Христос и грешница
На модерации
Отложенный
Картина Поленова «Христос и грешница» — ее иудейский разбор.Картины Поленова в Русском музее висят в зале вместе со скульптурами Антокольского, и самая большая из них – «Христос и грешница» является красочным композиционным центром всей этой экспозиции.
Именно так, очевидно, задумано автором размещения экспонатов, но вот интересный при этом получился нюанс, трудно даже сказать – случайным образом он возник или намеренно.
В последнем случае с нашей, еврейской точки зрения даже – злонамеренно, хотя с христианской позиции это может представляться вполне невинной забавой.
Все дело в том, что Антокольский – один из сильнейших, величайших ваятелей России — был евреем, причем евреем истинным, не ушедшим из-под религии предков, т.е. глубоко верующим и соблюдающим все предписания иудаизма.
Если говорить напрямую, то это само по себе достаточная редкость среди фигур такого масштаба.
Начиная где-то с середины 19 века в искусство вообще, и в русское искусство в частности, влилась весьма значительная еврейская струя, но это были в основном секуляризированные, светские люди, ушедшие из «затхлой» атмосферы местечкового быта в «большой» (т.е. внешний) мир.
Антокольский был в числе немногих исключений из этого правила.
Именно это делает совмещение его скульптур с картиной «Христос и грешница» издевкой над его (нашей) верой, пусть даже и не задуманной специально, а появившейся от незнания.
И вопрос не просто в главном действующем лице этой картины – ведь у самого Антокольского есть скульптура «Христос перед судом народа», и стоит она в том же самом зале.
Сам этот персонаж — персонаж безусловно из еврейской истории, и, более того, он вполне яркий представитель еврейского мира той поры, а точней — еврейского мятежного, ищущего духа.
В общем, сам по себе главный герой не является чем-то противоречащим еврейскости скульптора. Вопрос в другом – вопрос в сюжете картины, точней даже, вопрос в сюжете соответствующего евангельского рассказа, ибо сама картина только талантливая к нему иллюстрация.
Фотография картины тут представлена, но сюжет все же требует расшифровки, благо не слишком длинен. Он взят из Нового Завета и повествует о том, что как-то мимо Христа, сидевшего со своими учениками невдалеке от Храма, процессия евреев тащила на казнь (побиение камнями) молодую женщину, уличенную в прелюбодеянии.
Христос сказал им известную фразу: «Кто из вас без греха пусть бросит первый камень». Ну и, понятное дело, устыдил этим тех евреев, так что они по-тихому разошлись, оставив в покое ту прелюбодейку.
Замечательный хэппи-энд, христианская идеология торжествует, люстры зажигаются, все расходятся по своим домам.
Однако, весь этот сюжет – профанация еврейской, иудейской морали, но не в христианском, всепрощающем смысле.
Нет, мораль, прописанная в Торе и Талмуде, вполне сурова к нарушителям заповедей.
Прелюбодействующая парочка, если женщина при этом была замужней (естественно, за другим), действительно подлежала смерти.
Кстати, именно парочка, а в рассказе и, соответственно, в картине фигурирует приговоренной почему-то только женщина, но не будем ловить таких тараканов (коих тут и не один этот), ибо есть здесь вещи посущественней.
Гуманность еврейской морали, зафиксированной в Талмуде, в другом – в принципиальном отказе от причинения человеку физических страданий, в т.ч. и от садистских методов казни.
Вообще-то все человечество почему-то всегда находило большое удовольствие в лицезрении длительных мучений казнимых или пытаемых.
Римское распятие и мусульманское сажание на кол, христианские костры и медленные поджаривания на решетке, российские четвертования и палочное забивание, дыбы, испанские сапоги и прочие прелести – все не пересчитать.
Все это было в истории человечества — и в массовом порядке, а кое-что из этого даже в совсем не такие уж давние времена…, но только не у евреев.
