Тяжкий якорь языка
На модерации
Отложенный
Аркадий Львович Красильщиков (род 1945) - советский, израильский и российский киносценарист.
Аркадий Красильщиков родился в Ленинграде 18 декабря 1945.
Работал на заводе, окончил школу рабочей молодёжи, затем сделал попытку стать инженером, но безрезультатно. Пришлось поступить во ВГИК.
С 1969 года - сценарист с дипломом.
Член Союза кинематографистов России. До репатриации в Израиль стал автором или режиссёром 19 больших фильмов. Самые заметные работы: "Псы", "Мы едем в Америку", "Рогоносец".
Репатриировался в Израиль в 1996 году.
Работал журналистом в концерне "Новости Недели" (более 2 тысяч статей, очерков, эссе, рассказов, напечатанных в русскоязычной прессе Израиля, России, США, Германии, Канады и т. д.).
Автор пяти сборников прозы.
В 2002 году вернулся к работе в российском кинематографе.
Список работ пополнился ещё шестью названиями в России и тремя в Израиле. Самая удачная лента "Путешествие с домашними животными".
Гран-при ММКФ 2007 года, ряд наград на других фестивалях мира.
Номинант национальной премии "Золотой орел" за лучший сценарий.
А.Красильщиков
Мы, евреи, всердцах можем называть Россию как угодно - родиной-уродиной, мачехой, империей зла, но родной язык никак иначе не назовешь. Язык этот, как тяжкий якорь, приковывает нас к тому пространству, в котором мы родились.
С учеными, художниками, музыкантами (репатриантами и эмигрантами) все проще - они говорят на своего рода эсперанто от наук и искусств.
А вот писателям, поэтам, журналистам деваться некуда, язык - единственный инструмент, которым мы хорошо владеем.
По себе знаю, так как и на 17-м году репатриации приходится работать в России. Рука не поднимется бросить камень в Игоря Губермана, Феликса Канделя или Дину Рубину.
Где, по большей части, твой читатель, там и ты сам вынужден присутствовать. Вот и получается: дом в Иерусалиме, а читатель, зритель, слушатель - в тысячах километрах от дома. Впрочем, при наличии современных средств сообщения это не кажется мне неразрешимой и трагической проблемой.
Твой дом - это одно. Место работы - совсем другое.
Жить в стране, если ты не считаешь ее своей, еще можно, и это доказано многими значимыми личностями разных национальностей, но жить в стране, которая не считает тебя своим, нельзя категорически.
Здесь я вижу трагедию еврейской пишущей братии в России.
Д.Быков
Выходов несколько.
Можно всеми способами мимикрировать, притвориться не тем, кем тебя произвели на свет родители. Дм.Быков, Л.Улицкая, А.Кабаков - примеров достаточно, но для людей иных нравственных характеристик все сложнее и мучительней.
Они пытаются страну, издревле отторгающую их, превратить в свое царство-государство. Отсюда современные диссиденты вроде Шендеровича, Минкина или Веллера.
Есть еще одна разновидность мастеров пера, чей усталый цинизм мне всего ближе.
Позиция Леонида Радзиховского кажется мне самой приемлемой. Он честен по отношению к себе и к народу, среди которого живет.
Он не желает быть горланом-главарем, ясно осознавая свою чуждость "коренному" населению. Его критика того мира, в котором он живет, ясна и беспощадна, но он отказывается давать этому миру советы и указывать пути к светлому будущему.
Этот "печальный клоун" русской журналистики не видит света в конце туннеля, и такая позиция кажется мне в тысячу раз более честной и плодотворной, чем революционный зуд многих его коллег.
Попробую объяснить, почему.
М.Дейч
Недавно героически погибший Марк Дейч в своей книге "Коричневые" писал:
"Нацизм в России больше чем нацизм. "Почему больше?" - спросите вы. Ответ прост. Нет сегодня второго такого государства в мире, где было бы столько нацистских и неофашистских партий, сколько их ныне в России".
