ОБ ОФОРМЛЕНИИ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ

На модерации Отложенный

 

 

                 1. В далёкие,незапамятные времена,когда возникло стихосложение и стали  

            записываться стихотворные тексты,довольно скоро оформилась традиция

            начинать каждую стихотворную строку с заглавной буквы.В последнее время,

            однако,традиция стала нарушаться:появились поэты,начинающие строку с

            большой буквы только в том случае,если начало строки служит и началом

            предложения.Это,безусловно,помогает читателю - особенно при чтении

            незнакомых стихов(да ещё не на родном  языке).Разумеется,читатель и при

            традиционном оформлении стихотворения быстро разберётся в ситуации,но 

            всё же... Из крупных поэтов указанного новшества придерживается,например,

            Евгений Евтушенко.Ещё раньше стал так оформлять свои тексты Владимир 

            Маяковский (для него это было естественно,поскольку он писал "лесенкой",

            отдельные строчки у него состояли всего из одного слова и начинать их с

            большой буквы просто нелепо).

                 Тем не менее, большинство поэтов придерживается давно установившейся

            традиции.И поскольку сам я от неё давно отказался,мне стало интересно,

            почему она является такой устойчивой и ,вообще,почему она возникла.

            Я не литературовед и точного ответа на эти вопросы дать не могу,но пред-

             полагаю следующее.

                  На заре стихосложения преобладало так называемое "высокое" искусство -

            стихотворная трагедия,эпическая и героическая поэма(Илиада,Одиссея и т.д.),

            ода.Эти произведения писались "высоким стилем",и вполне естественно,что

            в них каждая стихотворная строка начиналась с Высокой,то есть Заглавной

            буквы.

                   2. Давно подмечено,что в стихотворениях иногда используются  неправиль-

            ные ударения в отдельных словах,и это никого особенно не волнует:все понимают,

            что это диктуется жёсткостью стихотворной конструкции.Ограничусь всего одним 

            примером - из Н.А.Некрасова: 

                  Я посетил твоё кладбИще,

                   подруга трудных,трудных дней,

                   и образ твой светлей и чище

                   рисуется душе моей.


             В прозе такое ударение режет слух,а в стихотворении - не коробит.И вот  мне

             кажется(опять же в интересах читателя),что ударения в таких случаях хорошо бы

             обозначать (не боясь показаться чересчур педантичным).

                 3.И в заключение ещё одно замечание,касающееся любых текстов,а не только

            стихотворных : необходимо,как мне кажется,обязательно ставить точки над "ё" - 

            опять же в интересах читателя ( к сожалению,это пока не считается обязательным).

            Вот пример.Слово "афера" пришло к нам из французского языка ( affaire) Но если

            читатель не знает об этом и  встретил это слово в тексте,где "ё" отсутствует, то

            он может прочитать неправильно - "афёра".

               Было бы интересно познакомиться с мнением участников Сообщества - особенно

            по первому пункту.