Об экономизме перестроечных дикарей
На модерации
Отложенный
Удивительно, но вот уже столетия как ведутся ученые споры об экономических проблемах, стоящих перед человечеством, пишутся ученые статьи и трактаты, с завидной регулярностью проводятся авторитетные форумы, однако никаких подвижек в сторону их снятия до сих пор не наблюдается. В чем дело? Как вопрошал когда-то известный политический деятель - не хотят, или не могут? А может быть, просто не там ищут ответы на вызовы современности?
Были ли «экономические проблемы» в Советском Союзе? Если и были, то, по всей видимости, не столь значительные, как в гитлеровской Германии, разгром которой в Великой Отечественной войне однозначно продемонстрировал преимущества плановой социалистической экономики перед капиталистическим способом производства. Тем не менее, наличие определенных теоретических неясностей в практике строительства социализма признавалось и тов. Сталиным в его работе «Экономические проблемы социализма в СССР».
В отличие от других работ вождя в «Проблемах социализма» он впервые не столько декларировал «единственно верный» взгляд на социализм, сколько пытался убедить себя и общество в верности этого взгляда. Пытался совместить научный марксизм-ленинизм со сложившейся практикой строительства коммунизма на данном историческом этапе. Совмещение не вполне получалось, и Сталин это чувствовал. С одной стороны он провозглашал товарно-денежные отношения не противоречащими социализму, но с другой предупреждал, что сохранение этих отношений неизбежно приведет к реставрации капитализма в Советском Союзе.
Вскоре вождь скончался, оставив разговор незаконченным, а «проблемы социализма» - нерешенными. Продолжатели его дела – «верные ленинцы» вздохнули с облегчением. Сложившийся порядок вещей всех устраивал, а любопытных, чтобы копаться в трудах основоположников, в среде партийной бюрократии никогда и не было. С некоторыми косметическими новациями, сложившаяся при тов. Сталине модель социализма благополучно просуществовала до перестройки, не утратив ни одной «проблемы», но обретя массу новых, игнорировать которые было уже невозможно.
Разумеется, никаких «экономических» проблем в Советском Союзе не было. На одной шестой территории суши планеты было вполне достаточно ископаемых ресурсов, плодородных земель, пресной воды, чтобы обеспечить комфортное существование для многих поколений советских людей. Проблемы в СССР были не «экономического» рода. Они были обусловлены изъянами в самом способе общественного производства, были вызваны попытками совмещения преимуществ плановой экономики с, как казалось партийной бюрократии, «плюсами» капиталистического хозяйственного уклада. Разрешения этих проблем следовало искать в рамках марксистской политэкономии, но не в рецептах буржуазных «экономистов», пусть даже с партбилетами в карманах, несостоятельность которых была невооруженным глазом всякому думающему человеку.
Молодой, энергичный генсек, вряд ли после вуза открывавший книги Маркса или Ленина, был очарован блеском «обществом потребления» и, доверяясь «логике» услужливых партийных «академиков», уверовал в преимущества «рынка», «конкуренции», «частной собственности», в то, что именно благодаря им «цивилизованные» страны достигли своего процветания и благополучия.
Оставим в стороне вопрос о «цивилизованных» странах и о том, насколько их «благополучие» совместимо с элементарной человечностью, насколько постоянный страх перед будущим может быть выражен в долларовом эквиваленте, а изнурительная борьба за выживание быть измерена наполнением супермаркетов вожделенными для советских людей колбасами и сырами ста сортов. Вспоминается Эллочка Щукина, «людоедка» из бессмертного произведения Ильфа и Петрова «12 стульев», которой великий комбинатор всучил грошовое ситечко для чая в обмен на два стула. И хотя словарный запас Горбачева простирался далеко за пределы тридцати слов Эллочки, это никак не сказалась на эквивалентности произведенного им «обмена» плановой социалистической экономики на ярко упакованную пустышку в виде «рыночных отношений», которые, наверное, из партийной скромности велено было именовать «передовыми методами хозяйствования».
Логическая ошибка была очевидна. Всё блага современной цивилизации созданы трудом и разумом человека, а не «рынком», не «инвестициями», не «капиталом» и не частной собственностью. Приписывать этим постыдным атрибутам капитализма некие производительные качества, значит унижать человека-творца, человека-мыслителя, превращать его в раба, холопа, нуждающегося во внешнем принуждении к труду.
