Мы пойдём другим путём?

В связи с новыми назначениями в правительстве возникают вопросы – будем ли мы опять кого-то догонять или у нас появится свой – эксклюзивный путь развития? Смелые идеи, как и решительные меры не характерны для рыночного общественного устройства – слишком мало надежд на согласие в противоречивом «демократическом» обществе и слишком мало желающих рисковать материальными ресурсами под проекты, не гарантирующие хотя бы 99% успеха. Констатация фактов, подтверждающих, что не всё так гладко в Беларуси, как на бумаге официальной отчётности, энтузиазма не вызовет, а нам нужен подъём, новое правительство закатав рукава должно броситься грудью на амбразуру, закрывая дыры в бюджете, отставания в глобальных инфраструктурных программах, таких, как архитектура информационных систем, транспорт, комплексное жилищное строительство. Говорят, что критиковать легче, поскольку можно только сделать вид, что ваша критика построена на более глубоком знании ситуации и точном прогнозе, на самом деле не располагая при этом возможностями и навыками. Однако в этой статье со всей уверенностью могу сказать, что если засидевшийся на руководящем кресле представитель ГКНТ путает в телевизионном выступлении энергию с мощностью, при этом никак не реагируя на письменные обращения о необходимости совершенствования патентного права (видимо это слишком сложно), а ещё более высокий деятель идеализирует ситуацию в руководстве, заявляя, что нужно сначала думать о государственных интересах, а потом о ведомственных, не замечая, что таких руководителей что то не видно, видимо они не хотят перед своими подчинёнными выглядеть странно, отнимая у них зарплату. Оно и понятно, что в рыночных условиях проводимые сейчас забастовки работников авиакомпаний ЕС, уже принёсших миллионные потери, выглядят явно не результатом политики, озвученной Кобяковым, для забастовщиков на первом месте – заработная плата, а дальше – хоть трава не расти и солнце не вставай. Полнота логики требует, конечно, справедливой взвешенной оценки плюсов, появляющихся из-за отмены рейсов, снижения выбросов канцерогенов, амортизации и прочих. Однако патриотизм ещё никто не отменял и толерантное общество, которое сформировалось в Беларуси за много десятилетий, готово работать себе в убыток, выполняя недальновидные замыслы руководства. Что делают первым делом лидеры мировой промышленности – такие, как SONY, получив информацию о новых технологиях? Они сразу же останавливают производство устаревшей техники, передавая ставшие ненужными технологические секреты другим. Что делают белорусы? С радостью пытаются внедрять морально устаревшие технологии у себя в качестве импортозамещения. Можно ли в этом случае выиграть в конкурентной борьбе, войдя в единое мировое рыночное пространство? Вопрос, конечно риторический, но для двоечников, не сдавших в ВУЗе экономику с первого раза, повторю – нет.

Можно, конечно, не претендовать на мировое лидерство, заявляя, что Беларусь слишком маленькая, но перед нами пример Чехии – примерно равной по количеству жителей, но занимающее одно из первых мест в мире по уровню жизни.

Это была присказка, а теперь о главном – баланс интересов, который за счёт энергетиков хотят сдвинуть в пользу военных, необходимо вернуть обратно. Что делает законопослушный, порядочный человек, не имеющий оружия, столкнувшийся с бандой, имеющей милицейскую «крышу»? Обращается к адвокату? Увы, это бесперспективно, так же, как и писать в милицию заявления. Стоящие по стойке смирно директора, к которым приехал государственный рэкет, так же не будут писать в ООН заявлений о нарушении конституционных прав. Крайними окажутся не они, а подчинённые работники, независимо от того, кто не прав. Ленин, который судя по свежему видеоролику, выложенному в интернет, сделал попытку поднять голову в Мавзолее, наверняка перевернулся бы в гробу, если бы узнал о том, как понимают правящие далёкие потомки коммунистов Беларуси термин «социальная справедливость». Идеализм Кобякова, конечно, импонирует, но до тех пор, пока не последует команда директора урезать зарплату. Возможно низкий уровень безработицы объясняет отсутствие социальной защищённости этой группы населения в Беларуси, интересы которой некому защищать, которая в некоторых более развитых странах достигает 40%. Однако если там автоматизация промышленности на гораздо более высоком уровне, нет психологического дискомфорта у тех, кто предпочитает заниматься домашними делами, находясь на государственном иждивении, это вероятно недопустимо, поскольку в человеческой природе – создавать вокруг себя комфорт и развивать способности, приносить пользу обществу. При этом в Беларуси будут распинаться о проводимой гендерной политике стимулирования рождаемости – а кому придёт в голову рожать винтики, которые, лишившись работы, могут сразу же на последние деньги заказывать похороны, поскольку охотиться с луком в лесах запрещено, рыбу ловить – запрещено, даже поджарить и съесть налогового инспектора нельзя?

Нет, мы пойдём другим путём – пока жареный инспектор с картофельной бабкой в поваренной книге не появился, будем требовать соблюдать авторские права, чтобы официальные безработные могли дома заниматься интеллектуальной деятельностью и получать за это стабильные средства на достойную жизнь. И тот час, который я затратил на написание этой статьи, я мог бы потратить на гораздо более серьёзные разработки, если бы лет 10 назад начали реформу патентного права и ввели он-лайн патентование. Читайте блог – http://blogs.mail.ru/mail/vvgavruk/ - там есть мои идеи и в области высоких технологий и некоторые правовые аспекты.