Талмуд предусматривает 4 вида казни, они даже подразделяются как-то по степени своей суровости (в зависимости от тяжести проступка), но все они нацелены только на очень быстрое наступление смерти.
Один из этих видов называется «скила» и на русский язык переводится как «побивание камнями».
Тут, как раз, и возникает недоумение – какая же это мгновенная смерть? какой, к чертям, гуманизм?
Камни, бросаемые людьми, никак, не могут привести к быстрому концу.
По простому рассуждению, они будут постепенно долбить человека, превращать его тело в сплошной синяк или кровоподтек, возможно — перебивать ему руки и ноги, и в конечном счете, навалятся над упавшим какой-то грудой, под которой казнимый через какое-то время и отойдет, конечно же с длительной агонией.
Вот здесь и выявляется общее незнание сути иудаизма.
Скила – это не забрасывание камнями человека толпой палачей (как это, оказывается, и посейчас практикуется в ряде мусульманских стран),
это совсем даже наоборот — сбрасывание казнимого на камни вниз головой с высоты примерно где-то в 3 метра, так что смерть наступала действительно мгновенно, то ли от пролома черепа, то ли от перелома шеи.
Отсюда естественный вопрос: какой же смысл тогда в предложении (совете) бросить первый камень самому безгрешному???
Ведь Христос был вполне грамотным иудеем, учился, по утверждению христиан, у самого Гамлиэля и не мог не знать системы иудейских казней.
Очевидно, разгадка кроется в авторах евангелий – людей совсем не из высоких слоев израильского общества, абсолютно незнакомых с Устной Торой (а именно в ней и находятся все расшифровки разных процедур, а т.ч. и казней), да к тому же описывавших события где-то через полвека после их свершения.
То есть, с уже основательно подзабытыми действительными ситуациями, и с многослойным пластом наложившихся притч, сказаний, легенд, выдумок.
Вот так и возникают наветы на евреев, в том числе и в основополагающих текстах иных (нееврейских) религий.
И таковых в них немало.
Этот еще – не из самых здовредных
Комментарии
То подумал, что дебил,
Что вокруг квадратная земля,
А попы моя семья,
И все черти - там друзья,
Там попы опять Христа распяли,
Толи он попам не угодил,
Толи черти снять его забыли,
А старухи волком выли
И попов благодарили,
Кто рублем, а кто квартирой,
И кресты им золотые целовали,
Со слезами умоляли,
Чтоб грехи им отпустили,
И с усердием просили,
Чтобы их они распяли
И с Иисусом рядышком повесили…
Только не вздумайте истину искать-
У Иеговы, Будды, Иисуса и Аллаха,
Они народам письменность не дали,
Они стремление к знаниям закрыли
И многих разума лишили,
Заставив меж собою воевать.
Григорий Мельников
http://stihi.ru/2011/06/28/3145
Комментарий удален модератором
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
(Иоан.8:2-4)
КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ ПРИВЕЛИ К НЕМУ ЖЕНЩИНУ, ПОЧЕМУ К НЕМУ, ОН ЧТО БЫЛ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ НА ТО ВРЕМЯ? ИЛИ ПРОСТО ПЛОТНИКОМ, СЫНОМ МАРИИ, КАК ОНИ САМИ ГОВОРИЛИ. ЕСЛИ ОНИ ХОТЕЛИ ВЫПОЛНИТЬ ЗАКОН, ТО ПОЧЕМУ ПРИВЕЛИ К НЕМУ? ЕСЛИ ХОТЕЛИ УЛОВИТЬ ЕГО, ЧТО БЫ ОБЛИЧИТЬ И УБИТЬ, ТОГДА ЭТОТ СЮЖЕТ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНЫМ.