В латентном виде такая политика «кнута и пряника» всегда присутствовала в советской экономической мысли, слегка закамуфлированная «принципом» социализма - распределением «по труду», что было ничем иным как встраиванием капиталистических отношений трудового найма в социалистическую экономику. Продажа рабочей силы, превращение человека в живой товар не только полностью противоречили марксистско-ленинской теории, не только тормозили развитие производительных сил, но и в строгом соответствии с важнейшим положением исторического материализма формировали мелкобуржуазное, обывательское общественное сознание. Происходил невидимый дрейф от бескорыстного труда на благо своего народа в сторону активизации «материального интереса», возрастанию роли денег, вещизму, разрушало классовое единство трудящихся, подменяло великую общую цель мелкой возней за собственное благополучие. Никакими плакатами, призывами, правильными лозунгами, лекциями и «воспитательной работой» нейтрализовать пороки социального бытия не получится. Тем более, если в этих пороках партийная бюрократия искала возможность «стимулирования» трудящихся, повышая зарплаты одним, давая привилегии и льготы другим, что вело не к росту производительности труда, а наоборот, убивало к нему интерес, смещая интерес в сторону потребления, превращая труд лишь в средство «зарабатывания» денег.
Справедливости ради следует отметить, что не один Горбачев клюнул на блестящую пустышку. Множество «ученых», прославленных «академиков», лауреатов нобелевских премий, «экономистов», писателей, публицистов спешили засвидетельствовать свою приверженность идеям перестройки и «рыночных реформ».
Любой вольнодумец, посмевший усомниться в чудодейственных свойствах рыночного саморегулирования, подвергался остракизму, становился «нерукопожатным» в продвинутых кругах просветленной новыми идеями публики. Однако «новыми» эти идеи были только для правящей партийной бюрократии, не знавшей, что «рыночное саморегулирование» есть давно известный классикам марксизма закон стоимости, основной закон товарного, т. е. капиталистического производства.
В чем только горластные рыночные неофиты не винили социалистическую плановую экономику! Во «врожденной дефицитности», «негибкости», «затратности», отсутствии конкуренции и прочих бедах, отводя удар от конкретных лиц, под чьим «руководством» несчастная советская экономика была доведена до столь плачевного состояния. Вдумайтесь, как плановой экономике можно приписать некую «дефицитность», если она плановая? Кто-то сознательно планировал «дефицит»? Потребности общества известны, ресурсные, технологические ограничения известны. Задача элементарная – запланировать и произвести необходимой продукции столько, сколько нужно. Но тут начинают противодействовать чужеродный закон стоимости, игнорирование которого может стоить очень дорого. Этот закон был неподвластен бюрократическим указаниям быть ценам «доступными для трудящихся», особенно, что касалось предметов и услуг первой необходимости – продуктов питания, коммунальных платежей, общепита, общежития и т. п. Партийной бюрократии, до смерти напуганной новочеркасскими событиями 1962 года, приходилось прибегать к разорительным дотациям, дабы не трогать розничные цены на продукты питания, давно не отражавшие их реальной себестоимости.
Отсюда и рукотворный «дефицит». Политбюровские «бухгалтера» не могли наращивать производство, предположим, мясной продукции, поскольку львиная доля бюджета страны ушла бы на её дотацию. Если же продавать по себестоимости, мяса можно было произвести столько, сколько требовалось, да еще и на экспорт бы осталось. Где у Маркса написано, что плановая экономика порождает «дефицит»? Маркс всего лишь пишет:
«Он [трудящийся] получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме».
Но если цена дотируется, то покупатель получит от общества больше, чем дал ему в виде своего индивидуального трудового вклада. Следовательно, кто-то, у кого нет возможности купить дотируемый товар, получит меньше. Столкнувшись с проблемой, политбюровские «мыслители» нашли «изящный» выход – перевести большую часть страны на «подножный корм». Пусть, дескать, жители сельской местности, заводят подсобные хозяйства и сами себя кормят. А излишек не возбраняется сдать в магазины коопторга или продать на колхозном рынке. Партийных «теоретиков» ничуть не смущало то обстоятельство, что производительность труда таких «фермеров»-кустарей на порядок ниже, чем в колхозной животноводческой ферме. Из того же ряда и идея с дачами, которые массово раздавались в советские времена всем желающим. «Экономисты» довольно потирали руки - хоть какая-то добавка в рацион трудящихся, не требующая ни копейки от государства. Мысль, что работу тысяч человек, в поте лица ворочающих землю лопатами, может выполнить за смену один тракторист, сиятельные руководящие головы даже не посещала.