Книга Дейча была издана в 2003 году, но с тех пор на бескрайних просторах северной державы ничего не изменилось. Боюсь, что стало еще тревожней.
Четыре года назад в Интернете вели свою пропаганду 800 откровенно юдофобских сайтов, а сегодня их количество перевалило за тысячу.
Г.Каспаров и Е.Альбац
Активисты упомянутых сайтов - антисемиты зоологические.
Потребитель коричневого пойла - антисемит, скажем так, ботанический.
Боюсь, что большую часть населения Российской Федерации можно отнести к этой "мягкой" категории юдофобов.
Только наивный человек может этим утешиться. Хрен редьки не слаще.
Но как раз об этом и молчат наши диссиденты, будто их, евреев, это не касается.
Власть "воров и жуликов" их волнует чрезмерно, им свободные выборы подавай, будто не знают, кто на этих выборах победит.
Когда я слушаю таких борцов с режимом как Е.Альбац или Г.Каспаров, мне начинает казаться, что и эти замечательные люди охвачены своего рода страстью к мимикрии. Им бы говорить о чрезмерно возросшей нацистской опасности в России, так нет же, волнуют их какие-то немыслимые демократические институты и власть кремлевского тандема, и в волнении этом они готовы стоять на трибуне рядом с теми, кому в прежние времена порядочный человек руки бы не подал.
Они о временах Ельцина тоскуют!
Забыли, что ли, что именно тогда были открыты шлюзы для любой коричневой пропаганды в России?!
Диссиденты-евреи убеждены, и не без обоснований, что бороться в России с антисемитизмом - пустая трата времени, и почему при этом они уверены, что им по силам одержать победу в борьбе за демократию и права человека, совершенно непонятно.
Юдофобия накрепко связана с прочими недостатками национального сознания в России. Пока жива она и процветает, ничего в этой стране к лучшему не изменится.
Так почему же множатся вокруг Кремля упомянутые диссиденты?
Вполне возможно, потому, что отсутствует государственный антисемитизм (относительно, конечно).
Нам, мол, дают возможность заниматься тем, чем хотим, и пользоваться всеми благами общества, в котором живем, а то, что на дверях наших квартир и домов малюют свастики, это не смертельно.
Понимаю: мне, гражданину еврейского государства, легко об этом говорить.
Они же, бедняги, просто обязаны проявлять широту интересов, а не национальный эгоизм.
Бороться со злом властей высочайше разрешено - они и борются, причем небескорыстно.
Достаточно вспомнить раскрученную поэтическую спираль Быков&Ефремов.
Способность приспосабливаться к любым обстоятельствам - один из талантов народа Торы. Вот и приспосабливаются, тем более, что им позволяют это делать.
Один московский еврей сказал мне как-то:
"Почти каждое утро на лобовом стекле моей машины кто-то пишет "жид". Стираю и думаю: я-то езжу на "мерсе", а он, сволочь, наверняка ходит пешком, вот и злобствует из зависти".
Слабое, на мой взгляд, утешение...
Завтра сей злобный тип решит не ограничиваться писаниной и разобьет стекло его "мерседеса", а послезавтра мой знакомый вспомнит, что такое погром на Руси. И проблема усугубляется тем, что у хозяина дорогой машины есть дети и внуки.
А.Галич
Нет, не понять мне терпение и ожидание тех, кого давно уже отторгла и продолжает отторгать Россия.
В Израиль их даже не зову, потому что сам приехал сюда исключительно по любви - любви к своим корням, к родине предков, к своему еврейству. А те, кто этой любви не испытывает, пусть живут где хотят.
Но почему они так упорно прилепились к той стране, где каждый день на ветровых стеклах их машин малюют слово "жид"?!
Как там у Александра Галича, в посвящении Михоэлсу:
С.Михоэлс
Ни гневом, ни порицанием
Давно уж мы не бряцаем,
Здороваемся с подлецами,
Раскланиваемся с полицаем.
