Как мы воевали с бездорожьем, чтобы бабушка из глухой деревни купила колбасу

На модерации Отложенный
Город растет, деревня вымирает. Молодежь перебирается поближе к цивилизации, а в медвежьих уголках остаются старики, которые держат связь с миром через телевизор, телефон и автолавку. Корреспонденты FINANCE.TUT.BY проехались с автомагазином и выяснили, как живут и что покупают деревенские пенсионеры.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
В Марьиной Горке 8 часов утра. На торгово-распределительных складах Пуховичского райпо загружаются 8 автолавок, или, как их официально называют, автомагазинов. Это небольшие торговые точки на колесах, в которых продается все необходимое: мясо, хлеб, молоко, сахар, масло и другие продукты. Для городского жителя, привыкшего к супер- и гипермаркетам, ассортимент невелик, но пенсионеры из деревень довольны.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Рано или поздно коробки с торгово-распределительного
склада перекочуют в автолавки
 
- Яша! Галопом по Европам, поехали! - кричит водителю продавец Светлана. Маршрут для автолавок разработан таким образом, чтобы дважды в неделю машина пришла в каждую деревню Пуховичского района. Иногда дорога бывает очень долгой - в этом нам еще предстоит убедиться.
 
Светлана Потехина и Яков Баранов уже полгода ездят в автомагазине. Помимо работы, их объединяет страсть к автомобилям. Яша впервые сел за руль в 6 лет, хотя ноги еще не доставали до педалей. Светлана тоже водитель со стажем. Любовь к технике ей привил отец.
 
- В этой работе есть две составляющие, которые мне нравятся: общение с людьми и чувство дороги, - признается Светлана. - Правда, собеседники обычно старше 50 лет. В автолавках закупаются, в основном, бабушки.
 
В деревне Блонь - первой по маршруту - нас уже поджидают пожилые покупательницы. "Привет, Галя!", "Здравствуй, Нина!" слышно со всех сторон. Автомагазин позволяет им не только пополнить запасы продуктов, но и лишний раз пообщаться.
 
- Какой вам хлебушек? Подовый? - начинает торговлю Светлана. - Покупаем, бабулечки, не стесняемся!
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
В первую очередь пенсионеры берут хлеб и молоко
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Некоторые покупатели без бутылки не уходят
 
Несмотря на бодрый призыв продавца, пенсионерки берут только самое необходимое: молоко, хлеб, муку и колбасу. Нина Андреевна Пыж закупается продуктами на Пасху.
 
- Вон моя хата. Трубы видите? Это мы газ проводим, уже потратили, может, 30 миллионов. Все с пенсии делаем. Дочка у меня выпивает, а сын с молодых лет угонял машины. В общей сложности 18 лет просидел в тюрьме. А теперь такой человек, не нарадуется вся Блонь! Кто что ни попросит, все сделает, - радуется разговорчивая Нина Андреевна. - С газом уже немного осталось. А деньги - это ерунда, я одолжу в любом месте.
 
О деньгах разговор заходит и в следующей деревне - Затишье. Местная жительница Раиса Стояновская считает, что цены высоковаты для пенсионеров. На то, что "требует душа" Раисы Викторовны, нужно не меньше 500 тысяч рублей в неделю, но пенсия не дает разгуляться.
 
- А конфеты есть? Только не карамель, я не люблю карамельки, - купив все необходимое, интересуется пенсионерка.
 
- Есть "Коровка", есть "Полесье" по 61 тысяче за килограмм.
 
- Ойыуууй, - издает выразительный звук Раиса Викторовна. Дороговато, значит. Тем не менее, она все же кладет несколько конфет в сумку. - Дед все конфеты съел, а без них куда?

На этот раз Раиса Викторовна не позволила душе разгуляться: за полную сумку продуктов она заплатила 258 тысяч рублей.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Автолавка в Затишье приезжает раз в неделю. Перевезти
веськупленный провиант помогают санки
магазинмагазин
 
- Люди у нас хорошие, но иногда с ними бывает сложно, - забирается в кабину грузовика Светлана. У ее покупателей ворчливость зачастую признак возраста, но лишь единицы всерьез конфликтуют с продавцом. - Живет одна женщина в соседней деревне. Она сама в райпо работала, но это не мешает ей постоянно жаловаться. Вчера я привезла к ним в деревню фасованный хек по 43 500. Так она пообещала жалобу написать! "Почему такой дорогой хек? Ты завышаешь, точно, завышаешь!"
 
Подъезжаем к деревне Уголец. С десяток местных бабушек уже мерзнет в ожидании покупок. Автолавка останавливается аккурат возле закрытого сельмага. Как только уголецкие жители узнают, что вместе с магазином к ним приехали журналисты, заводят разговор о наболевшем.
магазинмагазинмагазин


Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Уголецкие бабушки сетуют, что магазин закрылся

- Снабжают хорошо, продавец вежливая, но магазин был бы лучше. Хотя бы три дня в неделю работал, - начинают разговор бабушки, выстраиваясь в очередь. - Это отговорка, что некому работать. Молодежи вон сколько в вузах учится!
 
- Надо закрыть все эти учебные заведения! В мединститут не поступить ни бесплатно, ни платно, а врачей в поликлиниках все равно нет, - предлагает радикальное решение одна из местных жительниц.