Постепенно «экономисты», от категорий нужно – не нужно, перешли к иной парадигме, выгодно – невыгодно. И оказалось, что самое «невыгодное» - это содержание людей. Как много им всего надо! Это же сплошные затраты! Вместо экономики, в которой напомню, не было никаких естественных проблем, в умах партийных «теоретиков» воцарил экономизм, вознесший проблемы на системный уровень, свойственный чужеродной общественно-экономической формации, от которой народ с огромными жертвами избавился еще в октябре 1917 года. Со всех сторон заголосили партийные «ученые» и «академии» - рубль должен работать! Хозрасчет! Экономическая самостоятельность предприятий! Конкуренция! Снизу виднее что производить и по какой цене продавать! Долой «командно-административную систему»! Рынок всё расставит по своим местам! Всеобщий психоз превзошел самые оптимистические ожидания «реформаторов». Советские люди с плакатами, портретами, под одобрительные возгласы зарубежных гостей с энтузиазмом, с надеждой на лучшую жизнь стройными рядами направились в капиталистическую кабалу.
И никто не задал партийным предателям простого вопроса – почему, имея всю полноту власти, вы оказались неспособны организовать высокоэффективную работу плановой экономики? Кто вам сказал, что трудящийся человек движим шкурническими вожделениями? Судите по себе? Кто вам доказал, что конкуренция экономически эффективнее солидарности людей? Какой «рынок» может быть в предельно монополизированной современной экономике? Зачем он нужен? Для освобождения невежественных вельможных умов от трудов по планированию экономики в натуральных показателях? Дабы свести всю «экономику» к посильному для обывателя задач по распределению финансовых потоков? Кто вам доказал, что «уравниловка» убивает интерес к труду? А может быть, наоборот, именно равенство является самой комфортной социальной средой человека разумного, максимально благоприятной для работы в социалистическом производстве? Эти «теоретики» хоть день в реальном рабочем коллективе трудились? Знают ли они, что лучшим способом отравить отношения между людьми – дать одним больше, а другим меньше, типа, «по труду»? Результат нужно описывать?
Чудовищные последствия перестроечного лихолетья будут расхлебывать еще не одно поколение наших потомков, которых «экономические» дикари обрекли не только на взаимную борьбу за выживание, на бесправие, на страх за будущее, но и лишили традиционных советских ценностей солидарности, единства, братства, сплоченности в обществе равных, свободных и гордых людей, в котором нет ни господ, ни холопов, нет шкурного интереса, где все равно трудятся, равно получают, равно достойно и счастливо живут.
Комментарии
НАС МНОГО .И у нас у каждого в НАШЕМ ОБЩЕМ должна быть выделена наша ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ .-Это земля .
ОНА ВСЕХ КОРМИТ .
Мы её отдали в УПРАВЛЕНИЕ ВЛАСТИ .Не выделив свою ДОЛЮ в ней .и не приняв положения и правила по которым КАЖДОМУ должна выделится его РАВНАЯ ДОЛЯ от ОБЩЕГО _от земли на которой он живёт .
Многоуровневая Собственность Человечка -ЗЕМЛЯ .всех АДМИНИСТРАТИВНЫХ уровней от места жительства ВВЕРХ.до Уровня Планеты Земля .
А вниз не суйся -
И указаний сверху ,что делать Нижним быть не должно .Не может Столица знать что нужно деревне .
А решила Столица что она всё знает
И жена поехав на родину не увидела НИ ОДНОЙ деревни на своей родине -НИ ОДНОЙ .А деревня Люя была в ТЫСЯЧУ жителей .
Красивейшие места .
Но РУКОВОДИЛИ ВСЕ СВЕРХУ ВНИЗ,
и убили деревни Кировской области Санчурского района может ещё не все .Но все которые были вокруг д.Златополие .и д Крутовражья .
Я ездил к ним не велике.-Не заезжал .неловко было .А он уже были мертвыми .Кирпичные Брошенные дома .
А в Люе ещё жили люди .и работали на полях мужики .
"...наша ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ .-Это земля . (...) Мы её отдали в УПРАВЛЕНИЕ ВЛАСТИ".
Нельзя отдать то, чего не имеешь, и не можешь иметь.
Собственность - это ПРАВО.
Что произвёл, то и ТВОЁ.
Земля - это общенародное ДОСТОЯНИЕ, - достояние ПОКОЛЕНИЙ.
Земля не может быть ни в чьей собственности.
Земля - тот товар, который уже не производится. М. Твен.
.
«Но ведь для того, чтобы безнравственность торговли не слишком бросалась в глаза, экономисту всё ещё приходится сохранять хоть тень видимости того, что цена как-то связана со стоимостью. А что цена определяется взаимодействием издержек производства и конкуренции, это совершенно верно, это — главный закон частной собственности.»