Не рвемся ни в бой, ни в поиск -
Все праведно, все душевно.
Но помни: отходит поезд!
Ты слышишь? Уходит поезд
Сегодня и ежедневно...
...........................................
И только порой под сердцем
Кольнет тоскливо и гневно:
Уходит наш поезд в Освенцим!
Наш поезд уходит в Освенцим
Сегодня и ежедневно!
Тебе указывают на дверь и орут хором, пока что без рукоприкладства: "Пошел вон!", а ты упираешься, улыбаешься и делаешь вид, что это какая-то ошибка, что тебе там рады, что ты вовсе не гость в их доме, ты свой и не собираешься покидать этот дом.
На самом деле евреи как были незваными гостями в России, так и остались ими.
Есть же выход.
Есть возможность заняться своей культурой, своей религией, своей историей.
Есть в России и такие евреи, и им в голову не приходит исправлять мир, в котором они по стечению обстоятельств родились. Цель этих людей мне понятна, а мужество симпатично.
Мало того, я думаю, что приверженностью к своим корням они, являясь по сути гостями в той стране, приносят ей пользу гораздо большую, чем те, кто мнит себя ее хозяевами.
Все мы, те, кого приковывает к российской почве якорь языка, немолоды, а юного дыхания за спиной что-то не слышно.
Пройдут годы, и эта проблема решится сама собой. Не в нас, гражданах Израиля, дело, а в тех, кто остался там, откуда мы уехали, и все еще пытается сохранить хорошую мину при плохой игре: стоит на пороге и ждет, как это уже бывало неоднократно, пинка в зад.
И это в лучшем случае.
М.Жванецкий
Вспомним еще об одном упрямом госте, большом таланте, которого тяжкий якорь языка приковывает к России.
Он тоже приспосабливается и согласен терпеть, не в силах совладать с якорной цепью.
Он уверен, что раньше было еще хуже.
Жванецкий Михаил (на снимке) давно научился улыбаться сквозь слезы:
"Что хорошо в России - все живут недолго, сволочи в том числе, поэтому весь вопрос в терпении. И все же взамен мрачных и одинаковых появились несчастные и счастливые. И весь этот кипяток со всеми его бедами и загадками все-таки больше похож на жизнь, чем та зона, где тюрьма, мясокомбинат, кондитерская фабрика и обком партии выглядели одинаково".
Что правда, то правда, только непонятно, почему знаменитый писатель решил, что кипяток - среда, пригодная для жизни.
Л.Радзиховский
В России осталось не так уж много евреев.
"Процесс пошел", и его, как мне кажется, уже не остановить.
Я понимаю тех героев, кто способен пройти по улицам Москвы или Питера в кипе.
Тех, кто сумел вернуться к своим корням в чужом и враждебном мире.
Несмотря ни на что, я способен понять Жванецкого или Радзиховского, но я не могу понять нынешних евреев-революционеров, занятых почему-то не защитой самого себя, своих детей и своего народа, а просвещением и спасением тех, кто издавна ненавидит и презирает их.
Как все-таки грустно, что история ничему не учит даже такой, по общему мнению, неглупый народ как евреи.
Комментарии
"..жить в стране, которая не считает тебя своим, нельзя категорически."...
Комментарий удален модератором
Когда с пафосом - получаются наши рассейские казаки - прости Господи))))
Первые лет пять тяжелейшие.
Так что готовьтесь уже.
Учите язык как минимум!
С кем же мы в конце-концов останемся....???- грустно всё это...
Всегда искренне завидовал людям, которым есть куда возвращаться.
А насчет эммиграции сейчас сяду и напишу специально для Вас статью.
В Вашем возрасте на раскачку времени нет!
Мне было по приезду 46лет и то опоздал.
По моей специальности принимают до 35л возраста... Пришлось начинать все сначала.
