Что такое развитие? Взгляд философии. Часть 21.
На модерации
Отложенный
#21. Полная формулировка критерия научности.
Наука о явлении «Человек Разумный».
Объективный критерий истины для представлений людей о реальности явления «Человек Разумный» отличается от объективного критерия истины для представлений людей о внешней реальности.
Пользоваться объективным критерием истины для представлений людей о реальности явления «Человек Разумный» людям много сложнее, поскольку он СМЕЩЁН из текущей практики явления «Человек Разумный» в БУДУЩЕЕ явления «Человек Разумный». То есть, мы не можем отличить истинное от ложного в представлениях людей о реальности явления «Человек Разумный», если не можем прогнозировать какое будущее для явления «Человек Разумный» создаёт реализация тех или иных представлений людей текущей практикой общества.
Для ответа на вопрос, какие представления людей о реальности явления «Человек Разумный» СЕГОДНЯ являются ИСТИННЫМИ, мы должны:
1) уметь прогнозировать последствия текущей практики явления «Человек Разумный» для его БУДУЩЕГО;
2) уметь определять, какие представления, каких групп людей закрепляют в явлении «Человек Разумный» текущую практику КАТАСТРОФИЧНУЮ (негативную, пагубную, уничтожающую собой жизненные возможности) для будущего явления «Человек Разумный»;
3) уметь определять, как нужно изменить представления, каких групп людей, чтобы получить в явлении «Человек Разумный» текущую практику СОЗИДАТЕЛЬНУЮ (позитивную, дающую увеличение жизненных возможностей) для будущего явления «Человек Разумный».
Представим себе, что мы (люди) умеем всё это делать:
1) умеем прогнозировать последствия текущей практики людей для будущей жизни и развития явления «люди, общество, человечество», явления «Человек Разумный»;
2) умеем определять, какие представления, каких групп людей закрепляют текущую практику людей, уничтожающую будущее для явления «люди, общество, человечество», явления «Человек Разумный»,
3) умеем определить, какие представления, каких групп людей могут создать текущую практику людей, создающую прирост жизненных возможностей для будущего явления «люди, общество, человечество», явления «Человек Разумный».
Такое знание и такое умение людей является основой способности людей ОСОЗНАННО противостоять самопроизвольному скатыванию явления «люди, общество, человечество» в практику катастрофичную для будущего людей, общества, человечества, для явления «Человек Разумный».
Получение такого знания для людей является, по сути, теоретической частью науки о явлении «Человек Разумный» для ОСОЗНАННОГО созидания людьми прироста жизненных возможностей для будущего явления «Человек Разумный».
Наука о явлении «Человек Разумный» имеет, только и может иметь своей целью ОСОЗНАННОЕ создание людьми своей текущей практикой прироста жизненных возможностей явления «Человек Разумный» в его будущем, поскольку какая-то (самопроизвольная, слепая, не видящая своего будущего) практика явления «Человек Разумный» создается людьми и без всякой науки о явлении «Человек Разумный».
Актуальность осознанного созидания людьми будущего для явления «Человек Разумный» растет по мере того, как общество, человечество своей практикой входит в условия, в которых самопроизвольное (слепое, не видящее своего будущего) развитие текущей практики людей ведёт общество, человечество в невозможность иметь будущее – в катастрофу явления «Человек Разумный».
Соответственно, актуальность осознанного созидания людьми будущего для явления «Человек Разумный» падает, когда общество, человечество находится (или снова входит силой осознанного созидания) в условия, в которых и самопроизвольное развитие текущей практики обеспечивает прирост жизненных возможностей общества, человечества, явления «Человек Разумный» в будущем.
Первейшей задачей науки о явлении «Человек Разумный» является выделение условий реальности, в которых правильным является ОСОЗНАННОЕ созидание людьми будущего для явления «Человек Разумный», и условий, в которых правильным является САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ созидание людьми будущего для явления «Человек Разумный».
Согласно, критерию объективной истины и те и другие представлением людей о реальности явления «Человек Разумный» являются правильными, поскольку создают собой прирост жизненных возможностей для будущего явления «Человек Разумный», но только в разных его условиях.
Все ПРАВИЛЬНЫЕ представления людей о явлении «Человек Разумный» разбиваются на два типа представлений:
А) представления людей о явлении «Человек Разумный», верные АБСОЛЮТНО, поскольку являются правильным представлением о собственных свойствах явления «Человек Разумный», присущим ему в любой его реальности, и не могущим у него быть только, если самого явления «Человек Разумный» нет в реальности;
Б) представления людей о явлении «Человек Разумный», верные ОТНОСИТЕЛЬНО определённых условий его реальности и неверные относительно других условий реальности явления «Человек Разумный».
Все остальные представления людей о явлении «Человек Разумный» являются представлениями НЕОПРЕДИЛИВШИМИСЯ в своём согласовании с реальностью явления «Человек Разумный».
Осознанные людьми критически неверные представления взаимосвязаны с осознанием людьми абсолютно правильных представлений о реальности явления «Человек Разумный». Определяя абсолютно правильное представление людей о реальности явления «Человек Разумный», мы тем самым определяем для себя и знание его противоположности – критически неверного для людей представления о реальности явления «Человек Разумный».
Ищущие представления людей могут быть ошибочными для текущей реальности или для тех или иных условий реальности явления «Человек Разумный», но они не могут в своей реализации текущей практикой людей привести в будущем к уничтожению реальности «Человек Разумный». Они могут быть в будущем (близком или далёком) ею или согласованы, и стать правильными, в том числе и абсолютно правильными, представлениями в будущей практике людей, или не согласованы, и стать неверными представлениями, в том числе и критически неверными, для будущей практики явления «Человек Разумный».
Без ищущих представлений людей невозможно образование новых согласованных реальностью явления «Человек Разумный» представлений людей – невозможно развитие реальности явления «Человек Разумный».
Относительно правильные представления людей существую только в виде пары «представление о реальности – условия реальности, в которых оно правильно».
Если относительно правильные представления абсолютизируются людьми на все условия реальности явления «Человек Разумный», это может привести к тому, что относительно правильные для определённых условий реальности представления людей в других или новых условиях реальности явления «Человек Разумный» становятся критически неверными.
Важный вывод:
Научные теории о явлении «Человек Разумный» могут и должны считать себя только относительно правильными, указывая в явном виде условия или области правильности своих представлений, обоснованные объективным критерием истины для представлений людей о явлении «Человек Разумный».
Научные теории о явлении «Человек Разумный» должны в явном виде формулировать свои базовые представления, имеющие в данной теории статус абсолютной правильности, указывая вероятность их достоверности, как суждения человека о реальности.
В сочетании с полученными в главах выше требованиями критерия научности теорий о явлении «Человек Разумный», эти требования образуют полный критерий НАУЧНОСТИ теорий о явлении «Человек Разумный».
По сравнению с критерием научности теорий естествознания, критерий научности теорий о явлении «Человек Разумный» является значительно более жёстким.
Но не таким уж и непреодолимым.
Комментарии