Парижская лотерея - как найти сокровище в грудах рухляди и подделок

Россыпи драгоценностей, полотна художников, которые через несколько лет могут взлететь в цене, кресло эпохи Наполеона третьего и рисунок великого Пикассо. Кто ищет, тот всегда найдет. Это главный девиз блошиных рынков, которые для некоторых становятся в прямом смысле слова золотыми.

В поисках сокровищ сюда приезжают со всего света. Чего здесь только нет! Этот парижский рынок даже подарил миру само название "блошиный" - почти полтора века назад здесь избавлялись от ненужного и не всегда чистого хлама, иногда не подозревая, сколько на самом деле стоит их мусор.

"Здесь антиквариат XVII-XVIII века, мебель, серебро столовое, а рядом современное искусство! Когда говорим "у нас есть все", значит, все! Вот, вообще, африканское искусство", - говорит продавец Мари Гризо.

Многие сюда приходят просто поглазеть - в отличие от музея трогать можно все. Даже пробовать на прочность кресла эпохи Наполеона III. "Made in France" значит: за три века шелковая обшивка могла истрепаться, но только не сам каркас. Здесь и картины, и старые аптечные полки, продаются даже ячейки и сейфы банка Франции.

Свои драгоценности продавцы выставляют на самом видном месте и точно знают им цену, здесь сокровища искать как раз не советуют - все интересное в самых дальних углах.

Слой пыли, трещины, посыпавшаяся краска. Когда отмыли и отреставрировали, студенты-искусствоведы в этой картине узнали работу Пьера Боннара, диссертацию по ней даже в архиве Сорбонны нашли.

"В 1913 году эта картина была экспонатом на вилле Медичи во французской Академии в Риме и также она висела в Библиотеке Национальной школы изящных искусств в Париже", - рассказывает Ольга Щербакова.

"Конечно, мы ошибаемся! Иногда наследники очень торопят, чтобы мы быстрей оценили имущество, и мы можем проглядеть какие-то важные вещи и недооценить их", - сетует комиссар аукциона Линда Труве.

Бережно, почти как новорожденного ребенка, он разворачивает свое сокровище - предметы из мастерской Хуана Миро.

"Парижское ателье Миро распродавало, по сути, те объекты, которые остались после создания шедевров. Мастер использовал их в качестве эскизов - сначала пробовал свои идеи на них, а потом воплощал их в скульптурах", - поясняет эксперт Европейской палаты экспертов произведений искусства Фабрис Агудо.

В следующем году он уже обещал отправить экспонаты на выставку в Фонд Миро в Барселоне - удивительно, но даже музейщики не знали, что парижское ателье выставило на продажу эти предметы.

Правда, скептики сравнивают поиски сокровищ в столице Франции с лотереей, в тираже которой слишком много билетов.

"Мне везло три или четыре раза за 20 лет! Посчитайте шанс успеха!", - говорит покупатель Юрий Садовский.

Рисунок, подписанный рукой Пикассо, стоит 100 евро, и это в прямом смысле слова лотерея, один билет в которой стоит в переводе на рубли около 4 тысяч. Рыночная стоимость шедевра - главный приз - миллион евро. Внук художника объясняет: на семейном совете решили - хулигану в искусстве, его деду, понравилось бы быть первопроходцем и в лотереях, ведь впервые в мире будет разыгран такой лот!

"Этот рисунок 1914 года очень важен, это значимое для истории искусства произведение: это эволюция кубизма в творчестве моего дедушки, вторая волна, с неожиданными для Пикассо цветами", - делится Оливье Пикассо, внук Пабло Пикассо.

Собранные средства пойдут на помощь искусству: на возрождение культурных ценностей ливанского города Тир.

Эйфелева башня, пожалуй, главный парижский пример того как легко недооценить настоящий шедевр. Произведение искусства в ней увидели не сразу и даже хотели снести! Потеряли бы 330 миллиардов евро, это ее нынешняя ориентировочная стоимость.

Каждый год только на одних входных билетах она зарабатывает 30 миллионов. А количество бесценных эмоций, которые испытали здесь люди со всего мира, подсчитать просто невозможно.