Вольеры для оппозиции?

На модерации Отложенный

Что такое гайд-парк? Это классическая имитация демократической свободы, которая якобы предоставляется населению. Конституция не запрещает российским гражданам свободно собираться, говорить и митинговать. Но у нас конституционное право превратилось в разрешительное. И таким образом исчезло вовсе. Ведь если у меня есть право выйти и что-то сказать, но для этого потребуется получить ваше разрешение, то это уже не мое право, а ваше - давать это разрешение или не давать.

Сейчас у нас такое же право на митинги и демонстрации. Формально никакого разрешения получать не нужно. Но требуется согласование по месту и по времени, которое де факто превращается в разрешение на проведение мероприятия.

Для разрешения этого конфликта власть, предоставила постоянные площадки для митингов и прочей говорильни, условно называемые гайд-парками. Якобы как в Англии. Да, в центре Лондона есть реальный гайд-парк, где по традиции можно собираться и высказываться. Дело только в том, что английский Гайд-парк не имеет яркой политической составляющей. Если английские трудящиеся желают митинговать против власти, как это бывало во времена борьбы шахтеров с Маргарет Тэтчер, они не в Гайд-парк отправляются. Они, как все нормальные граждане, проходят по улицам своего города в большом количестве.

В Гайд-парке много народа и не поместится. Там собираются отдельные городские сумасшедшие или иные люди, приходящие по какому-то локальному поводу. Допустим, у меня есть замечательная собачка, и я хочу поделиться своею радостью, какая она у меня хорошая, умная и добрая. Я иду в Гайд-парк и рассказываю про свою замечательную собачку. Кругом собираются зеваки. Кто-то захочет послушать про мою собачку. Кому-то не терпится рассказать про свою. А кто-то заявляет, что все собачки плохие, потому что гадят где попало. Начинается разговор на вполне конкретную тему. Кому-то изменила жена. Он выступает и говорит, какие все женщины – ужасные существа, все беды, все зло от них. Другой соглашается, потому что ему тоже изменила жена. А третий спорит, что нет, женщины прекрасны, они наше счастье, и ему, например, жена не изменяет.

Все это не имеет никакого вообще отношения к политическим акциям. Может быть, в Сокольниках будет собираться несколько десятков человек, может быть, сотня, если им делать особо нечего. Будут слушать очередного оратора-любителя из собственных рядов, спорить и обсуждать. Или шашлыки жарить. Но это не заменяет митингов, демонстраций и шествий с определенными политическим лозунгами.

В Англии хотя бы есть своя традиция, причем давняя. У нас такой традиции нет. И сегодня она уже не появится, потому что не с чего. Кто туда будет ходить и зачем? По сути предлагается пустой фантик. Только, как спросил мальчик Сережа в старом одноименном фильме, когда ему взрослый дядя предлагал фантик без конфетки: «Дядя Петя, ты - дурак?».

Неужели наше общество глупее маленького Сережи?

Возможно, власть до сих пор считает, что гайд-парки – это решение проблемы. Но очень скоро она убедится, что это не так. Совершенно ясно, что появление таких гайд-парков продиктовано одним желанием - превратить митингующих в экзотических зверюшек, в городских сумасшедших. Мол, есть тут у нас чудаки, несколько десятков, но для них специально отведен гайд-парк. Теперь каждый может прийти и посмотреть на них, словно на медвежат в зоопарке, как они там весело кувыркаются. Эта цель очевидна всем – и тем, кто хочет посмотреть. И тем, кто хочет показать. И тем, кто хочет покувыркаться. Поэтому граждане вряд ли на нее клюнут. Сайты гайд-парков своими заявками они точно не завалят. А собираться будут в другом месте. Там, где их увидит гораздо большее количество людей. А специально отведенная площадка в зоопарке предназначена тем, у кого фактически заранее на лбу написано – городские сумасшедшие.

Точно так же власть хочет, чтобы некоммерческие организации добровольно написали у себя на лбу, мы - иностранные агенты. Потому что, в отличие от налогового или рекламного агента, формулировка «иностранный агент» имеет в русском языке и в русской традиции совершенно определенную коннотацию – иностранный шпион. В полном соответствии с тем же принципом оппозиции сегодня предлагается написать на своем лбу - городские сумасшедшие. Именно эту надпись и будет символизировать приход в гайд-парк в глазах остального населения.

Легко представить реакцию общества на такое «соблазнительное» предложение. Потому что мы – не сумасшедшие. Мы – граждане. В законе не сказано, что граждане имеют право собираться только в гайд-парках, в специально отведенных загонах, где их ни одна душа не увидит, кроме дам, гуляющих с собачками. Мы ставим серьезные вопросы, и дамы с собачками как зрители нас мало интересуют. Мы имеем право собираться в любом месте города. Так давайте договариваться, где именно. Потому что нас много, и мы – серьезные люди, а не чудаки.

Помнится, на заре туманной юности, в 70е, я собрался съездить в город Тбилиси. И одна московская барышня попросила об одолжении – привезти ей оттуда кроссовки, которых тогда в стране не было. Однако она прослышала, что в Тбилиси их делают цеховики, причем, делают абсолютно под Адидас, не отличишь. Я поехал в Тбилиси и действительно нашел там кроссовки. Они действительно ничем не отличались от настоящего Адидаса. За тем небольшим исключением, что у них была абсолютно деревянная подошва. Нога в них не двигалась, они были как колодки. Конечно, ни о каких занятиях спортом в них и помыслить было нельзя. По сути подлог и обманка, имитация, но внешне очень реалистичная! Должен заметить, что московские гайд-парки выглядят куда менее убедительно.