«Соцсети - это бросание слов в бездонный колодец»
На модерации
Отложенный
13.04.2013
В конце марта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к Великому посту. Помимо традиционных ограничений в пище и развлечениях, около 13 % опрошенных, имеющих доступ к интернету, заявили, что ограничат пользование Всемирной паутиной и, особенно, социальными сетями.
«Хотя бы в пост постараюсь меньше болтаться в соцсетях и бестолково ставить «лайки», - комментирует свои намерения один из участников опроса. В Русской православной церкви эта позиция всецело одобряется и поддерживается. Так, глава Отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин еще накануне Великого поста предложил соблюдать строгость и в информационном плане. А первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов лично удалил аккаунт в самой популярной сети Facebook, приняв решение не возвращаться больше в соцсети. «Культура» расспросила отца Максима об «информационном посте».
культура: Почему Вы считаете, что христианину стоит ограничивать свое пребывание в социальных сетях?
Отец Максим: Для начала я хотел бы напомнить известные слова преподобного Максима Исповедника о том, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. В полной мере это относится и к социальным сетям. Конечно, нам могут привести немало примеров - как благодаря соцсетям собираются деньги на лечение тяжело больного ребенка, помогают людям, пострадавшим от произвола чиновников, как давно потерявшиеся родственники находят друг друга, и тому подобное. Конечно, есть и такие примеры. Наверняка бывало, что автомат Калашникова использовался для фейерверков в детском саду, а не по основному назначению.
Но большинство людей, склонных Великим постом отказаться от тех же социальных сетей, отлично понимают, что находят там вовсе не пользу и душеполезное чтение. И что каждая очередная их запись наполнена не столько любовью к ближнему, сколько выставлением собственной жизни напоказ и гонкой за излишней, отягощающей сознание и разум, но при этом совершенно бесполезной информацией. Причем не обязательно греховной (понятно, что в интернете есть и такие вещи, которые не стоит смотреть не только постом), но именно бесполезной - ведь информационный понос из социальных сетей заполняет не только разум, но и души людей. И во время Великого поста, когда мы стремимся к чистоте и немногословию, этому потоку разумно поставить предел.
культура: А какие мотивы побуждают людей значительную часть своего не только свободного, но и рабочего времени проводить в соцсетях? Быть может, Вы сталкивались на исповеди с теми, кто понимает, что именно это - их главная страсть?
Отец Максим: Ну, главная - не главная, но как существенная проблема в духовной жизни человека - безусловно. Последнее я в своей пастырской деятельности встречал не раз. Одним из побуждений к такому времяпрепровождению (и этим оно особенно опасно) является иллюзия создать себе «другую жизнь». Не ту, в которой я живу реально, но которую я «создаю» собственной волей. Захочу - найду себе нового «друга», захочу - вычеркну его. Могу казаться смелым, хотя на самом деле трус, казаться нежным, хотя на самом деле хам, умным, хотя просто научился «копипастить». Могу сделать многое из того, что в реальной жизни разыграть нельзя (ведь поэтому и появилась знаменитая евангельская фраза «нет пророка в своем отечестве»). Именно создание иллюзии, комфортного самоощущения и есть один из самых притягательных соблазнов соцсетей.
культура: Как проще избавиться от этой страсти? Если уж таковая появилась, может, появились и особые методы борьбы с ней?
Отец Максим: Здесь нет ничего нового, еще Аристотель учил принципу «ничего слишком». Надо жестко контролировать или, выражаясь интернет-языком, «модерировать» собственное присутствие в социальных сетях. По времени и по сути (жестко отсекать пустой треп и контакты, не связанные с профессиональными интересами и реальной пользой другим людям). И обязательно время от времени проверять, что же в итоге получается из моего присутствия в соцсетях? И если из этого не выходит никакого блага, то нужно научиться говорить себе «стоп!».
Конечно, было бы прекрасно, как об этом недавно сказал отец Всеволод Чаплин, заменить виртуальное общение чтением литературы. И здесь, кстати, вполне можно провести аналогию с курильщиками, которые перед тем, как окончательно бросить свою пагубную привычку, для начала заменяют настоящие сигареты электронными. И если уж многие из нас совсем разучились читать бумажные книги, то вполне можно купить «ридер» и читать на нем ту же классическую литературу: ощущения остаются прежними - пальцы водят по сенсорной панели, глаза смотрят в электронный экран, но содержание - совсем иное, положительное.
культура: Что побудило лично Вас покинуть Facebook? Ваша страничка была весьма популярна...
Отец Максим: То, что когда-то начиналось как интересное общение между единомышленниками, постепенно превратилось в бросание слов в бездонный колодец. И именно поэтому я принял решение больше не тратить на это время и душевные силы и уже не возвращаться ни в какие социальные сети.
Комментарии
Не согласен про пост и другие внешние ограничения, каждый должен научиться сам быть взрослым и отвечать за последствия. У нас в "век информационных технологий" остается очень мало времени для себя, для общения с другими, с Богом. "Дух времени" таков, что правила невозможно соблюдать. Да и надо ли? Ведь не по букве, а по духу жить надо... Наши "послушания" по работе таковы, что не сделай что-то, будут неприятные последствия. И если кто-то хочет быть праведным, так это за счет других получается. Если кто решился ближе к Богу в это время быть, так нечего лезть в другие разделы, пиши про свое. Извините, экспромт... все еще отчет по работе пишу.
что по статье - то судя по откликам, вернее их отсутствию, люди ( я имею ввиду православных христиан) последовали призыву РПЦ о информационном Посте.
или они согласны с тобой и извлекают из "бездонного колодца" , как ты сказал " ответы от Всевышнего"
никто не благ, а только один Бог.
если обидел, прости.
у Адама были свои обстоятельства, у Евы свои. Объективные.
я вчера покаялся и причастился заодно и пособоровался.
да будет Божье благословление на всех нас!
p.s.
а про шизу (тараканы в голове) пиши обменяемся
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке : "Если все хорошо, то в сутки из двадцати четырех часов вы подумаете о Боге десять минут, остальное время будете думать о себе. Если бы из двадцати четырех часов Бог помнил о нас только десять минут, мы бы не существовали. Если, создав семью, мы бы работали для пропитания своих близких десять минут в день, мы бы с голоду умерли. Если бы, поступив в университет, мы бы учились десять минут в день, мы бы учиться никогда не закончили. Если мы хотим попасть в рай, хотим быть с Богом, но посвящаем Ему только десять минут, а остальное время посвящаем заботам о себе, мы никогда не найдем Бога"
проф. МДА Осипов, как то сказал, ( не дословно ), что жизнь человеческая по масштабам космического времени можно считать не более 2 секунд.
Комментарий удален модератором
общение с любовью христианской дает радость жития, приближает, мне кажется, к Богу. Здесь Володя истину говорит.
а все остальное от лукавого.
да пребудет благословение Господне со всеми нами!
Комментарий удален модератором
Потому что много споров, негативных эмоций, есть риск впасть в гнев, обиду, злость.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
прошу простить за вопрос и стиль его постановки ( вот он бездонный колодец и его эхо) больше не буду
Христос Воскресе!