Гибель “С-80”

На модерации Отложенный

В январе 1961 года, вечером, ко мне зашел мой товарищ, старший лейтенант Анатолий Евдокимов, Мы вместе учились в Ленинграде, познакомились еще курсантами на танцах. Своих будущих жен нашли в педагогическом институте им. Герцена и, оказавшись оба в северном городе, дружили уже семьями.

Сели ужинать. Выпить Толя отказался, ему в пять утра предстоял выход в море. Штурман с соседней лодки “С-80” приболел и на замену отправили Толю. Выход намечался коротким, но товарищ беспокоился:

— Позванивайте в Питер, Галя там должна вот-вот родить...

— Хорошо, не волнуйся, все сделаем... — обещал я. У Толи родился сын — здоровенький, рыженький, но... папу малыш так никогда и не увидел... 27 января 1961 года подводная лодка под командованием капитана 3 ранга А. Ситарчика, со всем экипажем — а на борту находилось 68 человек — исчезла в Баренцевом море. Упорные многочисленные поиски не принесли результата.


Была назначена государственная комиссия по расследованию обстоятельств и причин гибели “С-80”. Председателем госкомиссии стал Маршал Советского Союза К. Рокоссовский, в то время главный инспектор Министерства обороны СССР. Но установить причину исчезновения субмарины комиссия не смогла.

Первая весть о С-80 поступила 3 февраля. Рыбаки одного из траулеров, промышлявших в Баренцевом море, выловили тралом сигнальный буй с лодки. Но трал тащили много миль, где этот буй попал в сети?

Снова был прочесан весь предполагаемый район, но тщетно.

Лишь спустя несколько лет эту загадку удалось разгадать.

Помог случай. Рыбаки неоднократно доносили, что они теряют сети, цепляясь в одном и том же районе промысла за какой-то подводный объект. Гидроакустическая проверка подтвердила:
действительно, на глубине 196 метров находится металлический объект, похожий на корабль.
Аварийно-спасательная служба Северного флота быстро убедилась, что этот “объект” является подводной лодкой.

Летом 1969 года в указанном месте спустился в глубоководном аппарате первый заместитель командующего Северным флотом, Герой Советского Союза, вице-адмирал А.И. Петелин. В лучах подводного прожектора он увидел корабль, на рубке которого свисали оборванные рыбацкие сети. Александр Иванович был опытный подводник и дизельный флот знал досконально. У Петелина сомнений не возникло: это “С-80”...

Приступили к разработке проекта по подъему подводной лодки с глубины 200 метров. В мировой практике такого еще не было. Позже за сам этот проект и созданное для подъема оборудование группу ученых и моряков-спасателей правительство удостоит Государственной премии. Руководил работами начальник АСС ВМФ, контр-адмирал Н.П. Чикер. Главным инженером экспедиции назначили капитана I ранга инженера Ю.Н. Сенатского, а возглавил экспедицию капитан I ранга С. Минченко. Это были опытные моряки-спасатели. А имя контр-адмирала Чикера было известно всему миру. Еще начинающим инженером он разработал операцию по подъему крейсера “Олег”, затопленного англичанами в 1919 году. Затем последовали подъемы линкора “Новороссийск” в Севастополе, спасение малютки “М-351” и ее экипажа на Черноморском флоте и многие другие операции.



24 июля 1969 года с борта спасательного судна “Карпаты” затонувшую субмарину взяли в объятия клещи специально изготовленного захватного устройства. Подводой “С-80” перенесли на более мелкое и спокойное место, а затем уже с помощью заведенных водолазами понтонов подняли на поверхность. Первая, главная часть операции, была успешно выполнена.

Теперь предстояло установить причину гибели подводной лодки. Председателем вновь назначенной государственной комиссии стал известный со времен Великой Отечественной войны подводник Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Иванович Щедрин. Мне посчастливилось встретиться с Щедриным в семидесятые годы. Он тогда был главным редактором журнала “Морской сборник”, и как-то зимой выступал в подмосковном санатории ВМФ перед отдыхавшими там морякми. В перерыве я подошел к Григорию Ивановичу, сказал, что служу на флотилии подводных лодок Северного флота и что мой друг, старший лейтенант А.Г. Евдокимов, погиб на “С-80”. Разговору нас затянулся... Вот что рассказал Щедрин.