Энгельс НАБРОСКИ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Суть социалистических отношений – это ПРЕОДОЛЕНИЕ Денег через процесс автоматизации, уничтожающей труд рабочих и тем самым уничтожающих самих рабочих как КЛАСС!
Ибо
«Настоящий враг, которого нужно побороть, — это капитал.»
МАРКС — ЭНГЕЛЬСУ, 14 АВГУСТА 1851 г.
Не отменить – ПОБОРОТЬ! Ибо отменить Разделение Труда никаким указом невозможно!
«Таким образом, если беглые крепостные стремились только к тому, чтобы свободно развить и укрепить свои уже имевшиеся налицо условия существования, и поэтому в конечном счёте добились только свободного труда, то пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существования всего предшествующего общества, т. е. должны уничтожить труд.»
Маркс и Энгельс Немецкая Идеология. 1.Фейербах
«Теперь ясно, что как бы ни расширяло машинное производство путем повышения производительной силы труда прибавочный труд за счет необходимого труда, оно достигает этого результата только таким способом, что уменьшает число рабочих, применяемых данным капиталом. Оно превращает в машины, т. е. в постоянный капитал, не производящий никакой прибавочной стоимости, некоторую часть капитала, который раньше был переменным, т. е. превращался в живую рабочую силу.»
Маркс Капитал 1т
Или, труд и можно уничтожить только через преодоление разделения труда что и обеспечивает процесс Автоматизации.
И таким образом
"...Историческое назначение капитала будет выполнено тогда,... когда прекратится такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, стр.280).
Ну а начиная с Хрущева в СССР происходит РЕСТАВРАЦИЯ Капиталистических отношений – погони за Деньгами на основе внедренного для предприятий показателя Прибыли, отказа от требования Диктатуры Пролетариата, расстрела Рабочих и т.д… И дефицит – это и есть результат скрытого роста Цен. От народа реставрацию Капитализма в СССР скрыть удалось, а вот от Цен – НЕТ!
Или, реставрация капитализма в СССР - есть результат отказа Партийной верхушки от Марса с полным пренебрежением к открытым и раскрытым Марсом Законов развития Общества!!
К.Маркс. Капитал 1т
Ибо
«Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей. Это в особенности относится к современным могучим производительным силам. Пока мы упорно отказываемся понимать их природу и характер, — а этому пониманию противятся капиталистический способ производства и его защитники, — до тех пор производительные силы действуют вопреки нам, против нас, до тех пор они властвуют над нами, как это подробно показано выше. Но раз понята их природа, они могут превратиться в руках ассоциированных производителей из демонических повелителей в покорных слуг.
Энгельс РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ
Ну в КПСС времен Хрущева, Брежнева, Горбачева это полностью проигнорировали...
Им захотелось "блистать и жить" как на Западе, а Советская действительность этого не позволяла.
И прав был Сталин, говоривший о первоочередной задаче - задаче воспитания нового человека. Человека, ставящего моральные ценности выше материальных.
Но после его смерти к власти пришли люди, сами заражённые всем этим...
Вообще-то это не задача, а цель, хотя и несколько некорректно сформулированная.
Дело тут не в том, что ставить выше, а что ниже.
А в том, что значит "воспитание нового человека".
Это кто должен кого воспитать как...
Чтобы воспитать нового человека, нужно иметь (воспитать) нового воспитателя.
А чтобы воспитать нового воспитателя, нужно воспитать воспитателя воспитателей...
В общем, это неправильно сформулированная "задача", не имеющая решения.
Воспитать "нового человека" нельзя, можно только воспитаться.
Самовоспитание в себе нового человека есть воспитание своего сознания - воспитание мышления в сознании.
Социализм есть построение Коммунизма.
Или - социализм есть воспитание ума в своей голове, а в уме - разума.
Коммунизм есть РАЗУМНОСТЬ людей.
.
Развитое сознание определяет бытие.
Неразвитое сознание неспособно ничего определять.
"Если в социальном бытие допускается неравенство, а, следовательно, несправедливость, то никакими правильными...".
Неравенство ЧЕГО.
Социальное - это про ЧТО.
Допускается КЕМ.
Формулировка вопроса есть его решение. Маркс.
И это ПРАВИЛЬНО.
.
ВСЕ "любые проявления неравенства" можно свести к одному общему для них СОЦИАЛЬНОМУ неравенству - неравенству отношений людей во власти и подвластных.
Пока БЕЗМОЗГЛОЕ большинство будет голосовать за власть над собой, будет существовать и власть, и социальное неравенство.
Бороться с последствиями создаваемой проблемы можно бесконечно долго.
.
.
.
А где конкретные предложения?
А предложения вам никто конкретно не обещал.
.
.
