Один день Николая Ивановича

На модерации Отложенный

 

В шесть утра Николай Иванович уже гремит вёдрами, хлопает дверьми и всячески проявляет свою жизненную активность. В это время он, как всегда, затапливает свою «прачку» ( так называется большая дровяная печка на его подворье,) и начинает «убирать скотину», то есть варит пойло своим двум быкам, жующим свою жвачку в глубине хлева, заваривает «болтушку» из отрубей или комбикорма для огромной свиноматки с её потомством, не забывая при этом, как бы мимоходом накормить своих любимых гусей. Гуси у Николая Ивановича пользуются особой любовью (так, как постоянно несут огромные, матовые яйца, которые Николай Иванович очень любит) , поэтому каждый гусь и гусыня имеет свою кличку , а так же им разрешено гулять самим по себе, и где вздумается.

Поэтому гуси, важно переваливаясь и гогоча, бродят целый день по улицам села от лужи к луже, вытягивая шею, и шипя всякий раз, когда увидят приближающегося к ним неосторожного прохожего.

 

 

Есть у Николая Ивановича и куры, снующие тут и там до самой поздней осени, роющиеся без конца в навозных кучах за дальним двором, и бегающие , как им и положено, от пестрого, голенастого петуха, хрипло орущего всякий раз, «как оглашенный», когда догонит он очередную курицу.

 

Чего нет у Николая Ивановича- так это коровы.

На нее уже не хватает ни времени, ни сил, так как жена Николая Ивановича -Вера Павловна, работает с утра до вечера в соседнем колхозе зоотехником , а сам он –сутки

через две- охранником в райцентре. Так что приходится обходиться без коровы. Её продали год назад (о чём Николай Иванович очень сокрушается), и на вопрос:

почему он не держит корову ? ,просто и со вздохом отвечает: «не осилям», то есть «не осиляем» -так обычно говорят местные жители , когда не в силах что-либо сделать , а делать надо.

 

. А на вопрос же: зачем он работает охранником в городе за десять тысяч рублей? ,неизменно отвечает, что работать где-то надо, «чтоб трудовая книжка лежала»,и «чтоб стаж шёл».

Когда был ещё не обанкрочен местный сельский кооператив, где Николай Иванович работал заведующим мастерской, проблемы такой не было. Теперь же все сельские мужики, кто не спился, вынуждены ездить работать в райцентр. Чаще всего охранниками да сторожами, ибо и в райцентре,кроме магазинов, банков,да аптек, никакой занятости для населения не имеется. Хотя своего подворья никто пока не бросает: от него основной доход у сельского жителя. Все,кто не ленится и ещё «в силе»,имеют в своём хозяйсте и кой-какую сельхозтехнику. У Николая Ивановича, поскольку он заведовал мастерской ,имеется свой трактор и даже пресс для сена, чем он очень гордиться.

Когда развалился сельхозкооператив, была даже у него мечта: заняться фермерством, открыть семейное крестьянско-фермерское хозяйство. Поставить в посёлке дом для сына,который уехал в райцентр и живет там на съемной квартире и работать всем семейством на себя, а не в соседнем колхозе за маленькую зарплату, как его жена. Для этого и не продал скупщикам семейные земельные паи,которые получили ещё в девяностые годы. Но мечта эта так и осталась мечтой. Чтобы «оформить» и выделить даже собственные земельные наделы, кадастроввые инженеры попросили столько денег, а Россельхозбанк предложил такие условия кредитования начальной фермерской деятельности, что посовещавшись с Верой Павловной , с сыном и братом,что проживает в соседнем посёлке, Николай Иванович,развел руками и сказал: «не осилям».

С тех пор редко он вспоминает о своём несостоявшемся семейном хозяйстве. А если вспомнит, беззлобно выругается и показывая на своё ухоженное подворье говорит: «Нам хватает, а эти.....как хотят».

После утренних необходимых забот ,перед обедом, Николай Иванович непременно зайдёт в соседские гаражи, где чинятся латаные-перелатаные мотоциклы и машины. Непременно даст совет, как и что лучше делать, иногда и сам поможет отвинтить или привинтить какой нибудь болт или гайку. В этих делах авторитет Николая Ивановича непререкаем, свой старый УАЗ и трактор держит он в образцовом порядке,чем очень гордиться.

Пообедав, Николай Иванович обычно около часа смотрит телевизор, ругая надоевшую рекламу и то ,что « сто каналов,а смотреть нечего». Живя в коттедже со всеми удобствами, не мог он не поставить и модную тарелку-антенну для телевизора.

Потом идёт опять в свой гараж или мастерскую, где,смотря по необходимости, чинит технику, меняет жерди в свиных «тырлах» или делает другую ,необходимую в крестьянской жизни работу.

Вечером приезжает с работы Вера Павловна. Теперь уже вместе с женой, Николай Иванович снова «убирает скотину», перебирает картошку в подвале для корма быкам или отбирает маленьких поросят для продажи.

За ужином обсуждаются предстоящие дела на завтра, цены на поросят, выясняются детали предстоящей поездки на рынок и т. д. От этих действий и решений зависит все то,на чём держится и семейный достаток Николая Ивановича и Веры Павловны и благополучие их сына, которому ещё необходимо помогать, поскольку зарплата в райцентре маленькая, а своя квартира нужна.

Перед сном непременно смотрится ещё телевизор или обсуждаются с зашедшей соседкой планы на предстоящие работы на огородах. Сколько картошки нужно посадить , когда высаживать помидорную рассаду, и что шланг для полива надо поменять. Мелочей в таких делах,где рассчитывать,кроме себя ,ни на кого не приходится,как правило ,не бывает.Ложаться спать Николай Иванович и Вера Павловна  обычно рано.

Утром, в шесть часов, опять начнётся  будний  день с привычными заботами , присущими извечному крестьянскому труду.

Иному человеку, живущему в городской суете, со всеми её атрибутами ,ездящему отдыхать в саму Турцию и досуг свой проводящему более интересно и изысканно, такая жизнь может показаться примитивной и неинтересной. 

 

Но когда я вижу Николая Ивановича верхом на его лошади ,без красования скачущего по околице села и радующемуся пришедшей ,наконец,весне, что-то далёкое и хорошее вспоминается мне.