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
(Деян.7:55-60)
ИЗ ЭТОГО ОТРЫВКА ТАК ЖЕ НЕ ВИДНО, ЧТО ЕГО БРОСАЛИ В НИЗ ГОЛОВОЙ, А ПРОСТО КИДАЛИ КАМНИ, И У СТЕФАНА БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ ПЕРЕД БОГОМ В МОЛИТВЕ, ЧТО НЕ СДЕЛАЕШЬ БРОШЕННЫМ В НИЗ ГОЛОВОЙ.
(((Ведь Христос был вполне грамотным иудеем, учился, по утверждению христиан, у самого Гамлиэля ))) ИИСУС НИ ГДЕ НИ КОГДА НЕ УЧИЛСЯ В ПОВЕСТВОВАНИИ В ЕВАНГЕЛИЯ, А В 12 ЛЕТ ЗАДАВАЛ СВЯЩЕННИКАМ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЛИ УДИВЛЕНИЕ У НИХ, ОТ КУДА ОН ТАКОЕ ЗНАЕТ В СВОИ ГОДА! А ВОТ САВЕЛ, БУДУЩИЙ АП. ПАВЕЛ, УЧИЛСЯ У ГАМЛИЭЛЯ, НО ОДНАЖДЫ ОН СКАЖЕТ УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА:
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
(Фил.3:4-9)
Еще более неубедительно выглядит попытка изобразить апостолов, которые были добрыми иудеями и более того, писали Евангелия будучи осененными Духом Святым, невеждами современных им законов. Подобные казни они скорее всего наблюдали воочию (если конечно они не совершались втайне, а роли палачей не исполнялись исключительно представителями “высоких слоев израильского общества”), поэтому евангелисты не могли заблуждаться. Кстати, упоминающаяся в Ветхом Завете казнь побивания камнями, часто сопровождается дополнительной ремаркой побить "до смерти", которая была бы абсолютно бессмысленной, если бы указанная казнь действительно была таковой, какой ее описывает автор.
Поэтому все изложенное больше походит на злонамеренный навет на Евангелия и их авторов, чем попыткой представить “об’ективную” точку зрения.
История с грешницей отсутствует во многих древних списках Нового Завета:
в Синайском кодексе (IV век),
Ватиканском кодексе (IV век),
Сирийской синайской рукописи (IV или V век),
В ряде переводов он помещается только в примечаниях.
Этот эпизод на Востоке появляется впервые в сирийском переводе Евангелия VI века, в этот же период его начинают включать в себя греческие рукописи.
Гуманность еврейской морали
Иисус не осудил её, потому что сам о себе свидетельствовал, что пришёл не для суда.
Его пытались сделать судьёй.
Но сами свидетели не соответствовали определённому стандарту.
Поэтому суд был бы не справедлив.
(по преданию, она возглавляла всех «священных блудниц» и упросила своего любовника привести ее прямо в стан для более успешной ворожбы),
Финеес тем самым прекратил поражение в народе.
Словом «поражение» переведено ‹магефа́› — имеется в виду мор, начавшийся в наказание за отступничество:
Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. (Числ. 25, 9)
Конечно, гнев Всевышнего действовал избирательно, поражая только тяжело согрешивших…
Ее имя, כזבי ‹Казби́›, означает «моя ложь» или «лживая» — уже по одному этому можно представить себе степень ее участия в «делах тьмы»!
Такое имя мог дать своей дочери только черный маг — сознательный служитель «отца лжи»
Очевидно, черной магией занимались и остальные начальники («князья») Мадиама, к которым присоединился сам Валаам, окончательно отступивший от Господа и направивший свои духовные способности на чисто магические цели
Талмуд
Расширенное устное толкование библейских законоположений было собрано и отредактировано
в 210 году н. э.
Йегудой а-Наси и получило название Мишна (букв. «повторение» закона).
Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии, где
ко II веку н. э.
было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемара (буквально «учение» по-арамейски). Мишна и Гемара и составляют Талмуд.
Илья, скажите пожалуйста - это в самом дел Ваш текст? В самом деле картина Поленова толкнула Вас на такие размышления?