
Осталось только грамотно перевести с английского :-)
Комментарий удален модератором