Антиамериканизм как политическая дубинка

На модерации Отложенный

Нелюбовь к США и его внешней политике, американцам, американскому образу жизни и всему, что связано с заокеанской страной является одним из немногих объединяющих современных россиян трендом. Эта нелюбовь варьируется от зависти и критики до жгучей ненависти, которой не было даже в годы «холодной войны». Каковы же корни этого чувства и выдерживает ли оно проверку разумом?
Начнем с того, что русские не любят не так уж много наций и государств. Германию, к примеру, скорее любят, несмотря на, мягко скажем, сложные взаимоотношения в прошлом, включающие две мировые войны. А кого не любят? Французов? Англичан? Испанцев? Спроси у первого попавшегося «неполитического» человека: как ты относишься к англичанам? И он, скорее всего, ответит: да никак не отношусь, отстань. Возможно, скажет что-то критическое в контексте неких прошлых «терок» между Российской и Британской империями. Возможно, наоборот – похвалит английские традиции и футбол. Но все это точно будет без накала страстей. А ведь Англия объективно попортила кровушки России за последние 200 лет более, чем достаточно. Но ненависти нет.
Фактически, как ни странно, США и американцы – единственный «внешнеполитический объект» ненависти современных россиян. От этого чувства не отвлекают даже постоянные мантры в разных СМИ о том, что скоро миром будут править китайцы – китайцев просто не получается всерьез ненавидеть – именно всерьез, а не как клонированных бракоделов ширпотреба.
Каким же образом родилось в душах россиян это чувство и само ли по себе?
Еще лет 70 назад США была обычно «капстраной» — богатой, далекой, где, в представлении советского гражданина, были небоскребы и били негров. Какого-то особого «ненавистного» статуса у нее не было.
После Второй Мировой войны и начала гонки вооружений эмоции обострились, но никакой специфической ненависти к американскому народу не возникло. Ни при Сталине, ни при Хрущеве не талдычили, что американцы – «тупыыые», жестокие и коварные маньяки. Называть американцев тупыми было ох как себе дороже, потому что мы никак не могли их догнать и перегнать. А называть их коварными и жестокими было тоже как-то малоэффективно – недавно закончилась война с действительно очень жестоким и очень коварным врагом, до которого, как понимали все советские люди, американцам куда как далеко в области и коварства, и жестокости.
Тогда превалировал дух соперничества – и в космической гонке, и в экономике, во всем. А унижать соперника – себе вредить. Понятно, что издавались тонны литературы на тему «неправильного» образа жизни в Америке, зверств американской военщины во Вьетнаме и прочей идеологической накачки. Но рок-н-ролл, голливудские вестерны и немаленький поток американской литературы начиная с того же Джека Лондона, который был в каждом доме – все это весело и незаметно опровергало всю антиамериканскую пропаганду, и в итоге вряд ли можно сказать, что советского гражданина 60-70-х годов сильно занимала ненависть к Америке. Скорее, любопытство, подогреваемое джинсами, пластинками и всем подобным.
Про 80-е годы и особенно их вторую половину можно даже не говорить: в страну хлынула масса американской кинопродукции, расцвет русского рока автоматически рекламировал рок западный вкупе с западными странами, а там и шмотки американские стали появляться, что вызывало бешеный ажиотаж, но уж никак не ненависть.
Разумеется, распад СССР стал неким водоразделом в народных чувствах. После шоковой экономической терапии у нас резко возненавидели капитализм как таковой, и именно тогда США как крупнейшая капиталистическая держава получила первую серьезную порцию лучей ненависти. Это была ненависть обманутых людей: мы хотели джинсы и кино, а не нищету и бандитов. Правда, логическую связь между нашими бандитами и приватизаторами и американцами установить было сложно, поэтому очень популярной стала конспирология — в духе Дугина с его борьбой с «атлантизмом» и книжек типа О.Платонова «Почему погибнет Америка». Отсюда автоматически делался вывод: Союз развалили американцы. Ну, а кто еще? Мы, что ли? Так мы не виноваты – нас всех обманули, всех и каждого.
Фактически, ненависть к США была ненавистью не проигравших, а обманутых. Сдавшихся в одностороннем порядке взамен на обещания нового свободного и сытого государства. Точнее, сдались-то мы не Америке, а самим себе – тем, кто нам все это обещал и приводил в пример Америку. Америку и возненавидели – как тот самый злосчастный пример.
Сразу же тогда и стали с невиданной в советское время активностью и страстью собирать американские военные преступления, которые году в 75-м никто бы и не заметил. Страсти вокруг бомбежек Сербии в 99-м, войны в Ираке и Афганистане, а особенно – теракт 11 сентября, — все это вызывало больше чувств в народной душе, чем любые повышения цен на ЖКХ. Гнев, злорадство, надежды на посрамление мерзких америкосов доблестными федаинами и закадычными врагами душманами…
Кроме того, в антиамериканизме был громкий обертон оппозиционности: если правительство Ельцина прогибается перед американцами, то мы, ненавидя власть, не собираемся их любить.