Еле уложился в год. На второй уже работал инженером, одновременно учась...
Вам желаю успехов!
В любом случае имейте в виду, что второй страны равной Израилю, нет! Приедете, оставьте все вопросы в чем Израиль лучше др. стран на потом. Сначала все для устройства семьи...
Значит я напрасно писал статейку небольшую - для Вас торопился... А Вы израильтянин 90-х...
Но статья уже есть:
http://maxpark.com/community/1039/content/1961913#share
Поэтому и опубликовал статью.
Мне кажется, что те кто пока еще не уехал делают большую глупость и неважно насколько хорошо они устроены. Неважно потому, что надо думать о будущем не только своем, но и внуков...
Но любить свою суматошную историческую Родину мы давно научились издалека, а местная - родная, знакомая,понятная и близкая земля - привычно камениста и негостеприимна. Но не более.
Считаю честным в такой ситуации не повторять ошибок тех активных аидов - борцов за светлое будущее и электрификацию всей страны, кого по сей день поименно проклинает вся большая антисемитская Россия.
" Все русские - антисемиты.И даже лучшие из них - тоже" - я помню эти слова. Дети мои в России жить уже не будут, и это я тоже считаю честным.
Я живу в России и никто не должен из-за этого разделить нашу судьбу, остающихся.
Большая Родина моя, никогда не любившая нас, как же мне оставить тебя и уехать?..
В Израиль нужно ехать по большой любви или "когда земля горит под ногами". А на самом деле - нужно просто решиться..
Никто никого не имеет права уговаривать уехать жить в Израиль.ИМХО
Напрасен весь мой труд, но, в исступленье страстном,
Я только и живу трудом своим напрасным,
Как если бы я был с рассудком не в ладу.
Так я с самим собой безмолвный спор веду.
С самим собой мирюсь и снова в бой вступаю,
Себя себе продав, себя я покупаю.
И мой заклятый враг в сей призрачной войне
То валит с ног меня, то поддается мне....
ПАУЛЬ ФЛЕМИНГ (1600- 1640)
Вопрос этот не прост, я думаю. Много смешанных браков, когда второй член семьи не хочет покидать Россию. Тем более, что будущее -не ясно и тревожно. То стреляют, то язык чужой, значит иди в дворники и т.д. Кто решился, или обстоятельства прижали, тот уехал. А кому и в России спокойно, пусть живут...
А как известно, в ДТП в Израиле погибло больше людей, чем во всех израильских войнах и террористических актах вместе взятых...(статистика в открытом доступе)
Это к вопросу,что в Израиле стреляют...)))
Какими мы их видим - такие они и есть))))
С другой стороны никто не мешает родителям видеть в ребёнке всё Вами перечисленное...
Только в этом случае родители должны первые сделать принципиальный шаг и уехать из той глубинки, где они жили до того, как увидели в своем ребёнке великого спортсмена, музыканта, философа и т.д...
и уехать туда,где ребёнок сможет отбросить кавычки и стать тем кем его и увидели папа с мамой .....И полностью реализовать свой потенциал.
А в противном случае кавычки так и останутся и из ребёнка вырастет пожарный,, потому как в условной деревне, где он рос это была единственная профессия, вызывающее уважение окружающих))))
У моей знакомой- дети из Израиля вернулись в Киев. А внучка - в Канаду. Так вот тоже бывает...
В нашей семье евреи ( атеисты ), татары (мусульмане), поляки (католики),русские (православные христиане )... но ....решает глава семьи.Это не демократия. Это СЕМЬЯ !
И придаливает, придавливает
Василий! поласковей:,,Девочка! Ты хочешь на дачу или чтобы тебе оторвали голову?"( ,,Подкидыш")
Великий Нуриев никогда бы не стал Великим танцовщиком,если бы не уехал из Уфы в Ленинград...
