Нравы бросают вызов
На модерации
Отложенный
Нравы бросают вызов
Недавно в газетах и интернет–ресурсах прошло сразу несколько сообщений о поступках один немыслимее и страшнее другого. И все это — хроники современной жизни в нашей, казалось бы, спокойной стране. Речь о внешне простой обыденности обычных людей, коими мы все являемся. Но еще только заголовки этих заметок читаешь, а уже думаешь: наверное, действительно настают последние времена, если такое возможно. Если отец бьет ножом собственного 10–летнего сына. Если внук душит электропроводом деда и надевает ему на голову полиэтиленовый пакет. Если молодой парень насилует 90–летнюю старуху. Если — о, Господи, куда же Ты смотришь! — сын часами извращенно издевается над собственной матерью...
Откуда же такой ужас? Когда не остается ничего святого, когда самые родные люди превращаются по отношению друг к другу в безумных кровожадных тварей. И что можно сделать, чтобы вырваться из затягивающей адской пучины нравственной деградации и безбожия в душах и головах? Ведь на фоне того, что происходит, классическое определение «домашнее насилие» скоро перекочует в категорию всего лишь традиционной забавы под популярным девизом «милые бранятся — только тешатся»: делов–то — «мужык жонку паганяў». А та, потирая синяки, повопила–повопила, покляла–покляла, но, когда по вызову соседей прибыл милицейский наряд, кинулась тирана защищать: «Ему ж завтра на работу...» Не убил же он ее. Или — она его. Эта картина все больше остается в прошлом. Потому что сегодня — убивают. Муж — жену. Жена — мужа. Сожитель — сожительницу, и наоборот. Кто — по пьянке, кто — от переполняющей жгучей ненависти. Ком катится и катится, на него налипает все больше и больше грязи... И вот получаем то, что получаем, — сын до смерти насилует мать.
Сейчас по телевидению идет социальная реклама общенациональной информационно–просветительской кампании «Дом без насилия», проводимой ЮНФПА ООН в Беларуси совместно с белорусскими государственными и общественными организациями.
С экрана актриса и кулинарка Юлия Высоцкая убеждает телезрителей в том, что на домашней кухне нет места насилию и слезы здесь могут появляться только от чистки лука. Дается номер телефона «горячей линии», по которому жертвам домашнего насилия предлагают обратиться за помощью: 8–801–100–8–801. Звонок, кстати, делается со стационарного телефона: ежедневно с 8.00 и до 20.00, бесплатно и анонимно для всех жителей страны. Однако эта реклама, на мой взгляд, большей частью направлена на городскую, вполне современную и продвинутую аудиторию, которая, как ни печально, тоже сегодня является целевой клиентурой: случается, в узком семейном кругу не только оскорбляют друг друга, но и нещадно дубасят один одного люди весьма образованные и информированные.
И все же куда острее и ужаснее проблема в социально неблагополучной среде. В отдаленном поселке с небогатым выбором работы. В глухой деревушке, где пенсия стариков — самый завидный источник доходов. Именно в таких условиях сплав квалификации, новейших социальных технологий и практик серьезных общественных, международных организаций с опытом и знанием жизни местных структур — сельских исполкомов, социальных служб, милиции и образования — должен воплотиться в особые стратегии и сделать свое дело. Ведь после звонка на «горячую линию» пострадавший ожидает скорой и действенной помощи. Но есть ли такая возможность вдали от столичных проспектов? Даже «кризисные комнаты» созданы пока не во всех районах. По–настоящему же переломить ситуацию удастся, только изменив сознание людей, воспитывая в них с детства нетерпимость к боли и страданию окружающих, уважение к старшим, продвигая нормальные гендерные стереотипы. То, как это в общем–то и было когда–то в домах наших предков. И если этого не может обеспечить семья, стоит активнее включиться в работу учреждениям образования.
«...О времена! О нравы!» — воскликнул Марк Туллий Цицерон в Древнем Риме еще до нашей эры. С той поры прошелестели века, а люди, оглядывая свою жизнь, все повторяют и повторяют его слова...
Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК
Дата публикации: 11.04.2013
Комментарии
Вот это и плохо, что оглядываясь назад, мы оправдываем порой себя. А это бесчеловечно быть на людях порядочным, а в семье тираном или еще хуже кем.
А вот этого учреждения образования сделать не смогут, тут семья вне конкуренции.
=И если этого не может обеспечить семья...=
Абстрактная семья? Этого не может обеспечить какой-то конкретный человек, создавший семью. Каждый отвечает за свою семью и не надо обобщений.
Любому по силам воплотить всё это в жизнь:
А что я один могу сделать?
Государство тут может только помочь. Как говорится, лошадь можно подвести к водопою, но заставить пить невозможно.
Но в компьютерных играх эффект присутствия, ведь это от нажатия твоего пальца враги падают под градом пуль или ещё чего-то. Это всё-таки сильнее влияет на психику. Когда ты привык таким образом решать вопросы, то и в жизнь переносится та же чёрствость и невосприимчивость к чужой боли.
а что в учреждениях у нас сплошь морально устойчивые работают?
Про таких раньше говорили: "Чайник с мороза!"
Деньги съели людей, дорогая. С Богом!
Знакомая картина.
В тексте упор делается на домашнем насилии со стороны мужчин. Хотел бы заметить, что мужчины тоже достаточно часто становятся жертвами семейного насилия. Не намного реже, чем женщины.