К чему все это ведется? А к тому, что по мере роста благосостояния народа из-за подъема цен на нефть антиамериканизм стал резко идти на спад. Когда есть возможность просто жить и зарабатывать, некогда следить за внешнеполитическим футболом и страдать за иракских смуглых детишек. Кроме того, к началу 2000-х годов общество переварило примитивные антиамериканские пассажи Задорнова насчет «тупых американцев», благо компьютеры и интернет в который раз неумолимо доказали, кто рулит в мире в прикладном научно-техническом прогрессе. А заодно открыли еще одно информационное окно в Америку. А чем больше знаешь, тем меньше ненавидишь.
И вот именно в путинскую эпоху начинается эра антиамериканизма государственного, провластного, который пришел на смену народно- оппозиционному.
У него тон уже был совершенно другой: американцы теперь не тупые, а коварные, они везде устраивают «цветные революции», хотят мировой гегемонии, порабощения и смерти персонально каждого россиянина. Ярким примером был совершенно официозный фильм канала «Россия» «Империя добра», авторства Константина Семина. Главное, что было показано самым страшным: американцы меняют власть в разных странах. Вы только подумайте, какой кошмар! Вот был всенародно любимый отец всем грузинам Шеварднадзе, а его силой заменили на кровавого упыря Саакашвили! А Ющенко?! Это же просто американский зомби! То ли дело Янукович!..
Заодно в фильме смаковался вечный тезис «у вас негров бьют» — вспоминались отгеноциденные индейцы, кои, безусловно, были в сто раз лучше отечественных недогеноциденных чеченцев.
Именно тогда пошла волна официального антиамериканизма. Она строилась по простой схеме:
- Америка протянула свои щупальца по всему миру, и она просто мечтает поработить Россию;
- любая попытка оппонировать власти есть предательство Родины в опаснейший момент противостояния с Америкой! Что, понятно, должно караться по законам военного времени.
Иными словами, антиамериканизм позволял создать виртуальное «военное положение» в стране, в чем отчаянно нуждался боящийся любой политической конкуренции Путин.
В этот раз антиамериканская пропаганда стала чуть более изощренной. Она шла по двум направлениям, которые взаимно дополняли друг друга. Тезисы их таковы:
В самой Америке все хорошо, но это за счет порабощенного долларом и агрессией мира, из которого сосут соки американцы, живущие в долг, который мир никак не решится потребовать вернуть. Стало быть, они хотят поработить Россию, чтобы и дальше жировать на чужом горбу.
В самой Америке все плохо, у них бедность, безработица, экономический кризис, злые негры, агрессивные сексменьшинства и прочие кошмары. Стало быть, это все будет и у нас, если они нас поработят.
Под эти тезисы и подгонялась любая информация СМИ о США. И народ как-то незаметно инкорпорировал в «старую» ненависть новые тезисы и проглотил властную наживку. Так Путин и его идеологи сняли дивиденды с исходно-оппозиционного власти чувства.
Чтобы подчеркнуть собственную роль «борцов за суверенитет» (и монополизировать эту роль, обвиняя любых оппозиционеров в том, что они заведомо бороться за суверенитет не станут) Путин и Ко время от времени делали мелкие жесты типа надувание щек в Мюнхене, многозначительных предупреждений и так далее. При Медведеве этого стало поменьше, хотя и не сразу, из-за войны в Осетии, но после выборов зимой 2011 года все вернулось на круги своя, благо, помогла ситуация в Ливии.
При этом, разумеется, сам Путин отнюдь не дурак и не враг себе, а потому он ни за какой суверенитет страны не борется. Более того, понимая шаткость своего внутреннего положения, он давно готовит пути отхода. Куда? Ну не в Сирию же. В Америку. Или в Англию. Туда, куда рекой текут деньги его бизнес-партнеров по ограблению России. Именно поэтому он не смог отказать американцам по созданию базы НАТО в Ульяновске. Что, откровенно говоря, просто шокирует: когда десяток оппозиционеров сходили побеседовать с послом США – это стало всероссийской трагедией, а вот сотни американских солдат и постоянный поток вооружений и техники, которые, черт побери, могут однажды не поехать в свой Афганистан, а нанести удар по российским стратегическим объектам – это нормально. Что позволено Юпитеру, не позволено оппозиции.
Большой вопрос, есть ли у Путина гарантии политического убежища на Западе. Видимо, четких – нет. Есть намеки, хождение вокруг да около, вот Путин и пытается отвечать в духе «кнута и пряника» — то, чтобы не совсем уже презирали, грозно поворчит, то, чтобы всерьез не обиделись, базу НАТО разрешит. Но надеяться ему в случае падения с трона – не на что. Только на бегство. Вот он и пытается то антиамериканизм использовать в своих корыстных авторитарных интересах, то лижет зад своим будущим гостеепримцам.
Кстати, тут на днях посол Макфол публично удивился высокому уровню антиамериканизма в России. Интересно, как Путин отреагирует?..
Иван Чижиков
Опубликовано godwin, Мар 26th, 2012