И никогда не стал бы РУДОЛЬФОМ НУРИЕВЫМ,если бы в1961 году, находясь на гастролях в Париже, не объявил бы себя "невозвращенцем"
Так и был бы один из солистов Кировского театра....Или ,если использовать наш язык,то,что я имею в виду - то так и был бы "пожарным".
Или,если мы своим примером несознательно внушили им те ценности,которые не озвучиваем, но подсознательно, всем своим образом жизни демонстрируем...
Как глава семьи сказал, так и будет - это домострой - надеюсь не обидел?
А то,что мы все не туристы - точнее не скажешь.
Язык учим и давно, второй уровень (бэт ). Но, самое главное не язык, а мысли.Многие носители языка (русского/иврита - безразлично ) ничего не могут сказать - мыслей нема :)))
Зачем что-то говорить или иметь мысли,когда всё решает глава семьи,опираясь на уклад о семье времён Ивана IV...)))
Вот мыслей-то и нема))))
Я по-долгу и по обязанностям жил в США и ОАЭ и во Франции. Что из этого? Евреям всюду приходится жить.Но дома и стены помогают. :))) Я люблю Израиль!. Мне там уютно и мило.
Но я могу добавить еще, что я прожила здесь счастливую жизнь, у меня были верные и добрые друзья( и есть)
Вчера говорила об этом со своими школьными подругами, у одной из которых был День рождения. Мы дружим(еврейка, русская и литовка) с 12 лет. И в нас в каждой с возрастом появилось чувство сопричастности к своему народу, мы же росли в СССР, были интернационалистами)
Ни о чем не жалею, только в современной России нельзя быть старым,больным, бедным. Здесь нет жалости к инвалидам, к животным, её нет на государственном уровне, во многих людях,конечно же,есть.
И мой ребенок не хочет жить в такой стране. Я уважаю её выбор
Вспомните истории с русским языком, который лучше всех сохраняют евреи и за это же и получают, а музей русского современного искусства, созданный Зильбером или Зильберманом, уже не помню. Может иназвание перепутал, да не суть. чем больше евреи лезут в дела страны проживания, большей частью и рождения, тем больше евреев же и ненавидят!
Сидеть на пенсии у телевизора - скучища.
Поэтому здесь у меня небольшой интеллектуальный бизнес, у которого перспективы в Израиле нет.
Языки никогда проблемой не были, никакие, что-нибудь европейское до уровня чтения газет могу освоить за неделю, греческий, венгерский, эстонский (финский), кавказские языки и ближневосточные - за месяц, так что дело не в этом.
Могилы у меня здесь.
Не поеду я никуда.
Я согласен с ним и согласен именно в том ключе в котором он озвучивает свою точку зрения....
Действительно :
- "..жить в стране, которая не считает тебя своим, нельзя категорически."...
- "...Твой дом - это одно. Место работы - совсем другое..." - с этим спорить глупо.
И в этом автор видит "трагедию еврейской пишущей братии в России"...
Ещё раз - это точка зрения Аркадия Красильщикова и в очень узком,как я думаю, срезе...
Всё что дальше - всё индивидуально...
Вот это и удивительно - все комментарии личностные и Вы,дорогой Дмитрий,не исключение....
Все,все без исключения восприняли эту статью применительно к себе в вечной теме,которая волнует евреев на протяжении последних 2000 лет - ехать-не ехать...
Хотя автор говорит совсем о другом и о других....
Вот и Вы тоже слишком лично восприняли эти размышления автора.....и похоже тема эта, так или иначе, Вас, не то чтобы мучает,а волнует,если хотите.....
Вы как бы пытаетесь себя в чём-то убедить...Ваш комментарий очень похож на ответ самому себе.
Во всяком случае мне так показалось ...Хотя,скорее всего, я ошибаюсь...
Хотя я для себя все давно решил, но тема, конечно же, волнует ))
Хочу отметить, что читатели воспринимают этот материал именно так неспроста ))