Юноши в России хотят революции, а девушки — уехать

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости Текст: Аня Айвазян

Современная российская молодежь недовольна властью и хочет слома существующей системы, не верит в искренность оппозиции, но не хочет менять ситуацию в стране своими руками. К таким выводам пришли авторы исследования, проведенного "Лабораторией Крыштановской" и опубликованного в интернет-издании "Гефтер". Социологические опросы проводились в 26 городах России с декабря 2012 по февраль 2013 года. В результате контент-анализа выяснилось, что молодежь в стране в основном фрустрирована, пессимистично настроена и не может выработать для себя никакой жизненной стратегии на будущее.
 

Основные выводы исследования таковы:

  • Молодежь боится власть, потому что считает ее "чем-то отталкивающим, опасным, безжалостным".

  • Молодежь уважает только представителей своего ближайшего окружения и людей, которых она видит на телеэкране.

  • Чем моложе респонденты, тем устойчивее в их среде представление о России как о великой державе, с мнением которой считается весь мир. Студенты относятся к своей родине более романтично и пафосно, гордятся страной. С возрастом идеалистическое представление о России все более заменяется скептическим.

  • Моложедь считает главными носителями социального зла — коррупции и воровства — российских чиновников.

  • Российская молодежь не видит для себя возможности получить всеобщее уважение и приобрести материальный достаток, честно работая в рамках своей профессии.

  • Кумиры современной молодежи — представители политики и шоу-бизнеса. Среди популярных персонажей нет ни одного, кто представлял бы профессии ученого, врача, учителя, инженера и проч.

  • Несмотря на протестные настроения, Путин остается самым популярным политиком в молодежной среде. Он "воспринимается как житель Олимпа, окруженный завесой таинственности и управляющий неведомыми силами. Путин кажется молодежи "драконом", который занимает свой пост по праву обладания тайными выдающимися качествами. Борцом с этим "драконом" респонденты хотят видеть столь же монументальную личность.

  • Более 90% молодых людей уверенно заявляют, что нет партии, выражающей их интересы. Эта большая по численности группа нашего общества до сих пор остается "ничьим электоратом".

  • Основными направлениями эмиграции являются: из малого города — в большой, из большого — в столичный, из региональной столицы — в Москву, из Москвы — в Европу и Америку.

  • Молодежь чаще высказывается за полный слом системы, даже за революцию, а не за постепенные изменения. Существующая оппозиция, как и один из ее лидеров Алексей Навальный, не может удовлетворить этого запроса.


PublicPost поговорил с автором исследования — доктором социологических наук Ольгой Крыштановской о том, примкнут ли недовольные властью молодые люди к протестному движению, что делать с царящей в молодежной среде фрустрацией и возможен ли в России май 68-го года.

— Есть ли шанс, что эта недовольная молодежь станет ядром большого протестного движения?

В целом более важным является то, что среди молодежи превалируют сторонники либерально-демократических идей. Это исследование зафиксировало впервые. Обычно либералы были в меньшинстве, а сейчас растет поколение, которое придерживается именно таких взглядов. Когда они придут на важные и ответственные посты, постепенно в стране начнет что-то меняться.

— Но получается, что это довольно радикальные либералы. Даже больше левые.

Нет, это вообще свойственно молодежи. Вообще среднестатистический человек проделывает путь в своей жизни от более радикальных взглядов, от полного отрицания чего-то к чему-то более консервативному. Это специфика юности и юношеского максималистского взгляда. Здесь нужно отделять вещи обычные от вещей тревожных, а тревожные вещи есть. Они связаны с социальными проблемами. Мы обнаружили, как много молодых людей фрустрируются после окончания вуза. У них есть представления, что вот сейчас они закончат, начнут классно зарабатывать, но ничего не получается. И тут начинается проблема.

— А какой выход из этой фрустрации?

Мы применяли не только социологические, но и психологические методы анализа. И выяснили, что уровень агрессии у молодых людей довольно высокий. То есть это просто такой негативизм, склонность к протестным действиям у юношей очень высокая. Особенно в группе молодых специалистов, которые закончили вуз или уже поработали где-то. У девушек фрустрация уходит в другое русло — у них склонность к эмиграции. Девушки выбирают не борьбу, а уход. Сказать, что наша молодежь готова к каким-то массовым протестам, нельзя. На словах люди негодуют, они резко критикуют власть и коррупцию, но в то же время они считают оппозицию слабой и сами не ходят ни на какие протестные акции. Вот это парадокс. Мы спрашивали у них: "Как же так, если вы так протестно настроены, почему вы не ходите на эти акции?" Они отвечают, что заняты, что по митингам ходят бездельники, а еще они не уверены в искренности лидеров оппозиции, кто-то считает, что они в сговоре с властями. Нет доверия, поэтому, изучая их слова, нужно отделять то, что они говорят, от того, что они собираются делать. Критиковать власть и все, что в России, стало модным в молодежной среде. Но как только речь заходит о том, что надо делать, мы видим полную пассивность и беспомощность. Кроме простецкой идеи, что надо все сломать, ничего больше нет. Нужно что-то делать с этим.

— Что можно сделать в этой ситуации?

Нужно стабилизировать состояние молодых людей. Надо менять акцент с получения образования на профессию. Профессия — то, что кормит человека, дает основу на долгие годы. А у нас получается, что все говорят об образовании, что главное — получить корочку. А потом пустота. Это постоянно создает группу людей, которые не удовлетворены, которые негативно настроены и все критикуют.

— С таким настроем среди молодежи у нас возможен май 68-го, или это не про нас?

Это правильный вопрос. Меня это тоже волновало, и я даже поехала во Францию, именно в университет Нанта, откуда все пошло. Я проводила там опросы среди профессуры, которая помнит те события. В общем-то это было стечением обстоятельств. Если находится лидер с каким-то специфическим чувством юмора, своей философией, который может объединить молодых людей для даже не совсем понятных целей (там, в частности, события начались из-за того, что мальчиков перестали пускать в женское общежитие), то любой даже самый дурацкий повод может послужить детонатором и взорвать ситуацию.