Власть не воспитатель - власть есть НАСИЛИЕ (принуждение).
Учитель и воспитатель - сама Жизнь.
Жизнь учит тех, кто способен учиться.
Необучаемых Жизнь наказывает.
.
Постепенно «экономисты», от категорий нужно – не нужно, перешли к иной парадигме, выгодно – невыгодно. И оказалось, что самое «невыгодное» - это содержание людей. Как много им всего надо! Это же сплошные затраты.
И Думание -Что нужно и в какую очередь оно нужно .-ПЛАН .
Без Плана множеству людей не суметь прожить.
ВСЁ охватить ПЛАНИОРВАНИЕМ -было НЕРЕАЛЬНО .
вот тут бы и заиметь проворных Кооператоров .
Завели ...И они стали укором для НАЧАЛЬНИКОВ СССР.
Как Поля Мальцева. И Арендаторы для колхозных контор.
И всё из Экономики перешло в другую плоскость.-В ВОЙНУ с ИНЫМ образом мышления людей .
СССР убила не Экономика -А противостояние ТОРМОЗОВ -Начальников .и наступающего нового отношения к труду .
НЕ ДАТЬ ПАХАТЬ на себя и свою семью .
ПАШИ на ВЛАСТЬ.
Идеи-СОЦИАЛИЗМА .а тем более Коммунизма в СССР уже не стало .
её сгноили нехорошие люди -из ОЧЕРЕДЕЙ .-Карьеристы .подхалимы .и прихлебатели .с мелкими жуликами из Управления страною .
стержень сломали лидеры национальных республик .-они брали себе СВОЁ.
Брать себе СВОЁ -вот суть человечков безидейных.
и брать себе у слабеньких человечков то что нужно сильным -это тоже суть человечков -Но человечков имеющих Власть и Силу Власти .
Всё по людски -только путь людей не вперёд к социализму и Коммунизму ,а назад -К рабовладению .
Ну а мы простонародье всего 151 год как переставшие быть рабами-крепостными .ещё не стали свободными людьми .кто-то стал .Но таких было немного .и их прорежали все Власти во все времена -при царях при генсеках .и теперь при президентах.
поэтому у власти есть мы -ЖРУНЫ .подхалимствующие -МЫ ПАТРИОТЫ ВЛАСТИ.
КОРМИ ВЛАСТЬ нас .КОРМИ ,...
перестанешь кормить -пожалеешь ...
а работать было интересно .и соревнование между нами было всегда -
негласное .
Кто заварит незавариваемое -и заваривали чугунные корпуса двигателей.
.
Если поздно, то уже никогда.
Народ не является субъектом - осознают только люди (субъекты).
Народ начинается с ТЕБЯ.
"Восстановление социализма" - это восстановление ЧЕГО.
.
Это повествование - один из таких "трактатов".
"...не хотят, или не могут?".
Скорее, не видят - потому как слепы.
"...не там ищут ответы...?".
Ответы на свои вопросы надо искать в своей голове.
Вопрос - это неправильно сформулированная мысль.
"Были ли «экономические проблемы» в Советском Союзе?".
Вопрос нужно формулировать правильно.
Была ли экономика в Союзе.
Есть ли сегодня, у нас понятие об экономике.
"...однозначно продемонстрировал преимущества плановой социалистической экономики перед капиталистическим способом производства".
Социалистическая экономика есть капиталистический способ производства, перестраиваемый в разумные (справедливые) социальные отношения.
Социализм есть капитализм, перестраиваемый в коммунизм.
Социальные отношения - более общее понятие, включающее в себя и производственные отношения.
.
Нет ничего практичнее хорошей (правильной) теории.
"Теоретическая неясность" определённо возникает уже в формулировке "строительство социализма".
Социализм не является объектом строительства.
Он сам является строительством - построением Общества.
Не стройку строить нужно, а мозги в своей голове - ровно это и подразумевает построение Коммунизма.
"Пытался совместить научный марксизм-ленинизм со сложившейся практикой строительства коммунизма...".
Ключевое слово - "пытался совместить", - ещё одна ошибка.
Научная теория нужна не для того, чтобы "совмещать" её с практикой, а для практического ПОНИМАНИЯ.
"...произведенного им «обмена» плановой социалистической экономики на ярко упакованную пустышку в виде «рыночных отношений»...".
Плановая социалистическая экономика без рыночных отношений - крива и однобока.
Это полуэкономика, недоэкономика и даже безэкономика.
Обратное - наглядно демонстрирует Китай.
.
"Логическая ошибка" - очевидная неочевидность, - соединение несоединимого (бессмыслица).
Правильнее - ошибочное (нелогичное) суждение.
.