... Катастрофа произошла в 1.20 пополуночи 27 января 1961 года. В это время лодка находилась в полигоне боевой подготовки в Баренцевом море, на траверзе Териберки. Погода стояла морозная, несколько штормило.

Из всех версий следователи остановились, казалось на самой невероятной — встреча с кораблем шпионом. С-80 шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов. Чтобы избежать столкновения советская подводная лодка совершила резкий маневр вниз и вправо, что привело к захлестыванию морской воды через шахту РДП (работа двигателем под перископом). (Через нее дизельный двигатель «дышит» на перископной глубине в среднем 24 метра). Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек, матрос машинист ошибочно вместо закрытия воздушного клапана РДП, повернул расположенный рядом маховик астронавигационного перископа «Лира», в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму. Попытка подводников вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, дизельная подводная лодка провалилась на глубину кормой вниз. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены взрывом, личный состав подводников, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в аппаратах ИДА-51 остановила глубина. Так погибли 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80.

Как показали расчеты, экипаж задержался с продуванием главного балласта на 30 секунд, и эта задержка стоила жизни всему экипажу.

До сих пор неизвестно, почему С-80 срочно пошла на погружение. В вахтенном журнале отметки нет.
Ее просто не успели сделать. Вполне возможно, что она уходила от столкновения.

— Я, как старый подводник, — говорил мне Григорий Иванович, — вижу в этой катастрофе прежде всего такой урок. Профессия у нас сложная и без героических действий не обойтись. Но в первую очередь подводнику требуется что? Умение... На лодке каждый друг за друга, эту простую истину и надо воспитывать у моряков. Во время Великой Отечественной в каких только ситуациях не бывали подводники! Сверху сыплются глубинные бомбы, в отсеке нечем дышать а всплывать нельзя, потому что наверху противник. Человек слаб, мог бы кто-то и смалодушничать. Но спасала любовь к Родине, ее предать было хуже смерти... Отметили мы также в акте, что промышленность и конструкторы должны быть более пунктуальны в выполнении спецификации, а военная приемка — более требовательна. Потому что за каждую недоработку тоже расплачивается личный состав.

Доклад о причине гибели “С-80” заслушали в ЦК КПСС. А по результатам работы комиссии по флотам провели технические конференции на всех уровнях, от матроса до адмирала. Саму лодку было решено подорвать, благо, на ее борту не было ядерных зарядов.



Подводные лодки проекта 613 (по классификации НАТО WHISKEY) строились на судостроительных заводах СССР в Ленинграде, Николаеве, Сормове, Комсомольске на Амуре.

Всего в течение 1950—1966 годов было построено 215 единиц. Головную “С-61” заложили в Николаеве в апреле 1950 года.
Многие субмарины этого проекта позже были переоборудованы и модернизированы для отработки новых видов оружия, вооружения. Например, “С-148” переоборудовали в 1958-м под научно-исследовательское подводное судно “Северянка”. С 1959 года еще шесть единиц серии, в том числе и “С-80” превратили в ракетоносцы проекта 644. Впоследствии документацию проекта 613 передали Китаю.


Тактико-технические данные:

Водоизмещение -1350 тонн
Длина — 76 метров
Два дизеля 37Д — 4000 л.с
Автономность — 30 суток
Скорость — 13 узлов
Экипаж — 52 человека
Непрерывное пребывание под водой — 200 часов.

Из всех версий следователи остановились, казалось на самой невероятной — встреча с кораблем шпионом. С-80 шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов. Чтобы избежать столкновения советская подводная лодка совершила резкий маневр вниз и вправо, что привело к захлестыванию морской воды через шахту РДП (работа двигателем под перископом). (Через нее дизельный двигатель «дышит» на перископной глубине в среднем 24 метра).

Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек, матрос машинист ошибочно вместо закрытия воздушного клапана РДП, повернул расположенный рядом маховик астронавигационного перископа «Лира», в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму.

Попытка подводников вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями.

После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, дизельная подводная лодка провалилась на глубину кормой вниз. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были разрушены взрывом, личный состав подводников, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в аппаратах ИДА-51 остановила глубина. Так погибли 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80.

По неофициальным данным за всю историю подводных лодок было построено около 3600 единиц, из них около 2600 затонуло и погибло в результате боевых действий или техногенных катастроф. Подводный флот стал заложником неизвестной войны, которую политики называли «холодной». Каждый год 7 апреля в день гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» возле Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге собираются ветераны подводного флота.
Это неофициальный день памяти всех погибших подводников.



США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки "Скорпион" боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования "Scorpion Down" военный журналист Эд Оффли.

"22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими подводными силами", — заявил Оффли в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе.

Секретные договоренности между США и Россией о неразглашении настоящих причин гибели АПЛ "Скорпион" "существовали и продолжают существовать", утверждает автор книги, который работал над своим расследованием на протяжении 25 лет.

По официальным данным, АПЛ "Скорпион", имевшая на борту две торпеды с ядерными боеголовками Mark-45, погибла со всем экипажем в составе 99 человек при до сих пор невыясненных обстоятельствах в мае 1968 года в районе Азорских островов в Атлантическом океане.

Оффли утверждает, что на самом деле американская подлодка была потоплена советской атомной подводной лодкой класса "Эхо-2", которая после короткой подводной схватки выпустила по "Скорпиону" торпеду.

Торпеда ударила "Скорпион" в корпус в районе центральной рубки и спустя 90 секунд после мощного взрыва американская подлодка, рассыпаясь на части, начала падать на океанское дно.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение "Скорпиона" было "местью" советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.

"Гибель "Скорпиона" была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129", — пишет в книге Оффли, который считает, что США не были причастны к гибели К-129, но "многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон".

Трагедии 1968 года были частью подводной "разведывательной войны", многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.


"Возможно, что конфронтация между "Скорпионом" и советской подводной лодкой могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля", — пишет Оффли, подчеркивая, что "в любом случае после того, как "Скорпион" оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду о К-129 и "Скорпионе".

Оффли утверждает также, что место гибели "Скорпиона" было найдено американцами не 29 октября 1968 года, как до сих официально утверждается, а еще 9 июня, и что координаты этого места были переданы ВМС США советской стороной.

В книге приводятся многочисленные факты срочного уничтожения в ВМС США многих важных документов и других вещественных доказательств, связанных со "Скорпионом", а также примеры преднамеренного, по утверждению автора, "запутывания" официального расследования, от которого были скрыты многие материалы, включая сделанную на Багамских островах и хранившуюся на базе ВМС США в Норфолке (штат Вирджиния) запись сигналов подводных сонаров системы SOSUS, где отчетливо слышны шумы двух маневрирующих подводных лодок, пуск торпеды, мощный взрыв и разрушение корпуса одной из подлодок.

"Экипаж АПЛ "Скорпион" погиб в бою", — утверждает Оффли, обвиняя ВМС США в сокрытии истинных причин гибели подлодки.

Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но он уже получил "десяток" посланий по компьютерной почте от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели "Скорпиона" не были тайной.

В конце своей книги Оффли напоминает также о том, что "в октябре 1992 года во время визита в Москву для встречи с российскими лидерами тогдашний директор ЦРУ Роберт Гейтс (нынешний министр обороны США) передал президенту Борису Ельцину видеопленку и советский военно-морской флаг".

На видеозаписи была запечатлена церемония морских похорон шести советских моряков, тела которых были извлечены американцами во время тайной операции по подъему советской АПЛ К-129.

"Флаг, который Гейтс передал российскому президенту, покрывал их (моряков) гробы, прежде чем они были преданы морской пучине", — пишет автор книги.