 
- А что та автолавка - того, чего нам хочется, иной раз и нет. Колбасу по 100-150 тысяч предлагают, а мы не можем такую купить, - ворчит пенсионерка и кладет в сумку палку "Ореховой" по 60 тысяч рублей за килограмм.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Пенсия не позволяет забыть о ценах, поэтому покупатели
всегда выбирают товары подешевле
 
- Магазин открыть им дорого, а сюда машину гонять по бездорожью дешевле?
 
Публика распаляется, и пятачок перед автомагазином все больше напоминает базарную площадь, где все кричат, но никого не слышно. К сожалению, просьбы местных открыть магазин едва ли найдут отклик в райпо. Месячный товарооборот сельмага - 30 миллионов рублей, автолавки - от 100 миллионов.
 
- Выручка за день зависит от того, сколько точек мы проедем. Если проезжаем пару деревень, то получается не больше 1,4 миллиона. А если не застреваем, у меня 6-8 миллионов за день бывает, - комментирует Светлана. Для сельского магазина это запредельная выручка.

Бабушки не спешат принимать в расчет экономическую целесообразность: им холодно дожидаться автолавки в апрельские морозы. С другой стороны, где еще можно встретить сразу всех соседей? И пенсионерки, вопреки собственным словам, не спешат расходиться по домам.
 
- Постоять хочешь? - спрашивает одна у другой. - Ну, постоим. Автолавка стоит, и мы стоим.
магазин
магазин
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
В автолавке можно купить все - от апельсинов до грудинки

А вот пенсионеру из деревни Заря Михаилу Корнейчику пообщаться не с кем, кроме журналистов. К автомагазину он выходит один.
 
- Как вам ассортимент?
 
- Да.
 
- Что значит "да"?
 
- А что вас интересует? - переспрашивает дедушка. В правом ухе у него слуховой аппарат, но вопросы иногда застают Михаила Васильевича врасплох.
 
- Как вам тут живется в полном уединении?
 
- Колбаса? Какая тут лежит, я не проверяю.
 
- Дедуля, вам вопрос задали, как вам живется в этой деревне? - Светлана отчетливо проговаривает слова, чтобы собеседник мог прочесть по губам.
 
- А-а-а, - ухмыляется дедушка. - Доживаем тут. Мне уже 82 года. В этом возрасте скучать уже перестаешь.
 
Следующий пункт маршрута после Зари - деревенька Смычка. До нее 10 минут езды, но у нас на это расстояние уйдет час. Дорога лежит через поле, заметенное снегом. Несмотря на то, что ее расчищает трактор, нам удается преодолеть только половину пути. Пуф! - колесо попало в яму, машина накренилась.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Грузовик застрял на середине дороги между Зарей и
Смычкой
 
- Застряли, - спокойно констатирует Яша.
 
- Я же говорила, что у нас весело! - смеется Светлана. - Наша машина приспособлена ехать только по асфальту и по гравийке. Если где-то перемет, мы буксуем.
 
Помощь уже идет. К нам подъезжает трактор, не компактный "Белорус", а огромный Fendt болотно-зеленого цвета. Водители перебрасываются парой слов - и трактор железным отвалом толкает наш грузовик. Из этой ямы мы выбираемся, но до следующей удается проехать всего пару метров.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Трактор подталкивает грузовик железным отвалом
магазин
магазин 
Впереди виден бульдозер - еще один агрегат, задействованный для расчистки. Похоже, добраться до Смычки нам помогает вся артиллерия местных дорожников.
 
- Как-то мы застряли буквально в сотне метров от одной деревни. Стоим, ждем, пока они дорогу расчистят, а они нам показывают на часы, мол, рабочий день закончен. Развернулись и уехали! - возмущается Светлана. - А у нас тоже рабочий день, нас люди ждут!
 
- У меня нехорошее чувство, - в кабине появляется голова Яши.
 
- Что это значит?
 
- Держись, значит, - подсказывает продавец.
 
Рывок - и нас на коротком тросе тащит бульдозер. Без этой помощи наш грузовик точно проиграл бы в борьбе с бездорожьем.

- Сто метров тогда не доехали до деревни, бабули и дедули так на нас ругались, - спокойно продолжает Светлана под равномерное покачивание машины. Для них с Яшей бездорожье не в новинку. - Там живет один дедушка, который всегда набирает продуктов на 300-400 тысяч. Ради него одного и стоит ехать.
 
Зарплата Светланы, как и других продавцов из автолавок, колеблется в районе 2 миллионов рублей и зависит от плана. Чем больше деревень объедет автолавка, тем больше шансов выполнить план и получить премию. Несмотря на мороз, бездорожье и невысокую зарплату, и Светлане, и Якову, похоже, нравится их работа. "У нас каждый день экстрим", - хохочет продавец.

До Смычки осталось каких-то 50 метров, и наши покупатели уже собрались. Ради них троих трактор расчищал дорогу, а бульдозер тянул грузовик по заснеженному полю. Ради того, чтобы пенсионерка Валентина Петровна Качура купила два батона, 7 кило муки и кровяную колбасу для котов.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Ударим автолавкой по бездорожью и разгильдяйству!
магазинмагазин
 Ольга Карелина